Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-740/2022 по иску Пономарева Ивана Николаевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Свердловской области) о перерасчете размера пенсии, по кассационной жалобе Пономарева Ивана Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Пономарев И.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Свердловской области) о перерасчете размера пенсии.
В обоснование требований указал, что он является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". 14 февраля 2022 года обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии с учетом периодов его работы в кооперативе "Трезвость": с 28 апреля 1990 года по 31 марта 1994 года, а также периодов предпринимательской деятельности с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года, с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года. Решением от 21 февраля 2022 года ему в перерасчете пенсии отказано. Считает указанное решение незаконным, поскольку, по его мнению, подтверждением работы в кооперативе "Трезвость" являются удостоверение руководителя курсов по избавлению от пьянства, алкоголизма и курения по методу Г.А. Шичко, анкета курильщика, напечатанная в типографии г. Асбеста в 1990 году, фотография, сделанная в 1989 году во время учебы в г. Ленинграде, фотография со слушателями курсов в г. Асбесте. На основании изложенного просил признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области от 21 февраля 2022 года N151238/22 об отказе в перерасчете пенсии; обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 08 февраля 2017 года, установив размер пенсии в размере 16 903 рубля 19 копеек; взыскать с ответчика невыплаченную часть пенсии за период с 08 февраля 2017 года по 08 февраля 2022 года в размере 391 237 рублей 80 копеек, а так же компенсацию морального вреда в 20 000 рублей; возместить расходы на оплату юридических услуг в размере 10 000 рублей.
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 02 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 августа 2022 года Пономареву И.Н. отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Пономарев И.Н. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 августа 2022 года, как незаконного.
В доводах кассационной жалобы указывает, что он обратился в суд с иском о перерасчете пенсии. Судом первой инстанции ему отказано в удовлетворении исковых требований по причине недостаточности доказательств осуществления трудовой деятельности. Не согласившись с принятым решением, он обжаловал его в Свердловский областной суд, указывая в жалобе на необходимость допроса свидетелей Цаценко Н.И, Пальгунова М.А. для подтверждения осуществления трудовой деятельности. Однако он не был извещен о дате и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции, был лишен возможности явиться в суд со свидетелями, лишен возможности представлять доказательства. Кроме того, считает, что в материалах дела имеется достаточно доказательств его трудовой деятельности.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности доводов кассационной жалобы, о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта виду нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права при разрешении спора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 08 февраля 2017 года Пономареву И.Н. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Общий трудовой стаж Пономарева И.Н. по состоянию на 08 февраля 2017 года составил 34 года 4 месяца 20 дней. На 01 января 2002 года трудовой стаж составлял 20 лет 4 месяца 19 дней, с учетом службы в Советской Армии по призыву 2 года 2 месяца 13 дней. При определении размера пенсии учтена заработная плата Пономарева И.Н. за период с 01 ноября 1978 года по 30 апреля 1984 года, соотношение заработков определено в максимальном размере 1, 2. Общий размер пенсии на дату назначения составил 10 382 руб. 56 коп.
В трудовой книжке Пономарева И.Н. имеются записи о том, что он 28 апреля 1990 года назначен председателем кооператива "Трезвость" на основании протокола N 1 общего собрания кооператива от 26 апреля 1990 года; кооператив "Трезвость" перерегистрирован 29 апреля 1992 года в частное предприятие "Стим" в соответствии с решением городского исполнительного комитета N74 на основании приказа N1 от 29 апреля 1992 года.
Далее, в трудовой книжке следуют записи от 29 апреля 1992 года о назначении Пономарева И.Н. директором частного предприятия "Стим" приказом N1 от 29 апреля 1992 года и об увольнении его 01 декабря 1994 года в связи с ликвидацией предприятия на основании постановления N500 Главы администрации города Асбеста от 01 декабря 1994 года.
10 января 1994 года Пономарев И.Н. зарегистрирован предпринимателем, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица. На основании свидетельства III-АИ N803 в трудовую книжку внесена соответствующая запись. В периоды с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года, с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года Пономаревым И.Н. осуществлялась предпринимательская деятельность.
16 февраля 2022 года Пономарев И.Н. обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии, в котором просил учесть в страховой стаж периоды работы с 28 апреля 1990 года по 31 марта 1994 года, а также периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года и с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года.
21 февраля 2022 года ответчиком вынесено решение об отказе в перерасчете пенсии, поскольку записи в трудовой книжке о работе Пономарева И.Н. в кооперативе "Трезвость" с 28 апреля 1990 года по 28 апреля 1992 года, в частном предприятии "Стим" с 29 апреля 1992 года по 01 декабря 1994 года не отвечают требованиям Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утверждённой постановлением Госкомтруда ССС от 0 июня 1974 года N162 и постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 30 мая 1989 года N164/10-83 "О трудовых книжках членов кооперативов и лиц, работающих в кооперативах по трудовым договорам, для которых работа в кооперативах является основной". Во включение в стаж периодов с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года, с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года отказано по причине неуплаты Пономаревым И.Н. страховых взносов в период осуществления предпринимательской деятельности.
