Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Хорошевской М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области на решение Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 09 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 30 марта 2023 года по административному делу N 2а-313/2023 по административному исковому заявлению Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Горноуральского городского округа, Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения представителя административного истца Никитиной Н.В, доводы кассационной жалобы полагавшей необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации Горноуральского городского округа, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, выразившееся в непроведении водохозяйственных мероприятий на водном объекте Авроринское водохранилище; возложить на Администрацию Горноуральского городского округа обязанность в срок до 01 сентября 2023 года в соответствии с пунктами 20, 22 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Минприроды России от 24 августа 2010 года N 330 (далее - Типовые правила) выполнить очистку дна Авроринского водохранилища от наносов (промыв водохранилища от наносов), удаление наносов механическим способом (земснарядами, землечерпаками); возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в срок до 01 сентября 2023 года в соответствии с пунктом 19 Типовых правил выполнить на Авроринском водохранилище локальное изъятие иловых отложений.
В обоснование административного иска указано, что в государственном водном реестре содержатся сведения о водном объекте - Авроринское водохранилище, пользование которым осуществляется на основании Типовых правил. В результате проверки прокуратурой установлено, что административными ответчиками на водном объекте предусмотренные пунктами 19, 20, 22 Типовых правил мероприятия не реализуются, что влечет загрязнение водного объекта, засорение и истощение вод.
По данному факту 03 октября 2022 года прокурором внесено представление об устранении нарушений закона, указанное представление рассмотрено, однако, водохозяйственные мероприятия на водном объекте не выполняются, незаконное бездействие не устранено.
Решением Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 09 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 30 марта 2023 года, административный иск удовлетворен; признано незаконным бездействие Администрации Горноуральского городского округа, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, выразившееся в непроведении водохозяйственных мероприятий на водном объекте Авроринское водохранилище, предусмотренных пунктами 19, 20, 22 Типовых правил; возложена обязанность: на Администрацию Горноуральского городского округа в срок до 01 сентября 2024 года в соответствии с пунктами 20, 22 Типовых правил выполнить очистку дна Авроринского водохранилища от наносов (промыв водохранилища от наносов), удаление наносов механическим способом (земснарядами, землечерпаками); на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в срок до 01 сентября 2023 года в соответствии с пунктом 19 Типовых правил выполнить на Авроринском водохранилище локальное изъятие иловых отложений.
В поданной 30 мая 2023 года кассационной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Прокуратура Свердловской области, Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор представили письменные возражения на доводы кассационной жалобы, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив представленные возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие основания по настоящему административному делу имеются.
Как установлено при рассмотрении дела, в Государственном водном реестре зарегистрирован водный объект - Авроринское водохранилище, код объекта 14010501321499000000010, сведения о зарегистрированных водопользователях в Государственном водном реестре отсутствуют.
Авроринское водохранилище расположено на реке Исток, относится к русловому типу, по режиму регулирования является годовым, используется для хозяйственно-бытовых и рекреационных целей.
Решением Ленинского районного суда города Нижнего Тагила от 21 мая 2020 года по гражданскому делу N 2-862/2020, вступившим в законную силу 23 июня 2020 года, на Администрацию Горноуральского городского округа возложена обязанность в срок не позднее 31 декабря 2021 года привести гидротехническое сооружение "Плотина", протяженностью 140 погонных метров, расположенное по адресу: Свердловская область Пригородный район п. Черноисточинск р. Исток, Авроринский пруд в технически исправное состояние, отвечающее требованиям безопасности при его эксплуатации.
В целях исполнения решения суда 06 июня 2022 года между МКУ "Управление капитального строительства ГГО" и ООО "Самара-Стройком" заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Гидротехническое сооружение "Плотина" р. Исток, Авроринский пруд, пос. Черноисточинск, срок окончания работ по контракту 01 ноября 2023 года.
На стадии разработки проектно-сметной документации на проведение данных работ проектной организацией ООО "Земпроект" в 2021 году проведены инженерно-экологические изыскания. На территории места проведения капитального ремонта гидротехнического сооружения произведен отбор проб почвенного покрова, грунтов, донных отложений, поверхностных и грунтовых вод.
По результатам проведения инженерно-экологических изысканий получены сведения о концентрациях загрязняющих веществ в донных отложениях, поверхностных водах. Установлено, что поверхностная вода не соответствует нормативам качества водных объектов по нефтепродуктам, меди, свинцу, никелю, цинку, кобальту и марганцу; пробы воды из скважин не соответствуют нормативам содержания химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования по содержанию нефтепродуктов, перманганантной окисляемости, марганцу, в пробах почв выявлены превышения предельно допустимых концентраций бензаприрена, меди, кадмия, выявлено присутствие тяжелых металлов и нефтепродуктов в донных отложениях. Установлено, что донные отложения содержат тяжелые металлы и нефтепродукты, при извлечении которых образуются опасные отходы 1-3 класса опасности.
21 сентября 2022 года комиссией в составе представителей Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, администрации Горноуральского городского округа, Отдела водных ресурсов по Свердловской области Нижнеобского бассейнового водного управления проведено обследование Авроринского водохранилища, о чем составлен акт обследования.
Согласно акту, на момент обследования водохранилище спущено с целью проведения капитального ремонта гидротехнического сооружения. Выявлено частичное зарастание кустарниковой и травянистой растительностью ложа водохранилища, что обусловлено снижением нормального подпорного уровня воды в связи с работами по капитальному ремонту плотины.
