Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Синьковской Л.Г, рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу администрации Костромской области на определение Костромского областного суда от 16 марта 2023 года о взыскании судебных расходов по административному делу N 3а-350/2022 по административному исковому заявлению Серова "данные изъяты" к администрации Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Костромской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
решением Костромского областного суда от 18 октября 2022 года удовлетворено административное исковое заявление Серова А.Э, установлена кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером N, наименование: "Бизнес-центр", назначение: нежилое, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 886 823 рубля.
ДД.ММ.ГГГГ Серов А.Э. обратился в Костромской областной суд с заявлением о взыскании судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением административного дела в суде первой инстанции, просил взыскать с администрации Костромской области судебные расходы в размере 70 300 рублей, в том числе по оплате услуг представителя - 15 000 рублей, по оплате услуг по проведению оценки - 55 000 рублей, по уплате государственной пошлины - 300 рублей.
Определением Костромского областного суда от 16 марта 2023 года заявление Серова А.Э. удовлетворено частично, с администрации Костромской области в пользу административного истца взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей, расходы по оплате услуг оценщика в размере 55 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего 60 300 рублей.
Не согласившись с данным определением, представитель администрации Костромской области ФИО2 обратился в суд с частной жалобой, в которой просит отменить определение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование указывает, что при рассмотрении административного дела судом первой инстанции не установлена ошибка, повлекшая чрезмерное превышение кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, определенной по результатам проведения массовой оценки, над кадастровой стоимостью объекта недвижимости, установленной судом равной рыночной стоимости.
Установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости не свидетельствует о недостоверности кадастровой стоимости, определенной в результате массовой оценки объектов недвижимости, направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Администрация Костромской области не оспаривала право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, следовательно, решение суда, в силу пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 не может расцениваться как принятое против административного ответчика.
Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение судом частной жалобы на определение суда первой инстанции в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 названного Кодекса, без проведения судебного заседания.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, проверив материалы административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов административного дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 40 196 409, 76 руб.
Кадастровая стоимость указанного нежилого помещения утверждена постановлением администрации Костромской области от 15 ноября 2016 года N438-а.
Решением Костромского областного суда от 18 октября 2022 года установлена кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 886 823 рубля.
Удовлетворяя заявление о возмещении судебных расходов, суд первой инстанции указал, что кадастровая стоимость нежилого помещения превышает его рыночную стоимость, установленную судом в 2, 02 раза, что позволяет сделать вывод о превышении, которое может свидетельствовать об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Суд апелляционной инстанции находит доводы жалобы несостоятельными по следующим основаниям.
Порядок возмещения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости урегулирован главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление N 1) и пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28).
В соответствии с пунктом 1 статьи 103, статьи 106, статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 31 Постановления N 28 разъяснил, что в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечёт восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Таким образом, судебные расходы взыскиваются в пользу административного истца, если административный ответчик оспаривал право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, либо она определена по недостоверным сведениям, либо настолько превышает рыночную, что это может означать ошибку в методике ее определения или в применении методики, либо расходы не связаны с процессуальным поведением истца.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано, что на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации, в пунктах 4, 10, 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек. В случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом), признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (статья 106, 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Таким образом, при подаче административного иска предоставление отчета об оценке рыночной стоимости является обязательным.
Несение расходов по составлению отчета об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в размере 55 000 рублей подтверждается договором на оказание оценочных услуг N от ДД.ММ.ГГГГ, заданием на оценку, актом N от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцией к приходному кассовому ордеру N от ДД.ММ.ГГГГ на указанную сумму.
Доказательств того, что денежная сумма, уплаченная административным истцом оценщику за составление отчета по определению рыночной стоимости спорных объектов, является чрезмерной (завышенной), не соответствует ценам, сложившимся на рынке оказания подобных услуг в Костромской области, в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пунктах 11-13 постановлении от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", расходы на оплату услуг представителя и расходы на оплату услуг оценщика по подготовке отчета присуждаются стороне, в пользу которой принят судебный акт, в разумных пределах.
При этом расходы по оплате услуг представителя подтверждаются договором об оказании юридических услуг N от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема-передачи выполненных услуг по договору N от ДД.ММ.ГГГГ об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, распиской в получении денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 000 рублей.
Интересы административного истца Серова А.Э. в суде представляла ФИО5, представившая доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год, диплом о высшем юридическом образовании.
При определении размера расходов, понесенных в связи с оплатой услуг представителя, суд руководствуется вышеприведенными процессуальными нормами, разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", учитывает характер и сложность дела, объем оказанных представителем юридических услуг, принцип разумности.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что административному истцу подлежат возмещению расходы на оплату услуг представителя в сумме 5 000 рублей.
При подаче административного иска административным истцом была уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей, что подтверждается чек-ордером об уплате госпошлины от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд первой инстанции, установив, что административный иск удовлетворен, кадастровая стоимость нежилого помещения более чем в два раза превышает его рыночную стоимость, установленную решением суда, что позволяет сделать вывод о существенности превышения, свидетельствующего о повлекшем нарушение прав соответствующего лица явной ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, верно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания понесенных административным истцом судебных расходов в соответствующих размерах с органа, утвердившего кадастровую стоимость.
Доводы административного ответчика администрации Костромской области об отсутствии оснований для взыскания судебных расходов свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами, были проверены судом и признаны необоснованными, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Учитывая изложенное, обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм процессуального права, оснований его для отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Костромского областного суда от 16 марта 2023 года оставить без изменения, частную жалобу администрации Костромской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Л.Г. Синьковская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.