Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при помощнике судьи Карповой Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "УСТ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства,
УСТАНОВИЛ:
ООО "УСТ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8.
В административном исковом заявлении общество просит установить кадастровую стоимость объектов незавершенного строительства в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "МВЛ", по состоянию на 1 января 2021 года, а именно в размере 38 642 500 рублей в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС1, в размере 30 423 000 рублей в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС2, в размере 45 378 500 рублей в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС3, в размере 6 048 500 рублей в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС4, в размере 5 627 600 рублей в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС5, в размере 67 057 700 рублей в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС6, в размере 10 833 500 рублей в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС7, в размере 1 889 100 рублей в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС8.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных объектов незавершенного строительства, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года установлена в размере 72 097 402 рублей 72 копеек в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС1, в размере 77 663 214 рублей 82 копеек в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС2, в размере 95 000 874 рублей 40 копеек в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС3, в размере 12 680 551 рубля 50 копеек в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС4, в размере 11 844 130 рублей 75 копеек в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС5, в размере 146 305 134 рублей 20 копеек в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС6, в размере 31 511 716 рублей 10 копеек в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС7, в размере 22 548 164 рублей 92 копеек в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС8.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представителем ООО "УСТ" представлено ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором заявитель просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.
Представителем Департамента городского имущества города Москвы представлены возражения относительно заявленных требований.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей" против удовлетворения заявленных требований возражал.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административный истец ООО "УСТ", является собственником объектов незавершенного строительства с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности и выписками из ЕГРН. В отношении названных объектов установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 72 097 402 рублей 72 копеек в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС1, в размере 77 663 214 рублей 82 копеек в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС2, в размере 95 000 874 рублей 40 копеек в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС3, в размере 12 680 551 рубля 50 копеек в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС4, в размере 11 844 130 рублей 75 копеек в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС5, в размере 146 305 134 рублей 20 копеек в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС6, в размере 31 511 716 рублей 10 копеек в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС7, в размере 22 548 164 рублей 92 копеек в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС8 (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости).
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов незавершенного строительства влияют на права и обязанности ООО "УСТ" как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства, административный истец 23 сентября 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "УСТ" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства был представлен отчет, подготовленный ООО "МВЛ", в котором по состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость определена в размере 38 642 500 рублей в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС1, в размере 30 423 000 рублей в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС2, в размере 45 378 500 рублей в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС3, в размере 6 048 500 рублей в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС4, в размере 5 627 600 рублей в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС5, в размере 67 057 700 рублей в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС6, в размере 10 833 500 рублей в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС7, в размере 1 889 100 рублей в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС8.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленных в материалы дела отчетов судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ГБУ "БТИ Московской области".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости объектов незавершенного строительства, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС1 составляет 36 053 963 рубля, стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС2 составляет 34 009 407 рублей, стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС5 составляет 6 804 456 рублей, стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС4 составляет 7 091 969 рублей, стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС6 составляет 49 763 074 рубля, стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС3 составляет 46 978 415 рублей, стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС7 составляет 18 413 307 рублей, стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС8 составляет 2 472 167 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов незавершенного строительства, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "МВЛ", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной, определенной не по результатам оценки, проведенной ООО "МВЛ", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов незавершенного строительства сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что ООО "УСТ" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2021 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 23 сентября 2022 года.
От ГБУ "БТИ Московской области" поступило ходатайство о возмещении расходов по проведению судебной экспертизы в размере СУММА1. В соответствии с представленной калькуляцией стоимость проведения экспертизы в отношении каждого из оцениваемых объектов составила по СУММА2.
Решая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд исходит из следующего.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика.
Определенная экспертом рыночная стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС1 отличается от оспариваемой кадастровой стоимости на 49, 9%, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС4 отличается на 44%, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС5 отличается на 42, 5%, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС7 отличается на 41, 5%.
Согласно положениям ст. 380 НК РФ и ч. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в размере в размере 1, 9 процента - в 2022 году; 2, 0 процента - в 2023 году и последующие налоговые периоды.
Таким образом, за 2022 год налоговая выгода для административного истца в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС1 составила 683 555 рублей, налоговая выгода в отношении объекта с кадастровым номером ОКС4 составила 106 009 рублей, налоговая выгода в отношении объекта с кадастровым номером ОКС5 составила 95 641 рублей, налоговая выгода в отношении объекта с кадастровым номером ОКС7 составила 248 469 рублей; за 2023 год налоговая выгода для административного истца в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС1 составила 719 532 рубля, налоговая выгода в отношении объекта с кадастровым номером ОКС4 составила 111 588 рублей, налоговая выгода в отношении объекта с кадастровым номером ОКС5 составила 100 675 рублей, налоговая выгода в отношении объекта с кадастровым номером ОКС7 составила 261 547 рублей.
Учитывая, что налоговая выгода в отношении каждого из указанных объектов за 2022-2023 года кратно превысила судебные расходы по проведению судебной экспертизы объектов незавершенного строительства, с административного истца в пользу ГБУ "БТИ Московской области" подлежат взысканию расходы по проведению судебной экспертизы в общей сумме СУММА3, Определенная экспертом рыночная стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС2 отличается от оспариваемой кадастровой стоимости на 56, 2%, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС3 отличается на 50, 5%, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС6 отличается на 65%, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС8 отличается на 89%, то есть более чем в два раза, что находится за пределами допустимых отклонений. Таким образом, судебная экспертиза, по существу, подтвердила доводы административного истца о необоснованном завышении кадастровой стоимости на объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами ОКС2, ОКС3, ОКС6, ОКС8.
Соответственно, с ГБУ "Центр имущественных платежей" как с лица, актом которого была определена кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами ОКС2, ОКС3, ОКС6, в пользу ГБУ "БТИ Московской области" подлежат взысканию расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА4, а с Департамента городского имущества города Москвы как с лица, утвердившего результаты кадастровой оценки объекта недвижимости с кадастровым номером ОКС8, в пользу ГБУ "БТИ Московской области" подлежат взысканию расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА2.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 36 053 963 рублей, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС2 в размере 34 009 407 рублей, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС5 в размере 6 804 456 рублей, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС4 в размере 7 091 969 рублей, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС6 в размере 49 763 074 рублей, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС3 в размере 46 978 415 рублей, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС7 в размере 18 413 307 рублей, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ОКС8 в размере 2 472 167 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 23 сентября 2022 года.
Взыскать в пользу ГБУ "БТИ Московской области" расходы по проведению судебной экспертизы с ООО "УСТ" в размере СУММА3, с ГБУ "Центр имущественных платежей" в размере СУММА4, с Департамента городского имущества города Москвы в размере СУММА2.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 30 июня 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.