Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Яроцкой Н.В, судей Беспятовой Н.Н, Гутенёвой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, по кассационной жалобе Департамента лесного хозяйства по Северо-западному Федеральному округу на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 25 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи ФИО5, выслушав объяснения представителя заявителя Департамента лесного хозяйства по Северо-западному Федеральному округу ФИО6, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ответчика ФИО1 ФИО7, возражавшей против удовлетворения жалобы, объяснения представителя третьего лица Комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО8, поддержавшую позицию подателя кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу обратился в суд с иском к ФИО1, с учетом уточнения исковых требований просил признать отсутствующим право собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью 38620 кв.м, снять его с Государственного кадастрового учета, истребовать из владения ФИО1 земельный участок с кадастровым номером N, снять его с государственного кадастрового учета.
В обоснование исковых требований указано, что 16 марта 2009 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок с условным номером 47-00-30/2004-2, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации N. За ФИО1 4 августа 2016 года зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, 30 апреля 2019 года зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N. Согласно выписке из ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером N расположено нежилое здание - садовый дом площадью 678, 6 кв.м, год ввода в эксплуатацию 2019. На основании обращения Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области проведена проверка законности возникновения прав ответчика на земельные участки с кадастровыми номерами N. Согласно заключению филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" от 8 июня 2020 года N 12-01/766 границы земельного участка с кадастровым номером N пересекаются с землями лесного фонда, расположенными в части выдела 2 квартала 44 Всеволожского сельского лесничества Всеволожского лесничества. Площадь пересечения (наложения) составляет 13 520 кв.м. Согласно заключению филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" от 4 октября 2018 года N 12-01/818 границы земельного участка с кадастровым номером N пересекаются с землями лесного фонда, расположенными в части выдела 1 квартала 44 Всеволожского сельского лесничества Всеволожского лесничества. Площадь пересечения (наложения) составляет 38 620 кв.м.
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами N и N находятся в границах земельного участка лесного фонда, расположенного в части 1, 2 квартала 44 Всеволожского сельского лесничества Всеволожского Ленинградской области, что подтверждается выпиской из лесничества государственного лесного реестра. В заключениях филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" приведены данные о границах пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда с указанием координат поворотных точек границы, а также площади наложения. Действующее законодательство предусматривает приоритет сведений Государственного лесного реестра над сведениями ЕГРН, при этом ни Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", ни иными нормативными правовыми актами не установлены требования к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения их границ и внесению соответствующих сведений в ЕГРН.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу в удовлетворении исковых требований к ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 28 июля 2021 года решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 марта 2021 года оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 28 июля 2021 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 марта 2021 гола оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
В возражениях ФИО1 просила решение и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет по природным ресурсам Ленинградской области полагает подлежащими отмене решение суда и апелляционное определение, поддерживаю позицию подателя кассационной жалобы.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при разрешении дела были допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из его материалов, 16 марта 2009 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда с условным номером 47-00-30/2004-2, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права N 78- АГ 768494.
ФИО1 принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 15 341 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства. Право собственности на земельный участок зарегистрировано 30 апреля 2019 года.
Указанный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером N, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, также принадлежащего ФИО1 (право собственности зарегистрировано 31 мая 2017 года.)
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером N был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером N площадью 29 095 кв.м на три земельных участка: площадью 15 431 кв.м, площадью 10 288 кв.м и 3 376 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером N был приобретен ФИО1 27 февраля 2017 года по договору купли-продажи у ФИО9, которому земельный участок принадлежал на основании договора купли-продажи земельного участка от 2 октября 2013 года N 528ПБ/П. Право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером N зарегистрировано в ЕГРН 3 апреля 2017 года.
Из материалов дела также следует, земельный участок с кадастровым номером N, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, был выделен из земельного участка с кадастровым номером N, а земельный участок с кадастровым номером N был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, поставленного на кадастровый учет в 2005 году, являвшегося многоконтурным, одной из частей которого и был участок с кадастровым номером N. В 2009 году при проведении работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N его границы были согласованы смежными землепользователями. Одна из смежных границ была согласована Кировским лесхозом, что подтверждается актом согласования границ.
Работы по межеванию земельного участка с кадастровым номером N площадью 61 185 кв.м выполнялись ООО "Атлас" по заказу собственника многоконтурного земельного участка с кадастровым номером N площадью 581, 57 га, земли ЗАО "Выборгское".
