Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4707/2022 (УИД 42RS0009-01-2022-007733-10) по иску Антончик Людмилы Александровны к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Антончик Людмилы Александровны на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 2 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, объяснения истца Антончик Л.А, поддержавшей доводы и требования кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Антончик Людмила Александровна (далее по тексту Антончик Л.А, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее по тексту ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
Требования мотивированы тем, что с 17 апреля 2022 г. она является пенсионером органов прокуратуры Российской Федерации и получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
При назначении пенсии за выслугу лет были включены периоды работы с 1 сентября 1976 г. по 26 июня 1984 г, с 12 декабря 1989 г. по 1 февраля 1993 г, со 2 февраля 1993 г. по 16 апреля 2022 г. Периоды иной работы с 27 июня 1984 г. по 11 декабря 1989 г. (5 лет 5 мес. 15 дней) засчитаны в страховой стаж.
22 апреля 2022 г. она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, поскольку наряду с пенсией за выслугу лет она имеет право на страховую пенсию по старости при наличии страхового стажа.
Решением ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу от 28 апреля 2022 г. N истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости, поскольку с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии страхового стажа в размере не менее 6 лет.
С указанным решением она не согласна, поскольку достигла пенсионного возраста до 1 января 2019 г, за назначением страховой пенсии по старости не обращалась в связи с продолжением службы в органах прокуратуры, в связи с чем за ней сохраняется право на страховую пенсию по старости без учета изменений, действовавших до указанной даты.
С учетом изложенного, Антончик Л.А. просил признать незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 28 апреля 2022 г. N, возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня обращения - с 22 апреля 2022 г, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 2 ноября 2022 г. заявленные Антончик Л.А. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 января 2023 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 2 ноября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Антончик Л.А. просит отменить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 2 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 января 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Антончик Л.А. доводы и требования кассационной жалобы поддержала, просила кассационную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика своевременно и надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Антончик Л.А. с 17 апреля 2022 г. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контрою за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
При назначении пенсии за выслугу лет Антончик Л.А. были включены следующие периоды: с 1 сентября 1976 г. по 26 июня 1984 г. (с коэффициентом 0, 5) - учеба в вузе, с 12 декабря 1989 г. по 1 февраля 1993 г. - служба в органах юстиции, со 2 февраля 1993 г. по 16 апреля 2022 г. - служба в органах прокуратуры.
22 апреля 2022 г. Антончик Л.А. обратилась в Клиентскую службу (на правах отдела) в Центральном и Кемеровском районах ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", указав, что достигнув 16 апреля 2012 г. пенсионного возраста 55 лет, вправе наряду с пенсией за выслугу лет получать страховую пенсию по старости при наличии страхового стажа с 27 июня 1984 г. по 11 декабря 1989 г. (5 лет 5 месяцев 15 дней), не включенного в стаж при назначении пенсии за выслугу лет.
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу N от 28 апреля 2022 г. Антончик Л.А. отказано в установлении пенсии со ссылкой на отсутствие требуемого страхового стажа 6 лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что условия, закрепленные положениями статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", определяющие право застрахованных лиц на установление страховой пенсии по старости по достижении общеустановленного пенсионного возраста при наличии у них страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом переходных положений статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), относятся ко всем лицам, которым пенсия назначается, начиная с 1 января 2015 г, независимо от того, возникло у них в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием право на установление пенсии или нет.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым основанием, поскольку на день обращения с заявлением о назначении страховой пенсии 22 апреля 2022 г. у истца отсутствовал требуемый страховой стаж продолжительностью не менее 6 лет, что не дает оснований для назначения страховой пенсии по старости.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судами дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 1 января 2015 г. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу положений статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости на общих основаниях имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии у них страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30".
Вместе с тем, в соответствии со статьей 35 "Переходные положения" Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 г. составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", начиная с 1 января 2016 г. ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
С 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного частью 3 статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на день установления этой страховой пенсии.
В соответствии с пунктом 11 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 546н, граждане, которым пенсии установлены в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" при возникновении права на пенсии в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" обращаются за установлением пенсии в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Вопреки доводов кассационной жалобы суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что для застрахованных лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно) в 2015 г. либо ранее, требуемая продолжительность страхового стажа составляет 6 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 6, 6, независимо от года назначения страховой пенсии. Сохранение ранее приобретенного права на пенсию за лицами, которые ко дню вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" соответствовали требованиям назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (достигли возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно) и имели не менее 5 лет страхового стажа), данным законом не предусмотрено.
Действительно, из положений статей 3 и 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что право на трудовую пенсию по старости имели граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно - мужчины и женщины) и при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Однако в рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в пределах его дискреционных полномочий было установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок назначения и выплаты пенсий как вида обязательного страхового обеспечения (Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии").
В частности, в качестве условий назначения страховой пенсии по старости наряду с достижением мужчинами возраста 65, женщинами - 60 лет было предусмотрено наличие страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, при поэтапном ежегодном (в течение переходного периода) увеличении до указанных значений пенсионного возраста, установленного Федеральным законом "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ, а также необходимых для назначения страховой пенсии по старости продолжительности страхового стажа (начиная с 6 лет в 2015 году) и величины индивидуального пенсионного коэффициента (начиная с 6, 6 в 2015 году) (части 1 - 3 статьи 8, части 2 и 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", приложения 3 и 6 к данному Федеральному закону).
Таким образом, положения статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", действуя во взаимосвязи с иными статьями данного Федерального закона, являются элементами правового механизма, направленного на реализацию пенсионных прав застрахованных лиц и предоставляющего им возможность постепенной адаптации к изменению условий и порядка пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, тогда как им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на ее субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 2 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Антончик Людмилы Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.