Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Сергеевой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-975/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "КФК Групп" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
административный истец общество с ограниченной ответственностью "КФК Групп" обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании утвержденных распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021г." результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0004004:1047.
Административный истец с учетом изменения требований в порядке статьи 46 КАС РФ просит об установлении кадастровой стоимости данного нежилого здания, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 166 530 000 руб. по заключению судебной экспертизы от 27 апреля 2023 года.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что является собственником данного объекта недвижимости (далее - Здание), внесённая в Единый государственный реестр недвижимости его кадастровая стоимость затрагивает права организации, так как влияет на размер налоговых обязанностей.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости Здания, равной его рыночной стоимости в соответствии с заключением эксперта, заявив об изменении требований.
Департамент городского имущества города Москвы возражал против удовлетворения административного иска по доводам письменных пояснений, заявил ходатайство о возмещении расходов на проведение судебной экспертизы в сумме 183 198, 72 руб.
Исследовав материалы административного дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде, если они затрагивают их права или обязанности; результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости возложена на административного истца; на административного ответчика возложена обязанность доказывания своих возражений.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что административный истец является собственником Здания с кадастровым номером 77:06:0004004:1047, площадью 1 304, 8 кв.м, по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 21а.
Кадастровая стоимость Здания утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021г.", в размере 234 271 281, 55 руб. (определена по состоянию на 1 января 2021 года)
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Судом отклоняются доводы Департамента городского имущества г.Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости Здания.
Административный истец, что никем не оспаривается, уплачивает налог на имущество организаций, расчет суммы которого осуществляется исходя из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости этого нежилого здания влияют на права и обязанности общества с ограниченной ответственностью "КФК Групп".
Административным истцом при обращении в суд в обоснование заявленных требований был представлен отчет от 04 апреля 2022 года об оценке рыночной стоимости Здания по состоянию на 01 января 2021 года.
Департамент городского имущества г. Москвы при рассмотрении административного дела указывал на несоответствие этого отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и необоснованность определенной в нем величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (пункт 20); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении; с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного отчета об оценке, а также в связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости Здания на указанную дату определением суда от 30 мая 2022 года по административному делу была назначена судебная строительно-техническая (оценочная) экспертиза, производство которой поручено ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.
Экспертом было заявлено ходатайство об истребовании дополнительных документов, в связи с чем производство по административному делу было возобновлено; в судебном заседании 10 марта 2023 года приобщены запрошенные документы, определением суда от 10 марта 2023 года производство по административному делу приостановлено до получения заключения эксперта.
Согласно заключению эксперта ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Лузановой Е.Ю. от 27 апреля 2023 года отчет об оценке рыночной стоимости, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, что существенно повлияло на определение итоговой величины рыночной стоимости Здания; его рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2021 года составляет 166 530 000 руб.
Лица, участвующие в деле, с заключением судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно; по существу экспертного исследования возражений и замечаний не представили; административным истцом изменены административные исковые требования в порядке статьи 46 КАС РФ, заявлено об установлении кадастровой стоимости Здания, равной рыночной, определенной в заключении эксперта.
Оценивая в соответствии со статьей 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд причин ставить экспертное заключение под сомнение не имеет. Оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности и квалификации; выводы эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить их обоснованность и достоверность, базируются на общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения; существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным; эксперт ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировав свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности и необоснованности отчета, подготовленного ООО "Оценочная компания "Легион-Эксперт", в том числе касательно определенной в нем рыночной стоимости объекта оценки; выводы, изложенные в заключении эксперта, согласуются между собой; эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ.
Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности определенной экспертом рыночной стоимости Здания, также не представлено. Противоречий в выводах эксперта не установлено; оснований для назначения по делу повторной, дополнительной экспертизы не имеется.
В рамках судебной экспертизы проведен полноценный анализ сегмента рынка объекта исследования, выявлены предложения сопоставимые по ценообразующим факторам, применены все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов-аналогов. При определении рыночной стоимости Здания эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; итоговые суждения о рыночной стоимости сделаны экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения Здания, произведена его оценка с учетом количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость Здания на дату оценки.
Таким образом, поскольку причин ставить экспертное заключение под сомнение у суда не имеется, то именно оно должно быть положено в основу решения, как об этом и просит административный истец, изменивший административные исковые требования в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ.
При таких данных, суд устанавливает кадастровую стоимость Здания, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года по заключению эксперта, учитывая при этом, что установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, является законным способом уточнения одной из основных характеристик таких объектов и само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости надлежит считать дату обращения в суд с административным иском.
Разрешая ходатайство Департамента городского имущества г. Москвы о возмещении судебных расходов на оплату судебной экспертизы, суд учитывает следующее.
Как следует из представленных материалов, стоимость экспертизы составила 183 198, 72 руб. и предварительно в связи с определением от 30 мая 2022 года оплачена административным ответчиком, о чем последним представлено платежное поручение N 7644 от 22 июня 2022 года.
Суд руководствуется статьями 62, 106, 108, 111 КАС РФ, а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, и разъяснениями, приведенными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", учитывает, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью Здания существенной не является (29%), а потому находит, что судебные расходы на оплату экспертизы в настоящем случае подлежат отнесению на административного истца.
При этом, суд исходит из того, что проверка отчёта об оценке на его соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе в рамках судебной экспертизы, сводится к исполнению обязанности административного истца по доказыванию обоснованности размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой; иным образом в рамках настоящего административного спора удостовериться в достоверности отчёта было невозможно; по итогам экспертизы подтвержден факт недостоверности определённой в отчёте рыночной стоимости спорного Здания, в связи с чем изначально представленные административным истцом доказательства (отчёт об оценке) не положены в основу решения суда, а административным истцом изменены исковые требования; услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности административного истца по представлению доказательств, в связи с реализацией права на установление кадастровой стоимости Здания, равной рыночной.
Допущенное в настоящем случае расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью и установленной судом рыночной стоимостью Здания укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки допустимый диапазон отклонений (до 30%), не свидетельствует об ошибке, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод заявителя; при рассмотрении дела не установлено, что по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости была определена, очевидно, ошибочно.
При таких данных, суд находит, что с административного истца в пользу Департамента городского имущества г. Москвы надлежит взыскать 183 198, 72 руб. в счет возмещения расходов на оплату экспертизы.
Предусмотренных законом оснований для снижения размера указанных судебных расходов либо для освобождения административного истца от их уплаты суд не усматривает; их чрезмерность или необоснованное завышение не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0004004:1047, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 166 530 000 руб.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 апреля 2022 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "КФК Групп" в пользу Департамента городского имущества г. Москвы в счет возмещения расходов по оплате судебной экспертизы 183 198, 72 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.