На земельном участке с кадастровым номером N (в настоящее время N) расположен садовый дом площадью 678, 6 кв.м, 2019 года постройки.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером N также являлся частью многоконтурного участка с кадастровым номером N площадью 581, 57 га, принадлежащего ЗАО "Выборгское".
Из дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером N следует, что 9 августа 2010 года постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области N 1520 с учетом внесенных в него изменений постановлением N от 29 августа 2011 года было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером N площадью 43 717 кв.м, категория земель-земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования, расположенным по адресу: Ленинградская область, ЗАО "Выборгское" и указанный земельный участок был предоставлен в собственность за плату в размере 15% от кадастровой стоимости ЗАО "Выборгское".
21 октября 2011 года между администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области и ЗАО "Выборгское" заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N площадью 43 717 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
16 апреля 2015 года земельный участок с кадастровым номером N площадью 43 717 кв.м, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: "адрес", по договору купли-продажи был продан ЗАО "Выборгское" покупателю ООО "Развитие". Право собственности ООО "Развитие" на данный земельный участок зарегистрировано 4 июня 2015 года.
20 ноября 2015 года между ООО "Развитие" и ФИО1 заключен договор купли-продажи 1/2 доли указанного земельного участка.
30 ноября 2015 года ФИО1 по договору купли-продажи, заключенному с ООО "Развитие", приобретена вторая 1/2 доля земельного участка с кадастровым номером N площадью 43 717 кв.м, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: "адрес"
По сведениям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковским областям земельный участок с кадастровым номером N площадью 43 717 кв.м не используется по сельскохозяйственному назначению, на нем произрастает древесная растительность.
Согласно заключениям филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" от 8 июня 2020 года N 12-01/766 и от 4 октября 2018 года N 12-01/818 в результате картографического наложения материалов лесоустройства Всеволожского лесничества Ленинградской области на границы земельных участков с кадастровыми номерами N установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером N пересекаются с землями лесного фонда, расположенными в части выдела 2 квартала 44 Всеволожского сельского лесничества Всеволожского лесничества Ленинградской области, площадь пересечения (наложения) составляет 13 520 кв.м; границы земельного участка с кадастровым номером N пересекаются с землями лесного фонда, расположенными в части выдела 1 квартала 44 Всеволожского сельского лесничества Всеволожского лесничества, площадь пересечения (наложения) составляет 38 620 кв.м.
Согласно ответу ООО "Севзапгипрозем" от 16 декабря 2019 года, разрабатывавшего схему организации использования земель бывшего совхоза "Выборгский" в 2001 году, и выкопировке с карты "Материалы по разработке схемы организации использования земель бывшего совхоза "Выборгский" Всеволожского района Ленинградской области" земельные участки с кадастровыми номерами N расположены на землях бывшего совхоза "Выборгский".
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 196, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Федерального закона от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости", установив, что земельные участки с кадастровыми номерами N N были образованы из многоконтурного земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего ЗАО "Выборгское", указанные земельные участки имеют двойной учет, а также, учитывая приоритет сведений о категории земель участков с кадастровыми номерами N содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, по отношению к сведениям Государственного лесного реестра, отсутствие доказательств незаконной регистрации права собственности ответчика на поименованные земельные участки, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу.
Отменяя апелляционное определение от 28 июля 2021 года и направляя дело на новое апелляционное рассмотрение, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в определении от 20 декабря 2021 года указала, что юридически значимым по данному делу обстоятельством являлось установление факта с подтверждением соответствующими документами об отнесении спорных земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения, а также установление местоположения спорных земельных участков в определенных границах, использование их в соответствии с целевым назначением, и установление либо опровержение факта наложения на спорные земельные участки земельных участков лесного фонда. Однако эти обстоятельства, в нарушение требований части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлены не были. Кроме того, в нарушение положений статей 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ни судом первой, ни судом апелляционной инстанции не был поставлен на обсуждение сторон вопрос о необходимости проведения по делу землеустроительной экспертизы.
При новом рассмотрении дела судом апелляционной инстанции по ходатайству истца назначена землеустроительная экспертиза.
Согласно заключению экспертов N 100-з/2022 от 7 декабря 2022 года наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами N из категории сельскохозяйственного назначения Всеволожского района Ленинградской области на земельный участок с кадастровым номером 47-00-30/2004-2 из состава земель лесного фонда отсутствует.