Полагая такое решение незаконным, а спорные периоды подлежащими включению в страховой стаж в целях перерасчета пенсии, Пономарев И.Н. обратился в суд.
Отказывая Пономареву И.Н. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что по данным отдела персонифицированного учета кооператив "Трезвость" в реестре страхователей, который ведется с 1991 года, не обнаружен, документы по личному составу частного предприятия "Стим" на хранение в архив не переданы, предприятие ликвидировано 28 апреля 1994 года. Учитывая указанные обстоятельства, принимая во внимание, что записи в трудовой книжке истца о работе в кооперативе "Трезвость" и в частном предприятии "Стим" произведены с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162 и постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 30 мая 1989 года N164/10-83 "О трудовых книжках членов кооператива и лиц, работающих в кооперативах по трудовым договорам, для которых работа в кооперативах является основной", действующих на момент заполнения трудовой книжки, иные документы, подтверждающие периоды работы истца в кооперативе "Трезвость" и в частном предприятии "Стим" отсутствуют, суды пришли к выводу о законности обжалуемого истцом решения пенсионного органа, об отсутствии оснований для включения указанных периодов в страховой стаж в целях перерасчета пенсии.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы Пономарева И.Н, суд апелляционной инстанции указал, что наличие в материалах дела документов об уплате частным предприятием "Стим" страховых взносов в 1992 и 1993 годах не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку, по мнению суда апелляционной инстанции, сам по себе факт уплаты предприятием страховых взносов не подтверждает трудовую деятельность истца, представленные ведомости не содержат сведений о работе истца, об уплате страховых взносов именно за Пономарева И.Н.
Отказывая Пономареву И.Н. в удовлетворении исковых требований в части включения в страховой стаж периодов с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года и с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года, суды указали, что в нарушение положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 3 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях", будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, он за 1998 и 2001 год не уплачивал страховые взносы, что исключает возможность учета этих периодов в страховой стаж в целях перерасчета пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы об отказе Пономареву И.В. в удовлетворении исковых требований об оспаривании решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области от 21 февраля 2022 года N151238/22 в части отказа во включении в его страховой стаж периода работы с 28 апреля 1990 года по 31 марта 1994 года и в части отказа в перерасчете пенсии; о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с 08 февраля 2017 года; о взыскании невыплаченной пенсии за период с 08 февраля 2017 года по 08 февраля 2022 года, а так же иных вытекающих требований о компенсации морального вреда и о возмещении судебных расходов, сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права, выводы судов не основаны на материалах дела.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступил в силу с 01 января 2002 года. Со дня вступления в силу данного Федерального закона утратили силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления в силу которого Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно части 3, 4 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей указанному закону.
С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 1 статьи 1 указанного федерального закона, далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "О страховых пенсиях" целью данного федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В пункте 5 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" для целей этого федерального закона дано понятие установления страховой пенсии, как назначения страховой пенсии, перерасчета и корректировки ее размера, перевода с одного вида пенсии на другой.
Статьей 6 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в соответствии с этим федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности и страховая пенсия по случаю потери кормильца. Аналогичные положения содержались в статье 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01 января 2002 года. С 01 января 2002 года на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01 января 2015 года.
В соответствии с положениями статьи 8 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действующего в период осуществления истцом трудовой деятельности, в общий трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
В статье 8 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с настоящим законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации утверждены постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2122-1.
Названным Порядком была предусмотрена регистрация работодателей в качестве плательщика страховых взносов в соответствующих органах Пенсионного фонда Российской Федерации, а до завершения формирования этих органов - у уполномоченных Пенсионного фонда Российской Федерации в районах и городах. Вновь созданные предприятия, учреждения и организации обязаны были зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывали расчетные и иные счета только при предъявлении предприятиями, учреждениями, организациями документа, подтверждающего регистрацию в качестве плательщиков страховых взносов. Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), определяется ежегодно Верховным Советом Российской Федерации по представлению правления Пенсионного фонда России. В 1992 году работодатели вносили в Пенсионный фонд России страховые взносы в размере 31, 6 процента, работодатели - колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия - 20, 6 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеры и адвокаты, - в размере 5 процентов их дохода; другие категории работающих граждан - в размере 1 процента заработка. Страховые взносы начислялись на все те виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям), из которых в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" исчислялась пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и поручения. Работодатели уплачивали страховые взносы один раз в месяц - в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляли и удерживали обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров.
