Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мошечкова А.И., судей фио, фио, при помощнике Чельдиеве Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе ответчика ОАО адрес на решение Басманного районного суда
адрес от 13 апреля 2022 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие ОАО "РЖД" по оснащению пассажирских платформ адрес железной дороги навесами и павильонами.
Обязать ОАО адрес оснастить пассажирскую платформу адрес железной дороги навесами или павильонами в течение 1 (одного) года 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказать",
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Московско-Рязанского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО адрес, в котором просил признать незаконным бездействие ОАО "РЖД" по оснащению пассажирских платформ адрес железной дороги навесами и павильонами, обязать ОАО "РЖД" оснастить пассажирскую платформу адрес железной дороги навесами или павильонами в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
Иск мотивирован тем, что Московско-Рязанской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства структурными подразделениями ОАО "РЖД" при обслуживании, содержании и обустройстве объектов транспортной инфраструктуры, и выявлены нарушения в деятельности ОАО адрес. В ходе прокурорской проверки установлено, что на пассажирской платформе адрес железной дороги в нарушение требований законодательства отсутствуют навесы или павильоны. Прокуратурой в адрес Московской дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств - Филиала ОАО "РЖД" 20.08.2021 было внесено представление об устранении нарушении федерального законодательства N 07-03-2021, которое исполнено не было.
В суде первой инстанции представитель истца - помощник Московско-Рязанского транспортного прокурора фио заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО адрес по доверенности фио возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что установка навесов и павильонов невозможна без соответствующей реконструкции платформ.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ОАО адрес, считая его незаконным и необоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, извещены. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о дате и времени судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных статье 330 ГПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Московско-Рязанской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства структурными подразделениями ОАО "РЖД" при обслуживании, содержании и обустройстве объектов транспортной инфраструктуры.
В ходе прокурорской проверки установлено, что на пассажирской платформе адрес железной дороги отсутствуют навесы или павильоны.
Указанная пассажирская платформа состоит на балансе Московской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - Филиала ОАО "РЖД" - собственником платформы является ОАО "РЖД".
По итогам проверки истцом в адрес ответчика вынесено предписание, которым предложено принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на адрес.
Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется в частности, исходя из принципов: устойчивости работы железнодорожного транспорта; доступности, безопасности и качества оказываемых услуг, согласно части 3 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и других федеральных законов. Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, нормативными документами (актами) Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.
Согласно ст. ст. 10, 20 Закона N 17-ФЗ содержание расположенных на путях общего пользования сооружений, в том числе мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, которые в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, а также безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Обязанность содержания сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, в том числе железнодорожных станций, железнодорожных вокзалов, пассажирских платформ и поездов в исправном техническом состоянии и соответствии требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов предусмотрена также ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Согласно статье 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах (часть 1).
На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (часть 3 статьи 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ).
На период проведения проверки Московско-Рязанской транспортной прокуратурой, а также на период рассмотрения дела Басманным районным судом адрес действовали Правила технической эксплуатации железных адрес, утверждённые Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286.
В соответствии с пунктом 29 раздела IV действовавших правил, пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами, а в зависимости от количества обслуживаемых пассажиров - билетные кассы.
Данному требованию пассажирская платформа адрес железной дороги не соответствовала.
В ходе прокурорской проверки установлено, что на пассажирской платформе адрес железной дороги отсутствуют навесы или павильоны.
Между тем, навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуации техногенного характера.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска о признании незаконным бездействия ОАО "РЖД" по оснащению пассажирской платформы адрес железной дороги навесами и павильонами, обязании ОАО "РЖД" оснастить пассажирскую платформу адрес железной дороги навесами или павильонами.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительный объем работ, связанных с их планированием, составлением проектной документации и строительством, суд счел, что для исполнения решения суда ответчику потребуется время не менее 1 (одного) года 6 (шесть) месяцев.
В апелляционной жалобе ответчик приводит доводы о том, что с 01.08.2022 вступил в действие Приказ Минтранса России от 23.06.2022 N 250 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных адрес", в соответствии с которыми исключено требование об оборудовании навесами или павильонами пассажирских платформ на остановочных пунктах перегонов; оборудование навесами или павильонами пассажирских платформ на остановочных пунктах перегонов будет противоречить действующему законодательству; в связи с изменением действующего законодательства ответчиком утрачена возможность исполнения решения суда.
Судебная коллегия отмечает, что утрата силы приказа Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных адрес" не может повлечь отмену вынесенного постановления, поскольку на момент вынесения решения вышеуказанный приказ являлся действующим.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что положение о необходимости обеспечения платформ навесами или павильонами установлена адрес закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Судебное постановление суда первой инстанции принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые действовали на момент разрешения спора.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Басманного районного суда адрес от 13 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.