Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Катанаева А.С., рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело N 3а-72/2022 по частной жалобе Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия на определение Верховного Суда Республики Калмыкия от 6 апреля 2023 г. о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 декабря 2022 г, вступившим в законную силу 24 января 2023 г, удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ЭЗН" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. По состоянию на 15 февраля 2022 г. установлена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером "номер изъят" в размере его рыночной стоимости 2506331 руб.
14 марта 2023 г. административный истец обратился в суд с заявлением о взыскании по делу судебных расходов в размере 22500 руб, понесенных за составление отчета об оценке.
Определением Верховного Суда Республики Калмыкия от 6 апреля 2023 г. заявление ООО "ЭЗН" удовлетворено, с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Калмыкия в пользу административного истца взысканы судебные расходы за составление отчета в размере 22500 руб.
В частной жалобе административный ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Калмыкия просит определение суда отменить, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права при его принятии.
В силу части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ, Кодекс) дело рассмотрено судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив административное дело, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Разрешая вопрос о возмещении понесенных по делу судебных расходов, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьями 106, 111 КАС РФ, исходя из фактических обстоятельств дела, обоснованно принял во внимание существенное отличие между установленной судом рыночной стоимостью здания (2506331 руб.) и его кадастровой стоимостью (7810746, 9 руб.), что применительно к обстоятельствам настоящего дела позволяет сделать вывод о том, что имеющееся расхождение не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, является свидетельством ошибки, которая привела к нарушению прав административного истца.
Указанное в полной мере согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр".
Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" от 21 января 2016 г. N 1 разъяснено, что в случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом), признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (статья 106, 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Положениями пункта 4 части 2 статьи 246 КАС РФ закреплено, что к административному исковому заявлению прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Таким образом, реализация права на пересмотр кадастровой стоимости и установление ее равной рыночной стоимости невозможны без предоставления при подаче административного иска отчета об оценке рыночной стоимости.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждающие несение судебных расходов, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда в обжалуемом определении о доказанности несения административным истцом судебных расходов на составление отчета об оценке рыночной стоимости, так как они связаны с рассмотрением настоящего дела.
Определяя орган, на который будет возложена обязанность по возмещению судебных расходов, суд первой инстанции указал, что им является Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда согласиться не может.
Из материалов административного дела следует, что оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости была определена по состоянию на 15 февраля 2022 г. бюджетным учреждением Республики Калмыкия "Бюро технической инвентаризации" актом определения кадастровой стоимости АОКС N 08/2022/000083 от 25 февраля 2022 г.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
В силу пункту 2 части 1 статьи 7 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки относится к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости.
При этом в силу частей 3, 5 названной статьи бюджетное учреждение несет ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с возмещением убытков, причиненных в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением при определении кадастровой стоимости, при недостаточности имущества бюджетного учреждения в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Полномочиями, связанными с организацией проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Республики Калмыкия наделено бюджетное учреждение Республики Калмыкия "Бюро технической инвентаризации", что следует из распоряжения Правительства Республики Калмыкия N 9-р от 18 января 2017 г.
Акты об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости являются итоговыми документами, содержащими результаты расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Таким образом, применительно к рассматриваемым правоотношениям бюджетное учреждения Республики Калмыкия "Бюро технической инвентаризации" является органом, утвердившим кадастровую стоимость объекта недвижимости, следовательно, судебные расходы в рассматриваемом случае подлежат взысканию с Учреждения.
При установленных обстоятельствах обжалуемое определение суда подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
определение Верховного Суда Республики Калмыкия от 6 апреля 2023 г. - отменить.
Принять по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭЗН" о взыскании судебных расходов новое определение, которым взыскать с бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Бюро технической инвентаризации" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭЗН" судебные расходы за составление отчета в размере 22500 руб.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Судья А.С. Катанаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.