Работодатели представляли в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов одновременно с истребованием средств на оплату труда. Без представления указанных платежных поручений средства на оплату труда не выдавались. Платежные поручения на перечисление страховых взносов исполнялись банками после удовлетворения требований по оплате труда и приравненных к ней платежей. При этом обязанность предоставлять сведения о размере взносов, уплаченных за конкретного работника, у работодателя отсутствовала. Как и отсутствовала у пенсионного органа обязанность персонифицированного учета уплаченных работодателем страховых взносов.
Согласно статье 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (пункт 1).
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2).
Аналогичные положения содержаться в частях 1 и 2 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила).
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа на момент назначения Пономареву И.Н. страховой пенсии определялся названными Правилами.
В соответствии с пунктом 11 указанных Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу пунктов 37 и 38 названных Правил периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. При утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
Кроме того, пунктом 6 названных Правил определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
На момент назначения Пономареву И.Н. пенсии государственное регулирование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации осуществлялось Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 1 которого определено правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", абзаца 5 статьи 1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" к застрахованным лицам - лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, относятся самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями). Таким образом, индивидуальные предприниматели в рассматриваемой системе выступают одновременно в качестве застрахованных лиц и в качестве страхователей.
В соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04 декабря 2007 года N 950-О-О, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установилправило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию. Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных норм права следует вывод о том, что до 01 января 2002 года размер трудовой пенсии находился в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01 января 2002 года. С 01 января 2002 года на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионном фонде Российской Федерации. В страховой стаж в целях пенсионного обеспечения подлежат включению периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При определенных условиях стаж работы может быть подтвержден свидетельскими показаниями. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Страхователи, к которым в системе пенсионного обеспечения относятся и индивидуальные предприниматели, представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах.
Индивидуальные предприниматели обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, возможность учета предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов именно в период осуществления этой деятельности.
Верно установив, что Пономарев И.Н. в периоды с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года и с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года являлся индивидуальным предпринимателем, при этом в нарушение приведенных положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 3 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" за 1998 и 2001 год не уплачивал страховые взносы, суды пришли к верному выводу о невозможности учета этих периодов в страховой стаж в целях перерасчета пенсии. С указанными выводами судебных инстанций судебная коллегия соглашается, основания для отмены судебных актов в данной части отсутствуют.
Для разрешения исковых требований в остальной части юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Пономарева И.Н, возражений ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства:
- кем и когда были зарегистрированы кооператив "Трезвость", частное предприятие "Стим";
- была ли исполнена кооперативом "Трезвость" и частным предприятием "Стим" обязанность по регистрации в качестве плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации после его образования в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года, а до образования у уполномоченных Пенсионного фонда Российской Федерации в районах и городах;
- исполнялась ли кооперативом "Трезвость" обязанность по уплате взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, а в последующем единого социального налога (взноса), исполнялась ли такая обязанность частным предприятием "Стим";
- осуществлялась ли фактически трудовая деятельность Пономарева И.Н. в кооперативе "Трезвость" и в частном предприятии "Стим" в спорный период;
- правильно ли произведен пенсионным органом подсчет страхового стажа Пономарева И.Н. при назначении ему пенсии с 08 февраля 2017 года;
- допущено ли пенсионным органом нарушение норм пенсионного законодательства и пенсионных прав Пономарева И.Н. при подсчете страхового стажа;
- правильно ли определен пенсионным органом размер пенсии Пономарева И.Н. при назначении ему пенсии с 08 февраля 2017 года, имеются ли основания для перерасчета;
- повлияет ли на размер страховой пенсии включение в страховой стаж спорного периода работы или отдельных его составляющих частей.
В целях установления указанных обстоятельств с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судам следовало поставить на обсуждение вопрос о предоставлении сторонами дополнительных доказательств, как в обоснование заявленных требований, так и возражений. К таким доказательствам могут относиться сведения, полученные из банка, налогового органа, из органа местного самоуправления о датах регистрации, перерегистрации, ликвидации работодателей, сведения из архивов. В целях вынесения законного и обоснованного решения следовало предложить пенсионному органу предоставить в материалы настоящего гражданского дела наблюдательное дело, заведенное в отношении каждого работодателя, а также полностью материалы пенсионного дела Пономарева И.Н. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, следовало обсудить вопрос об оказании содействия в собирании и истребовании доказательств путем направления соответствующих судебных запросов. Поскольку спорный период относится к периоду до регистрации истца в качестве застрахованного лица, следовало поставить на обсуждение вопрос о возможности подтверждения стажа на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих его по совместной работе у одного работодателя.