03 октября 2022 года прокурором внесено представление в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области о принятии мер, направленных на предупреждение зарастания акватории водохранилища, цветения воды, предусмотренных пунктом 19 Типовых правил.
02 декабря 2022 года прокурор уведомлен о результатах рассмотрения представления, в том числе о необходимости проведения мониторинга водохранилища.
Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Типовых правил, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора о возложении на административных ответчиков обязанности по выполнению очистки дна Авроринского водохранилища: необходимости проведения уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области - Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области работ, предусмотренных пунктом 19 Типовых правил, а собственником гидротехнического сооружения (плотины) Администрацией Горноуральского городского округа - работ, предусмотренных пунктами 20, 22 Типовых правил, с целью обеспечения охраны водного объекта, предотвращения его загрязнения, засорения и истощения вод, ликвидации последствий указанных явлений.
Выводы судебных инстанций об удовлетворении административного иска в части требований к Администрации Горноуральского городского округа подателем кассационной жалобы не оспариваются, в силу положений части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом проверки суда кассационной инстанции не являются.
Выводы судебных инстанций в части разрешения требований к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области коллегия кассационного суда полагает основанными не неполном установлении обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.
В силу положений части 1 статьи 7.1 Водного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 названного Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с этим Кодексом.
Согласно пунктам 13, 19 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16 сентября 2015 года N 832-ПП, этот исполнительный орган государственной власти Свердловской области, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, водопользования, осуществляет на территории области меры по охране водных объектов или их частей, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Свердловской области.
В соответствии с пунктом 5 Приказа Минприроды России от 29 сентября 2010 года N 425 "Об утверждении, для реализации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей" органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо решить, в числе прочего, следующие основные задачи: выделить из общего числа водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, водные объекты или их части, подверженные наибольшему антропогенному воздействию хозяйственной или иной деятельности, вызывающему загрязнение, засорение и истощение вод; установить причины возникновения загрязнения, засорения и истощения водных объектов или их частей; разработать перечень мероприятий, целью которых является охрана водных объектов или их частей от загрязнения, засорения и истощения, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования.
Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 года N 1391, установлено, что мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя, в числе прочего, предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидацию последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения; расчистку поверхностных водных объектов от донных отложений; аэрацию водных объектов; биологическую рекультивацию водных объектов; залужение и закрепление кустарниковой растительностью берегов.
Мероприятия по охране поверхностных водных объектов планируются и осуществляются органами, указанными в подпунктах "а" - "в" пункта 3 настоящих Правил, в соответствии со схемами комплексного использования и охраны водных объектов (пункт 9 названных выше Правил).
Согласно пункту 19 Типовых правил с целью предупреждения зарастания акватории водохранилища и цветения воды уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуются следующие мероприятия: высадка тростника; заселение водохранилища гидрофитами с обязательной уборкой (осенью) образующейся растительной массы; локальное изъятие иловых отложений; механическое изъятие избыточной биомассы водорослей из водохранилищ в местах их массовых скоплений; санитарная обработка после сработки водохранилища до отметки уровня мертвого объема.
Вывод судебных инстанций о том, что Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является органом, уполномоченным на осуществление мер по охране водного объекта, по существу, является верным.
Между тем, возлагая на данное лицо обязанность в срок до 01 сентября 2023 года в соответствии с пунктом 19 Типовых правил выполнить на Авроринском водохранилище локальное изъятие иловых отложений, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, не оценил доводы административного ответчика о том, что извлечение донных отложений может повлечь ухудшение состояния поверхностных вод, о том, что решение о необходимости очистки водохранилища может быть принято только после проведения мониторинга и расчета эффективности мероприятия по очистке.
Вопрос об утверждении схемы комплексного использования и охраны водного объекта судом первой инстанции не исследован, не определены мероприятия по охране водного объекта, определенные схемой в случае ее утверждения.
Между тем решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), оно должно служить средством эффективной защиты нарушенного права и, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соответствовать конституционному принципу исполнимости судебного решения (постановления от 15 января 2002 года N 1-П, от 14 мая 2003 года N 8-П, от 14 июля 2005 года N 8-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, от 14 мая 2012 года N 11-П, от 10 марта 2016 года N 7-П, от 9 июля 2020 года N 34-П).
Однако принятые по делу судебные акты в оспариваемой части нельзя признать соответствующими вышеприведенным положениям.
Возлагая обязанность на административного ответчика в срок до 1 сентября 2023 года обеспечить локальное изъятие иловых отложений, суды первой и апелляционной инстанций не проверили, в каком порядке это необходимо сделать, не применили нормы федерального законодательства, регулирующие возникшие отношения.
Кроме того, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о нарушении процессуальных требований судом первой инстанции.
Как видно из материалов дела, 09 января 2023 года Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области направило в суд первой инстанции посредством систем электронного документооборота возражение на административное исковое заявление, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, ходатайство о привлечении к участию в деле Федерального агентства водных ресурсов.
Возражение на административное исковое заявление учтено судом при разрешении дела, что следует из судебного акта, а поступившее одновременно ходатайство о привлечении к участию в деле заинтересованного лица не разрешено судом.
При таких данных судебная коллегия кассационного суда приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при разрешении требований к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области допущено нарушение норм материального и процессуального права, не установлены все имеющие для дела обстоятельства, в связи с чем оспариваемые судебные акты в указанной части подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 09 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 30 марта 2023 года в части разрешения требований Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности отменить, в указанной части направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 05 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.