Суд апелляционной инстанции, признав указанное заключение экспертизы соответствующим положениям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", оценив представленные в материалы дела доказательства, согласился с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу к ФИО1, со ссылкой на то, что суд первой инстанции обоснованно указал на наличие доказательств, подтверждающих, что земельные участки с кадастровыми номерами N были образованы из многоконтурного земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего ЗАО "Выборгское", указанные земельные участки имеют двойной учет.
Суд апелляционной инстанции отметил, что в целях устранения взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (ГЛР) и Единого государственного реестра (ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", которым внесены изменения в ряд федеральных законов, регулирующих соотношение сведении ГЛП и ЕГРН.
Приняв во внимание положения части 3 статьи 5, части 3, пункта 2 части 4, части 5 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ), части 7 статьи 62.4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ), частей 1 и 2 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ и Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 538-ФЗ), судебная коллегия суда апелляционной инстанции исходила из того, что в настоящем деле установлена совокупность всех предусмотренных положениями законов обстоятельств, позволяющих применить их к правоотношениям, возникшим в настоящем деле, в связи с чем указала на правильность выводов суда первой инстанции о приоритете сведений о категории земельных участков с кадастровыми номерами N, содержащихся в ЕГРН, по отношению к сведениям государственного лесного реестра, и обоснованном отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции указал, что законность приобретения ФИО1 прав на земельные участки утверждена в предусмотренном законом порядке, документы, на основании которых у нее возникло право собственности на спорные земельные участки в установленном порядке недействительными не признаны, добросовестность ФИО1, как приобретателя земельных участков, презюмируется и не опровергнута.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они сделаны без учета положений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно части 1 статьи 94 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года N 1103-1 к землям лесного фонда относились земли, покрытые лесом.
В соответствии со статьей 2 действовавших в период с 1993 по 1997 годы Основ лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 года N 4613-1 все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. Согласно данной норме в состав земель лесного фонда входили лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и не лесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).
Статья 23 Земельного кодекса РСФСР, действующего до 1993 года, определяла компетенцию Советов народных депутатов различного уровня по изъятию и предоставлению земель. Пунктом 1 названной статьи было установлено, что сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса.
Указанными законами земли лесного фонда запрещались к передаче в собственность частных лиц, а также отсутствовало право сельских, поселковых Советов народных депутатов изымать земельные участки из лесного фонда с целью их предоставления гражданам на любом праве, в том числе в собственность.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ, статей 7 - 8 Лесного кодекса Российской Федерации, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности; лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе: учет значения земли как основы жизнедеятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В силу части 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 5-О).
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.
По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).
Согласно части 1 статьи 67 Лесного кодекса на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее также Закон N 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 1 июля 2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее также Закон N 172-ФЗ) в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее также Закон N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21 сентября 2017 года N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24 февраля 2022 года 423-О).
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 1 января 2016 года, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами.
Отменяя апелляционное определение от 28 июля 2021 года и направляя дело на новое апелляционное рассмотрение, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в определении от 20 декабря 2021 года указала, что юридически значимым по данному делу обстоятельством являлось установление факта с подтверждением соответствующими документами об отнесении спорных земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения, а также установление местоположения спорных земельных участков в определенных границах, использование их в соответствии с целевым назначением, и установление либо опровержение факта наложения на спорные земельные участки земельных участков лесного фонда.
Вместе с тем, в нарушение требований статей 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции при новом апелляционном рассмотрении указания суда кассационной инстанции не выполнил.
Установив наличие регистрации права собственности первого правообладателя ЗАО "Выборгское" на исходный по отношению к спорным земельным участкам земельный участок с кадастровым номером N как на земли сельскохозяйственного назначения, возникшего до 1 января 2016 года, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что право собственности Российской Федерации на лесной участок было зарегистрировано в ЕГРН в 2009 году, не исследовал имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора обстоятельства образования спорных земельных участков, их фактического использования, возникновения права частной собственности на данные земельные участки, а также добросовестность приобретателя земельных участков.
В ходе рассмотрения дела представитель истца указывал, что спорные земельные участки покрыты многолетними (возраста более 60 лет) лесными насаждениями, сельскохозяйственная деятельность на земельных участках не осуществляется, участки находятся во владении Российской Федерации, имеющимися в материалах дела документами подтверждено, что в их отношении проводятся лесоустроительные и лесозащитные мероприятия.
Однако эти доводы какой-либо оценки суда апелляционной инстанции не получили. Суд апелляционной инстанции указал лишь на то, что добросовестность ФИО1, как приобретателя земельных участков, презюмируется и не опровергнута.
