Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Помаз А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-689/2022 по административному исковому заявлению фио фио к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности, обязании осуществить действия по регистрации, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Головинского районного суда адрес от 15 ноября 2022 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи фио, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности фио, возражения представителя административного истца по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михайлин И.М. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по адрес, в котором просил признать незаконным решение об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый номер 77:09:0006008:1222, общей площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: адрес (уведомление от 31.08.2022г. N КУВД-001/2022-21393164/5); обязать осуществить действия по регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый номер 77:09:0006008:1222, общей площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: адрес.
В обоснование требований административный истец указал, что на основании приказа совхоза "Путь к коммунизму" Московского областного производственного объединения "Моссортсемпром" от 02.06.1981 N 195-3 истцу, как работнику совхоза, был выделен участок 0, 08 га в адрес. Согласно записи в земельной шнуровой книге совхоза "Путь к коммунизму" Молжаниновского сельского Совета народных депутатов адрес за 1981 г, сданной на хранение в отдел "Городской архив" администрации городского адрес, за истцом в адрес закреплен земельный участок в размере 0, 08 га. В соответствии с кадастровым паспортные данные указанный земельный участок на основании заявления истца был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 77:09:0006008:1222 категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. В мае 2022 года был утвержден межевой план и определены границы земельного участка на местности. 24.05.2022 истцом подано через адрес Куркино в Управление Росреестра по Москве заявление о государственной регистрации права собственности в отношении указанного земельного участка. Уведомлением от 31.05.2022 NMFC-0558/2022-834834 осуществление регистрационных действий приостановлено в соответствии с п.п. 5, 7 ч. 1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". 08.07.2022 истцом в Управление Росреестра по Москве предоставлены дополнительные документы, однако уведомлением от 13.07.2022
NКУВД-001/2022-21393164/3 истцу сообщено о неустранении причин приостановления осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении земельного участка. Согласно Уведомлению от 31.08.2022 N КУВД-001/2022-21393164/5 истцу отказано в регистрации права собственности на земельный участок. Административный истец считает, что решение Управления Росреестра по Москве об отказе в регистрации права собственности на земельный участок является незаконным, а уведомление издано с нарушением требований действующего законодательства.
Решением Головинского районного суда адрес от 15 ноября 2022 года постановлено:
Административное исковое заявление фио фио к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности, обязании осуществить действия по регистрации - удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0006008:1222, расположенного по адресу: адрес.
Возложить на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес обязанность осуществить действия по государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0006008:1222, расположенного по адресу: адрес по заявлению фио
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального и процессуального права, а также на отсутствие оценки обстоятельств, изложенных ответчиком в своих возражениях.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности фио, возражения представителя административного истца по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований фио
При этом, суд исходил из того, что приказом совхоза "Путь к коммунизму" Московского областного производственного объединения "Моссортсемпром" от 02.06.1981 N 195-3 административному истцу, как работнику совхоза, выделен участок N 36 площадью 0, 08 га в адрес.
Согласно записи в земельной шнуровой книге совхоза "Путь к коммунизму" Молжаниновского сельского Совета народных депутатов адрес за 1981 г, за истцом в адрес закреплен земельный участок в размере 0, 08 га.
В соответствии с кадастровым паспортные данные указанный земельный участок на основании заявления истца был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 77:09:0006008:1222 категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
В мае 2022 года был утвержден межевой план и определены границы земельного участка на местности.
24.05.2022 административным истцом подано заявление о государственной регистрации права собственности в отношении указанного земельного участка.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 31.05.2022
N MFC-0558/2022-834834 приостановлено осуществление действий по государственной регистрации права собственности в соответствии с п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
08.07.2022 административным истцом в Управление Росреестра по Москве предоставлены дополнительные документы для устранения причин приостановления осуществления действий по государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка: постановление Бюро ЦК КПСС по адрес и Совет Министров от 10.10.1961 N 1275; приказ Министра совхозов адрес от 23.10.1961 N 373; решение Исполнительного комитета от 25.11.1961; задание на составление проекта внутрихозяйственного землеустройства от 14.09.1964; акт о приемке отчетов формы N 22; приказ ПУ сельского хозяйства от 26.07.1977 N 307; решение исполнительного комитета от 02.07.1982 N 823; трудовая книжка от 20.08.1955 г.; письменные пояснения по заявлению на регистрацию права.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 13.07.2022
N КУВД-001/2022-21393164/3 истцу сообщено о неустранении причин приостановления осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении земельного участка.
Согласно Уведомлению от 31.08.2022 N КУВД-001/2022-21393164/5 истцу отказано в регистрации права собственности на земельный участок.
При разрешении административных исковых требований, суд исходил из следующих положений закона.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Порядок признания и оформления ранее возникших прав на землю урегулирован Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее Вводный закон).
В соответствии с частью 9.1 статьи 3 Вводного закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьёй 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности осуществляется на основании следующих документов: 1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Согласно п. 33 Инструкции о порядке отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории адрес, утвержденной Приказом Госстроя адрес по делам строительства от 19.12.1966 N 86, документами на право строительства и пользования приусадебным земельным участком в сельской местности, отводимом из земель колхоза и совхоза или другого сельскохозяйственного предприятия, являлись: постановление общего собрания членов колхоза (собрания уполномоченных), приказ директора совхоза или руководителя другого сельскохозяйственного предприятия; акт отвода земельного участка; проект застройки приусадебного земельного участка и разрешение на строительство, выдаваемые районным архитектором; в земельной шнуровой книге регистрировалось пользование земельным участком на землях колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий по факту такого использования.
В соответствии с пунктами 3, 5 принятого в порядке реализации Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, свидетельства выдаются гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям на основании принятых исполнительными органами Советов народных депутатов решений о предоставлении земельных участков либо перерегистрации права на ранее предоставленный земельный участок.
При подготовке решений о перерегистрации права на земельный участок и оформлении свидетельств используются ранее выданные документы, удостоверяющие право на землю (государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков), земельно-шнуровые и похозяйственные книги, проекты организации территории садоводческих и других товариществ, планово-картографические и другие материалы, имеющиеся в районных комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации, а также у самих землепользователей. При перерегистрации права и наличии на ранее предоставленные земельные участки планово-картографических материалов к свидетельству прикладывается чертеж границ или план (выкопировка с плана) земельного участка.
Ранее действовавшим законодательством пользование земельным участком на землях колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий членом колхоза, рабочим, служащим и др. гражданами регистрируется в земельной шнуровой книге и земельно-шнуровые книги были отнесены к числу документов, подтверждающих право на землю, в связи с чем, основанием для регистрации права собственности истца на заявленный объект недвижимости может являться совокупность двух документов: распоряжение директора совхоза и выписка из земельно-шнуровой книги либо только выписка из земельно-шнуровой книги.
На основании исследования совокупности доказательств, суд пришел к выводу, что Михайлиным И.М. были представлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве необходимые документы.
При данных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному к выводу об отсутствии у административного ответчика оснований для отказа в государственной регистрации права в отношении земельного участка, кадастровый номер 77:09:0006008:1222, общей площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: адрес.
Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении требований, суд исходил из того, что при рассмотрении дела судом была установлена необходимая совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства, повлекшее за собой нарушение прав административного истца.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
При разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Головинского районного суда адрес от 15 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.