Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Печенкиной Н.А, судей Кокоевой О.А, Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ступина Александра Григорьевича на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 7 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 25 октября 2022 года по административному делу N 2а-683/2022 по административному исковому заявлению Ступина Александра Григорьевича о признании незаконным решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кокоевой О.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ступин А.Г. обратился в суд с административным иском к администрации Камышловского городского округа о признании незаконным отказа в приобретении земельного участка в собственность, обязании заключить договор выкупа земельного участка.
В обоснование требований указал, что на основании договора аренды N "данные изъяты" от 17 апреля 2006 года Ступин А.Г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 685 кв.м, по адресу: "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под строительство объекта торговли (магазин продовольственных и промышленных товаров с "Интернет-кафе"). На земельном участке расположен объект незавершенного строительства - магазин продовольственных и промышленных товаров с "Интернет-кафе", литер А, застроенная площадь 188, 6 кв.м, степень готовности 67%, назначение: нежилое, построен на основании разрешения на строительство N 33 от 29 сентября 2006 года, срок действия которого продлен до 29 сентября 2023 года. В настоящее время строительство объекта законсервировано на основании постановления главы Камышловского городского округа N 239 от 16 февраля 2010 года по заявлению Ступина А.Г. Объект незавершенного строительства находится в собственности Ступина А.Г. с 4 марта 2010 года.
23 октября 2020 года истец обратился в администрацию Камышловского городского округа с заявлением о выкупе земельного участка на основании пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно ответу администрации Камышловского городского округа от 2 ноября 2020 года, в выкупе земельного участка Ступину А.Г. отказано до завершения строительства объекта, указано, что закон о приватизации в данном случае не применим, поскольку его действие не распространяется на земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящимися в собственности физических и юридических лиц. Участок не может быть передан в собственность Ступина А.Г, поскольку на нем находится объект незавершенного строительства, принадлежащему истцу на праве собственности. Отказ администрации Камышловского городского округа считает незаконным, поскольку объект незавершенного строительства в силу части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится к объектам недвижимости.
Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 7 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 25 октября 2022 года, в удовлетворении административных требований Ступина А.Г. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 25 апреля 2023 года, административный истец Ступин А.Г. просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование кассационной жалобы ее автор, повторяя доводы административного искового заявления и апелляционной жалобы, не соглашаясь с выводами судебных инстанций, считает, что при рассмотрении дела суды ошибочно не применили нормы Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В возражениях на кассационную жалобу представитель администрации Камышловского городского округа просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции административный истец Ступин А.Г. и его представитель Пешнина Ю.Ю. поддержали доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не явились.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело по кассационной жалобе рассмотрено судом кассационной инстанции в их отсутствие, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, препятствием к рассмотрению жалобы не является.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, выслушав административного истца и его представителя, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года, от 3 февраля 1998 года, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П и др.).
Конституция Российской Федерации (статья 36, часть 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
Развивая указанный принцип, Земельный кодекс Российской Федерации в оспариваемых нормах предусматривает для собственников зданий или сооружений исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых эти объекты расположены, реализуемое без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 и пункт 1 статьи 39.20), а также порядок пользования чужим земельным участком лицами, которые приобрели в собственность здания или сооружения (пункт 1 статьи 35). При этом указанный порядок обеспечивает необходимый баланс интересов собственников земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на этих участках, устанавливая границы допустимого использования чужого земельного участка, а именно лишь той его части, которая занята зданием или сооружением и необходима для их использования.
Содержанием оспариваемых судебных актов и материалами дела установлено, что 17 апреля 2006 года между администрацией Камышловского городского округа и Ступиным А.Г. заключен договор аренды N "данные изъяты" земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 685 кв.м, по адресу: "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: строительство объекта торговли (магазин продовольственных и промышленных товаров с "Интернет-кафе") сроком действия до 5 апреля 2009 года.