Названные юридически значимые обстоятельства судом первой инстанций не устанавливались и не исследовались, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, какой-либо правовой оценки не получили. Вопрос о предоставлении сторонами дополнительных доказательств судом не обсуждался. Судом первой инстанции при разрешении спора не учтены положения пенсионного законодательства о возможности взыскания в пользу пенсионера неполученной по вине пенсионного органа пенсии.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Аналогичные положения содержались в статье 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 года N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации об его правах, этому праву корреспондируется обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
В целях ведения разъяснительной работы Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется заблаговременная работа в отношении застрахованных лиц, выходящих на пенсию, под которой понимается комплекс мер по обеспечению полноты и достоверности сведений о пенсионных правах застрахованных лиц, учтенных в территориальных органах Пенсионного фонда России и необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина по вопросу назначения ему страховой пенсии должен был предварительно верно оценить представленные документы, в частности трудовую книжку, и по результатам их предварительной оценки разъяснить гражданину необходимость предоставления дополнительных документов, влияющих, в том числе, на подсчет стажа и на размер пенсии.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшей к неверному подсчет стажа и к неверному исчислению размера пенсии, данное лицо применительно к статье 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и к части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" имеет право на выплату неполученной суммы пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Суд первой инстанции приведенные нормативные положения, регулирующие порядок подсчета страхового стажа, порядок определения размера страховой пенсии по старости и порядок деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в их взаимосвязи к спорным отношениям не применил, не смотря на то, что они частично приведены в оспариваемом судебном акте.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранил, допустив самостоятельно нарушение норм материального права.
Так, отклоняя доводы апелляционной жалобы Пономарева И.Н, суд апелляционной инстанции указал, что наличие в материалах дела документов об уплате частным предприятием "Стим" страховых взносов в 1992 и 1993 годах не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку, по мнению суда апелляционной инстанции, сам по себе факт уплаты предприятием страховых взносов не подтверждает трудовую деятельность истца, представленные ведомости не содержат сведений о работе истца, об уплате страховых взносов именно за Пономарева И.Н. Указанный вывод прямо противоречит положениям Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2122-1, действующего в спорный период.
Суд первой инстанции при рассмотрении требований, заявленных пенсионером Пономаревым И.Н, не проверил обоснованность приводимых им доводов о неверном определении пенсионным органом уже при назначении пенсии с 08 февраля 2017 года размера пенсии ввиду необоснованного исключения из расчета страхового стажа спорного периода работы.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с принятым судом первой инстанции решением об отказе в удовлетворении исковых требований, привел в судебном акте выводы, которые не соответствуют действующему в спорный период пенсионному законодательству. Судебные инстанции не учли, что Пономаревым И.Н. фактически оспаривалась законность произведенного в феврале 2017 года пенсионным органом расчета страхового стажа, влияющего в силу действующего законодательства на размер пенсии.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции, который согласился с решением суда первой инстанции об отказе Пономареву И.Н. в удовлетворении исковых требований об оспаривании решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области от 21 февраля 2022 года N151238/22 в части отказа во включении в его страховой стаж периода работы с 28 апреля 1990 года по 31 марта 1994 года и в части отказа в перерасчете пенсии; о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с 08 февраля 2017 года; о взыскании невыплаченной пенсии за период с 08 февраля 2017 года по 08 февраля 2022 года, а так иных вытекающих требований о компенсации морального вреда и о возмещении судебных расходов, являются неправомерными.
Допущенные судом апелляционной инстанции существенные нарушения норм материального и процессуального права при разрешении исковых требований Пономарева И.Н. привели к тому, что заявленный им спор фактически не разрешен по существу, заявленные им требования не рассмотрены.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 августа 2022 года в той части, которой решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 02 июня 2022 года об отказе Пономареву И.Н. в удовлетворении исковых требований об оспаривании решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области от 21 февраля 2022 года N151238/22 в части отказа во включении в его страховой стаж периода работы с 28 апреля 1990 года по 31 марта 1994 года и в части отказа в перерасчете пенсии; о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с 08 февраля 2017 года; о взыскании невыплаченной пенсии за период с 08 февраля 2017 года по 08 февраля 2022 года, а так же об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда и о возмещении судебных расходов, оставлено без изменения, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, поскольку принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления указанной в части с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 августа 2022 года в той части, которой решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 02 июня 2022 года об отказе Пономареву Ивану Николаевичу в удовлетворении исковых требований об оспаривании решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области от 21 февраля 2022 года N151238/22 в части отказа во включении в его страховой стаж периода работы с 28 апреля 1990 года по 31 марта 1994 года и в части отказа в перерасчете пенсии; о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с 08 февраля 2017 года; о взыскании невыплаченной пенсии за период с 08 февраля 2017 года по 08 февраля 2022 года, а так же об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда и о возмещении судебных расходов, оставлено без изменения - отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Свердловский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.