Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при помощнике Добровольской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО Специализированный застройщик "Альфа" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, -
УСТАНОВИЛ:
ООО Специализированный застройщик "Альфа" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:05:0004001:1022, 77:05:0004001:1024, 77:05:0004001:1027, 77:05:0004001:1028, 77:05:0004001:2098, земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0004001:2438, 77:05:0004001:2447, 77:05:0004001:2448, 77:05:0004001:2449.
В административном исковом заявлении ООО Специализированный застройщик "Альфа" просит установить кадастровую стоимость нежилых зданий и земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "Консул Групп-Оценка", по состоянию на 01 января 2021 года, в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1022 в размере сумма, в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1024 в размере сумма, в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1027 в размере сумма, в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1028 в размере сумма, 77:05:0004001:2098 в размере сумма; в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2438 в размере сумма; в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2447 в размере сумма; в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2448 в размере сумма; в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2449 в размере сумма
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что ООО Специализированный застройщик "Альфа" является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:05:0004001:1022, 77:05:0004001:1024, 77:05:0004001:1027, 77:05:0004001:1028, 77:05:0004001:2098. Кадастровая стоимость по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года, в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1022 определена в размере сумма; в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1024 определена в размере сумма; в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1027 определена в размере сумма; в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1028 определена в размере сумма; в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:2098 определена в размере сумма
Также ООО Специализированный застройщик "Альфа" является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0004001:2438, 77:05:0004001:2447, 77:05:0004001:2448, 77:05:0004001:2449, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере сумма в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2438; в размере сумма в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2447; в размере сумма в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2448; в размере сумма в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2449.
Поскольку административный истец является собственниками нежилых зданий, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых зданий их рыночной стоимости нарушает права заявителя как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В свою очередь, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика арендной платы, поскольку её размер также исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель административного истца ООО Специализированный застройщик "Альфа" требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества в размере рыночной, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Департамента городского имущества адрес представил возражения, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей" поддержал позицию Департамента городского имущества адрес.
Представители иных лиц в суд не явились, извещались о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ООО Специализированный застройщик "Альфа" является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:05:0004001:1022, 77:05:0004001:1024, 77:05:0004001:1027, 77:05:0004001:1028, 77:05:0004001:2098, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости, в отношении которых утверждена кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года, в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1022 определена в размере сумма; в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1024 определена в размере сумма; в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1027 определена в размере сумма; в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1028 определена в размере сумма; в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:2098 определена в размере сумма
Административный истец ООО Специализированный застройщик "Альфа" также является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0004001:2438, 77:05:0004001:2447, 77:05:0004001:2448, 77:05:0004001:2449, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости. По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере сумма в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2438; в размере сумма в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2447; в размере сумма в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2448; в размере сумма в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2449, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный истец ООО Специализированный застройщик "Альфа" в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных зданий уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Также административный истец в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в адрес" уплачивает арендную плату за земельные участки, расчет которой производится в процентах от их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности ООО Специализированный застройщик "Альфа", как плательщика налога и арендатора.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец 18 августа 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО Специализированный застройщик "Альфа", в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий и земельных участков представило в суд отчет, подготовленный по заданию заявителя ООО "Консул Групп-Оценка", в котором по состоянию на 01 января 2021 года, рыночная стоимость объектов недвижимости составляет: в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1022 в размере сумма, в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1024 в размере сумма, в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1027 в размере сумма, в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1028 в размере сумма, 77:05:0004001:2098 в размере сумма; в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2438 в размере сумма; в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2447 в размере сумма; в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2448 в размере сумма; в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2449 в размере сумма.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ГБУ "БТИ адрес".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых зданий и земельных участков, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2021 года нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1022 составляет сумма; нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1024 составляет сумма; нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1027 составляет сумма; нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1028 составляет сумма; нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:2098 составляет сумма; земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2438 составляет сумма; земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2447 составляет сумма; земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2448 составляет сумма; земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2449 составляет сумма
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых зданий и земельных участков, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Консул Групп-Оценка", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперты, проводившие судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответили на поставленные перед ними вопросы, подробно мотивировали свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы экспертов относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административные истцы, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнили заявленные требования и просили установить кадастровую стоимость нежилых зданий и земельных участков в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "Консул Групп-Оценка", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперты придерживались принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение экспертов базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении экспертов приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертами подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 01 января 2021 года. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых зданий и земельных участков сделано экспертами на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:05:0004001:1022, 77:05:0004001:1024, 77:05:0004001:1027, 77:05:0004001:1028, 77:05:0004001:2098 и земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0004001:2438, 77:05:0004001:2447, 77:05:0004001:2448, 77:05:0004001:2449 должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 18 августа 2022 года.
Расходы по проведению судебной экспертизы в размере сумма были возложены на административного ответчика, обязанность по оплате экспертизы Департаментом городского имущества адрес исполнена, что подтверждается платежным поручением N 2136 от 10 марта 2023 года. Представителем Департамента городского имущества адрес заявлено ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статьей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика. При этом недопустима ситуация, при которой значение соответствующего судебного решения финансово обесценивается с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемой административным истцом налоговой выгодой.
Определенная экспертом рыночная стоимость нежилых зданий с кадастровым номером 77:05:0004001:1022 отличается от оспариваемой кадастровой на 15, 22%, с кадастровым номером 77:05:0004001:1024 отличается от оспариваемой кадастровой на 17, 14%, с кадастровым номером 77:05:0004001:1027 отличается от оспариваемой кадастровой на 19, 23%, с кадастровым номером 77:05:0004001:1028 отличается от оспариваемой кадастровой на 24, 89%, с кадастровым номером 77:05:0004001:2098 отличается от оспариваемой кадастровой на 21, 82%; земельных участков с кадастровым номером 77:05:0004001:2438 отличается от оспариваемой кадастровой на 5, 01%, с кадастровым номером 77:05:0004001:2447 отличается от оспариваемой кадастровой на 5, 05%, с кадастровым номером 77:05:0004001:2448 отличается от оспариваемой кадастровой на 0, 06%, с кадастровым номером 77:05:0004001:2449 отличается от оспариваемой кадастровой на 5, 31%, что находится в пределах допустимых отклонений.
В такой ситуации исходя из того, что возложение на административного истца расходов по проведению судебной экспертизы не повлечет финансового обесценивания решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемой административным истцом финансовой выгодой, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного истца расходов по проведению судебной экспертизы в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2438 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2447 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2448 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004001:2449 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1022 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1024 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1027 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:1028 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0004001:2098 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 августа 2022 года.
Взыскать с ООО Специализированный застройщик "Альфа" в пользу Департамента городского имущества адрес расходы по проведению судебной экспертизы в размере сумма
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда А.Е.Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 04 июля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.