В то же время, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении судебной коллегии по экономическим спорам от 17 июня 2022 года N 301-ЭС21-25438, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Сославшись на обстоятельства образования спорных земельных участков из исходного по отношению к ним многоконтурного земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего ЗАО "Выборгское", на обстоятельства возникновения права собственности ЗАО "Выборгское" на спорный земельный участок с кадастровым номером N на основании постановления администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области N 1520 с учетом внесенных в него изменений постановлением N 1832 от 29 августа 2011 года и договора купли-продажи земельного участка от 21 октября 2011 года, заключенного между администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области и ЗАО "Выборгское", суд апелляционной инстанции вопреки указаниям суда кассационной инстанции факт отнесения спорных земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения на момент их представления ЗАО "Выборгское" не установили не проверил.
Отметив, что согласно ответу ООО "Севзапгипрозем" от 16 декабря 2019 года, разрабатывавшего схему организации использования земель бывшего совхоза "Выборгский" в 2001 году, и выкопировке с карты "Материалы по разработке схемы организации использования земель бывшего совхоза "Выборгский" Всеволожского района Ленинградской области" земельные участки с кадастровыми номерами N расположены на землях бывшего совхоза "Выборгский", суд апелляционной инстанции первичные документы, послужившие основанием использования земель совхозом "Выборгский", не истребовал, самостоятельно их не исследовал, состав земель совхоза "Выборгский" (сельскохозяйственные угодья, пашни, пастбища, лесные залежи и др.), как и факт образования спорных земельных участков именно на сельскохозяйственных угодьях совхоза не устанавливал.
В то же время, в материалах дела имеется копия постановления администрации Всеволожского района Ленинградской области от 11 марта 1996 года (л.д. 50 т. 2) "О перерегистрации права пользования землей и выдаче правоустанавливающих документов на собственность АОЗТ "Выборгское", согласно которому в связи с преобразованием АКХ "Выборгская" в АОЗТ "Выборгское" постановлено перерегистрировать право пользование землей и выдать правоустанавливающие документы по состоянию на 1 января 1996 года общей площадью 3 265 га, из них в собственность бесплатно 2 665 га (в том числе пашни - 1 219 га, сенокосов всего - 1 111 га и др.), в постоянное (бессрочное) пользование 600 га (в том числе пастбищ - 41 га, приусадебных земель - 8 га, под коллективными огородами - 10 га, лесов - 253 га, древесно-кустарниковой растительности - 183 га, болот - 20 га и др.).
Таким образом, из материалов дела следует, что в пользовании правопредшественника ЗАО "Выборгское" находились земли, занятые лесами. Эти обстоятельства какой-либо оценки судов не получили.
При этом необходимо отметить, что согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17 мая 1977 года, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 6 марта 1993 года N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса).
Указав, что границы исходного земельного участка N, одним из контуров которого впоследствии стал образованный земельный участок с кадастровым номером N, при проведении межевых работ по уточнению местоположения границ земельного участка в 2009 году были согласованы Кировским Лесхозом, что подтверждается актом согласования границ, суд апелляционной инстанции, не указал, как данное обстоятельство подтверждает либо опровергает права совхоза "Выборгский" (ЗАО "Выборгское") на земли лесного фонда.
При этом апелляционное определение не содержит выводов относительно того, какое должностное лицо Кировского Лесхоза согласовало местоположение границ земельного участка, имело ли это должностное лицо полномочия на согласование границ, на предоставление земельного участка из земель лесного фонда, и не противоречат ли его действия требованиям закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется, в частности, на следующие земельные участки (часть 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"):
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется специальным федеральным законом, при наличии у уполномоченного органа сведений о фактах неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.
Из приведенных норм права следует, что обстоятельства использования спорного участка имеют существенное значение для разрешения спора.
Несмотря на это, суд апелляционной инстанции вопреки указаниям суда кассационной инстанции обстоятельства использования спорных земельных участков по их целевому назначению не устанавливал и не проверял.
Сославшись на сведения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковским областям, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 47:09:0114001:21 площадью 43 717 кв.м не используется по сельскохозяйственному назначению, на нем произрастает древесная растительность, суд апелляционной инстанции какой-либо оценки таким сведениям не дал, при этом не предложил сторонам представить в материалы дела доказательства использования (неиспользования) по сельскохозяйственному назначению второго находящегося в споре земельного участка с кадастровым номером N.
Выполняя указания суда кассационной инстанции, суд апелляционной инстанции назначил по делу судебную землеустроительную экспертизу, проведение которой было поручено ООО "Экспертно-консультационный центр "СевЗапЭксперт".