Постановлением главы Камышловского городского округа от 2 апреля 2009 года N 490 срок действия договора аренды продлен до 29 сентября 2013 года, а впоследствии на основании дополнительного соглашения к договору аренды от 24 апреля 2009 года, и от 19 июля 2013 года продлен до 29 сентября 2023 года.
Согласно выписке из ЕГРН, кадастрового паспорта и фототаблице, на данном земельном участке расположен принадлежащий Ступину А.Г. на праве собственности объект незавершенного строительства - магазин продовольственных и промышленных товаров с "Интернет-кафе", литер А, застроенная площадь 188, 6 кв.м, степень готовности 67%, назначение: нежилое, построен на основании разрешения на строительство N 33 от 29 сентября 2006 года, срок действия которого продлен до 29 сентября 2023 года. Строительство объекта законсервировано на основании постановления главы Камышловского городского округа N 239 от 16 февраля 2010 года по заявлению Ступина А.Г.
23 октября 2020 года Ступин А.Г. обратился в администрацию Камышловского городского округа с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Письмом главы администрации Камышловского городского округа от 2 ноября 2020 года N 7284 в удовлетворении заявления о приобретении в собственность земельного участка отказано в связи с отсутствием у заявителя права на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку принадлежащий Ступину А.Г. на праве собственности находящийся на данном участке объект недвижимости является объектом незавершенного строительства и не предполагает исключительного права на приобретение в собственность земельного участка.
Разрешая заявленные требования Ступина А.Г. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, пришел к выводу, что у административного истца отсутствует право на приобретение в собственность спорного земельного участка без проведения торгов, в связи с наличием на участке объекта незавершенного строительства, поскольку до завершения строительства такие объекты не могут быть введены в эксплуатацию.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, так как они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Суды первой и апелляционной инстанций, пришли к обоснованному выводу о том, что заявление Ступина А.Г. о выкупе земельного участка рассмотрено в установленном законом порядке, решение от 2 ноября 2020 года выдано уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В подпункте 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Порядок приобретения земельных участков, находящихся в государственной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении такого участка регламентирована в статье 39.17 названного Кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Гражданский кодекс Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Вместе с тем объекты незавершенного строительства, в том числе являющиеся объектами недвижимости, не указаны в статьях 39.3 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации наряду со зданиями, сооружениями как объекты, для эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок в собственность без проведения торгов. Наличие на спорном участке принадлежащего административному истцу на праве собственности, зарегистрированном в установленном порядке, указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации не предполагает его право на приобретение в собственность данного участка без проведения торгов.
Объекты незавершенного строительства в отличие от зданий, сооружений не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию, что исключает возможность предоставления занятых ими земельных участков в собственность на основании приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации. Право на приобретение в собственность земельного участка собственник объекта незавершенного строительства приобретает только после окончания строительства и сдачи объекта в эксплуатацию.
Вопреки доводам кассационной жалобы, сам по себе факт наличия на спорном участке принадлежащего Ступину А.Г. на праве собственности, зарегистрированном в установленном порядке, объекта незавершенного строительства в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, не порождает у административного истца исключительного права на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов в целях индивидуального жилищного строительства.
Ссылка заявителя на пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" подлежит отклонению, поскольку данные положения не подлежат применению к спорным правоотношениям. Согласно пункту 7 этой же статьи, предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
При таком положении, руководствуясь нормами земельного законодательства и учитывая установленные судами фактические обстоятельства настоящего административного дела, судебная коллегия находит правильными выводы судов о правомерности и обоснованности оспариваемого Ступиным А.Г. решения административного ответчика об отказе в предоставлении в собственность без торгов испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела судами не установлена.
Доводы кассационной жалобы, полностью повторяющие доводы административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводов судов, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решения суда первой инстанции и апелляционного определения и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены сдебных актов, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Камышловского районного суда Свердловской области от 7 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 25 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ступина Александра Григорьевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.