Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Никулиной И.А, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Широкова Сергея Михайловича, поданную 10 мая 2023 г, на решение Братского городского суда Иркутской области от 28 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 марта 2023 г, по административному делу N 2а-1677/2022 по административному исковому заявлению Широкова Сергея Михайловича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю")далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю), Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Харабовскому краю), Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации (далее - ФСИН России), Министерству Финансов Российской Федерации о признании решения незаконным, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Широков С.М. обратился в Братский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований, о признании незаконными решения, действия (бездействия) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, нарушающими его права предусмотренные статьей 8, частями 1, 2 статьи 10, частями 2, 10, 11 статьи 12, частью 4 статьи 127 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации (далее -УИК РФ), статьями 17(1), 18, 19(12), 21(2) Конституции Российской Федерации и отмене решения административной комиссии от 24 декабря 2021 г.; о восстановлении нарушенного права путем установления срока исчисления нахождения в обычных условиях содержания со дня наступления права на перевод в обычные условия содержания, то есть с 10 июня 2006 г, возложении обязанности учитывать это положение при новом рассмотрении вопроса административной комиссией о переводе его в облегченные условия содержания, взыскании с казны Российской Федерации компенсацию морального вреда за незаконный отказ в переводе в облегченные условия содержания в сумме 15 000 руб.
В обоснование требований указано, что осуждённые имеют право на смягчение режима содержания посредством перевода в обычные и облегченные условия содержания. Если в период содержания в следственном изоляторе к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок нахождения в строгих условиях отбывания наказания исчисляется со дня заключения под стражу.
За время отбывания наказания он не был признан злостным нарушителем режима содержания, с 2016 года не имел взысканий, с 15 октября 2018 г. переведен в обычные условия содержания. Наложение незаконных взысканий администрацией ФКУ СИЗО-1 г. Иркутска в 1999-2000 г.г. лишило его права на своевременный перевод в обычные условия содержания через 10 лет от начала срока - 10 июня 2006 г.
Право на соблюдение законности при исполнения наказания было частично восстановлено Иркутской областной прокуратурой 8 июля 2020 г. путем отмены незаконных взысканий. Однако действия для восстановления нарушенного права на своевременный перевод в обычные условия содержания не предприняты. Указывает, что срок нахождения в обычных условиях содержания необходимо исчислять с даты наступления такого права - 10 июня 2006 г. Уголовно- исполнительный кодекс Российской Федерации не наделяет исправительные учреждения правом определять целесообразность перевода осужденных в обычные и облегченные условия содержания, закон возлагает обязанность на исправительные учреждения осуществлять режимные мероприятия согласно УИК РФ.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 28 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 марта 2023 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Широков С.М. ставит вопрос об отмене судебных актов.
В обоснование жалобы, повторяя позицию, изложенную в ходе рассмотрения дела, указывает на незаконность, необоснованность судебных актов. Считает, суды в нарушение принципов судопроизводства (законности и справедливости), при рассмотрении дела не восстановили его нарушенное право на перевод в облегченные условия содержания.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Широков С.М. представил заявление о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно пункту 10 статьи 16 УИК РФ наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
В пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии (часть 1 статьи 87 УИК РФ).
Частью части 3 статьи 87 УИК РФ установлено, что перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным статьями 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК РФ, производится по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, представители общественных наблюдательных комиссий. Комиссия исправительного учреждения решает также вопрос о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима на строгий и со строгого на общий.
Отдельно от других осужденных в исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, что установлено статьей 126 УИК РФ.
Согласно части 3 статьи 127 УИК РФ в строгие условия отбывания наказания по прибытии в исправительную колонию особого режима помещаются все осужденные. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания производится по отбытии не менее 10 лет в строгих условиях отбывания наказания по основаниям, указанным в части шестой статьи 124 настоящего Кодекса. Если в период пребывания в следственном изоляторе к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в строгих условиях отбывания наказания исчисляется со дня заключения под стражу.
При этом частью 6 статьи 124 указанного кодекса установлено, что перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.
Частью 4 статьи 127 УИК РФ установлено, что по отбытии не менее 10 лет в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия по основаниям, указанным в части второй статьи 124 настоящего Кодекса, согласно которой указанный перевод может быть осуществлен при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Широков С.М. осужден 11 декабря 1997 г. Иркутским областным судом и приговорен к смертной казне, которая Указом Президента РФ N 696 от 3 июня 1999 г. заменена на пожизненное лишение свободы. В период с 11 июля 1996 г. по 14 января 1998 г. Широков С.М. содержался в ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Иркутской области; в период с 14 января 1998 г. по 14 января 2001 г. - в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Иркутской области; в период с 14 января 2001 г. по 12 августа 2019 г. в по ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области (г. Соль- Илецк).
В ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, куда прибыл из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области 9 сентября 2019 г. для дальнейшего отбывания наказания, помещен в обычные условия отбывания наказания.
Согласно приговору суда срок наказания Широкову С.М. исчисляется с 10 июня 1996 г.