Признав заключение экспертов N 100-з/2022 от 7 декабря 2022 года соответствующим положениям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", суд апелляционной инстанции принял за основу выводы такого заключения, согласно которым наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами N и N из категории сельскохозяйственного назначения Всеволожского района Ленинградской области на земельный участок с кадастровым номером 47-00-30/2004-2 из состава земель лесного фонда отсутствует.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено, что делая в заключении такие выводы, эксперт исходил из того, что граница земельного участка с кадастровым номером 47-00-30/2004-2 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, а в определении суда о назначении экспертизы вопрос о проведении кадастровых работ в отношении данного земельного участка перед экспертами не ставился. Также эксперт указал, что определить местоположение границ ранее учтенного лесного участка с кадастровым номером 47-00-30/2004-2 невозможно, т.к. проектная документация на такой участок в гражданском деле отсутствует. Кроме того, кадастровые работы в отношении ранее учтенных лесных участков с целью определения местоположения границ и площади провести невозможно в силу отсутствия нормативно-правовой документации, регламентирующей такую деятельность.
Таким образом, исследовательская часть заключения свидетельствует о невозможности дать заключение по поставленному перед экспертом вопросу.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд назначает экспертизу при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
В силу приведенной нормы заключение экспертов не может затрагивать правовых вопросов, так как экспертиза назначается при необходимости специальных познаний, но не в области правовых знаний.
В заключении N 100-з/2022 от 7 декабря 2022 года, выполненном ООО "Экспертно-консультационный центр "СевЗапЭксперт", дана оценка имеющимся в деле заключениям филиала ФГБУ "Рослеинфорг" с указанием на то, что их нельзя считать полноценными, имеющими доказательное значение. Также в заключении содержится оценка акта N 131-ОЗН от 18 декабря 2018 года с указанием на то, что отображенные в нем сведения не могут быть использованы в качестве официального документа, они могут служить только в качестве справочной информации.
Между тем, оценка имеющихся в деле доказательств в компетенцию эксперта не входит.
Права и обязанности эксперта регламентированы статьей 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно положениям части 1 которой, эксперт обязан принять к производству порученную ему судом экспертизу и провести полное исследование представленных материалов и документов; дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам и направить его в суд, назначивший экспертизу; явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением.
В случае, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта либо материалы и документы непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения, эксперт обязан направить в суд, назначивший экспертизу, мотивированное сообщение в письменной форме о невозможности дать заключение.
При таких обстоятельствах заключение эксперта ООО "Экспертно-консультационный центр "СевЗапЭксперт" N 100-з/2022 от 7 декабря 2022 года, как полученное с нарушением положений статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могло быть положено в обоснование выводов суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 3 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Частью 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной реестр в силу пунктов 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
При этом статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Таким образом, исходя из приведенных выше положений законодательства, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается относящимся к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, которые являются единственным и официальным документом, подтверждающим границы и площадь земельного участка.
Согласно заключениям филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" от 8 июня 2020 года N 12-01/766 и от 4 октября 2018 года N 12-01/818 в результате картографического наложения материалов лесоустройства Всеволожского лесничества Ленинградской области на границы земельных участков с кадастровыми номерами N установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером N пересекаются с землями лесного фонда, расположенными в части выдела 2 квартала 44 Всеволожского сельского лесничества Всеволожского лесничества Ленинградской области, площадь пересечения (наложения) составляет 13 520 кв.м; границы земельного участка с кадастровым номером N пересекаются с землями лесного фонда, расположенными в части выдела 1 квартала 44 Всеволожского сельского лесничества Всеволожского лесничества, площадь пересечения (наложения) составляет 38 620 кв.м.
Как усматривается из материалов дела, вышеуказанным заключениям в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции правовая оценка не давалась.
Доводам стороны истца о том, что факт наложения границ спорных земельных участков на земли лесного фонда подтверждается представленными заключениями филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект", в которых приведены данные о границах пересечения спорных земельных участков с землями лесного фонда с указанием координат поворотных точек, а также площади наложения, суд апелляционной инстанции в своем определении также оценки не дал.
Отсутствие каких-либо выводов в апелляционном определении относительно данных обстоятельств свидетельствует о нарушении положений статей 198, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанные выше требования процессуального закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), допущенные при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального и материального права являются существенными и могут быть устранены только путем отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 25 января 2023 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 25 января 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.