Из справки о поощрениях и взысканиях следует, что в период пребывания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Иркутской области Широков С.М. привлекался к дисциплинарной ответственности в виде водворения в карцер на основании постановлений от 22 июня 1999 г, от 30 апреля 2000 г, от 16 августа 2000 г.
Решением административной комиссии ФКУ ИК-6 УФСИН России Оренбургской области от 15 октября 2018 г. Широков С.М. был переведен из строгих в обычные условия отбывания наказания.
В дальнейшем постановлениями первого заместителя прокурора Иркутской области от 8 июля 2020 г. в связи с нарушением процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, указанные выше постановления о водворении в карцер были отменены.
Указав на отмену постановлений о водворении его в карцер 31 августа 2020 г. Широков С.М. обратился в администрацию ФКУ ИК-6 УФСИН по Хабаровскому краю с заявлением о переводе его из обычных условий отбывания наказания в облегченные, полагая, что срок отбывания наказания в строгих условиях следует исчислять с 10 июня 1996 г.
Начальник ФКУ ИК-6 УФСИН по Хабаровскому краю от 7 сентября 2020 г. на заявление Широкова С.М. сообщил, что перевод из обычных на облегченные условия отбывания наказания возможен не раньше 15 октября 2028 г, поскольку он переведен на обычные условия отбывания наказания с 15 октября 2018 г.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 9 августа 2021 г, вступившим в силу, частично удовлетворены требования Широкова С.М.: признаны незаконными и нарушающими права осужденного Широкова С. М. действия (бездействия) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в нарушении порядка рассмотрения заявления о переводе осужденного Широкова С. М. из обычных условий отбывания наказания в облегченные условия отбывания наказания. ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обязано рассмотреть обращение Широкова С. М. о переводе из обычных в облегченные условия отбывания наказания административной комиссией исправительного учреждения.
Согласно мотивировочной части указанного судебного акта, основанием для удовлетворения требований явилось нарушение порядка рассмотрения заявления.
Согласно выписке из протокола N заседания административной комиссии от 24 декабря 2021 г, принято решение оставить осужденного Широкова С.М. на обычных условиях отбывания наказания, в облегченные условия отбывания наказания не переводить, поскольку осужденный не отвечает требованиям части 4 статьи 127 УИК РФ.
Установлено также, что с 2016 г. Широков С.М. не имеет взысканий.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях, Широков С.М в период отбывания наказания привлекался к дисциплинарной ответственности: 13 января 2009 г. - водворение в ШИЗО на 5 суток; 13 июня 2009 г. - выговор; 22 июня 2009 г, - водворение в ШИЗО на 5 суток; 23 июня 2009 г. - выговор; 2 сентября 2009 г. - водворение в ШИЗО на 15 суток; 15 сентября 2009 г. - водворение в ШИЗО на 5 суток; 8 августа 2010 г.- водворение в ШИЗО на 3 суток; 15 октября 2010 г. - водворение в ШИЗО на 10 суток; 26 декабря 2010 г, 14 декабря 2011 г, 11 апреля 2013 г, 24 января 2015 г, 11 декабря 2015 г, 4 сентября 2016 г. - выговор. Поощрения: 19 июня 2019 г. разрешение получить дополнительную. посылку (передачу) за выполнение производственных показателей по итогам первого полугодия 2019 г.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь изложенными выше нормами материального права, приняв во внимание, что в период отбывания наказания Широков С.М. неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, отрицательно характеризуется, в обычные условия отбывания наказания переведен 15 октября 2018 г, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, поскольку перевод на более легкие условия отбывания наказания является правом, а не обязанностью администрации исправительного учреждения, факт отмены прокурором части дисциплинарных взысканий, примененных в период содержания в следственном изоляторе, не свидетельствуют о незаконности решения комиссии.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов по существу правильными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы административного истца Широкова С.М. о наличии права на перевод в облегченные условия отбывания наказания основанные на том, что срок отбытия наказания в строгих условиях с учетом отмены постановлений о применении взыскания в виде водворения в карцер, следует исчислять со дня заключения под стражу, т.е. с 10 июня 1996 г, принимая во внимание неоднократно допущенные им в период содержания в исправительном учреждении нарушения порядка отбывания наказания, не могут свидетельствовать о том, что в обычные условия отбывания наказания Широков С.М. был бы безусловно переведен в 2006 г. (т.е. по отбытии 10 лет). При этом судами правильно указано, что срок, установленный части 3 статьи 127 УИК РФ, является минимальным. Соответственно, оснований для исчисления срока, установленного части 4 статьи 127 УИК РФ, для перевода Широкова С.М. в облегченные условия отбывания наказания, с иной даты, кроме 15 октября 2018 г. (перевод в обычные условия) при установленных судами обстоятельствах, не имеется. Доводы кассационной жалобы основаны на субъективной оценке заявителем обстоятельств дела и неверном толковании норм материального права.
С учетом изложенного, в пределах доводов кассационной жалобы судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, кассационная жалоба Широкова С.М. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 28 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 15 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 13 июля 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.