Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3764/2022 (УИД: 38RS0032-01-2022-004371-53) по иску прокурора г. Ангарска, действующего в интересах несовершеннолетней М. и в интересах Малых Юлии Игоревны, к Министерству здравоохранения Иркутской области об обязании обеспечить медицинским изделием, взыскании расходов на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 9 ноября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, пояснение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Ангарска в интересах несовершеннолетней М. (далее - М.), законного представителя Малых Юлии Игоревны (далее - Малых Ю.И.), обратился в суд с иском, указав в обоснование требований, что прокуратурой г. Ангарска проведена проверка по обращению Малых Ю.И. о необеспечении Министерством здравоохранения Иркутской области ее несовершеннолетней дочери М. медицинскими изделиями. Согласно "данные изъяты" N от 24 ноября 2021 г. ФГБУ "НМИЦЭ" Малых Л.В. имеет заболевание " "данные изъяты" ей рекомендовано лечение, в том числе использование "данные изъяты" - не менее 5 штук в месяц, "данные изъяты" - не менее 5 шт. в месяц. По мнению лечащего врача, несовершеннолетней М. в связи с переводом на "данные изъяты". М. должна быть обеспечена каждый месяц "данные изъяты" в количестве 1 упаковки, то есть в "данные изъяты". Позиция лечащего врача полностью согласуется с "данные изъяты" N от 24 ноября 2021 г. ФГБУ "НМИЦЭ". Более того, согласно инструкции к использованию "данные изъяты" в разделе "Специальные предупреждения для данного изделия" производить замену канюли необходимо не реже, чем каждые 3 дня, а замену магистрального набора (удлинитель) не реже чем каждые 6 дней. В противном случае возникает риск воспаления в месте установки, а также риск ослабления "данные изъяты".
В период с ноября 2020 года по май 2021 года Министерство здравоохранения Иркутской области неоднократно отказывало Малых Ю.И. в направлении ее несовершеннолетней дочери на обследование в ФГБУ "НМИЦЭ", где в последующем и была установлена "данные изъяты". Указанное негативно сказалось на физическом и эмоциональном состоянии здоровья М. и Малых Ю.И. По настоящее время Министерство здравоохранения продолжает держать семью Малых Ю.И. в состоянии непрекращающегося "данные изъяты", с января 2022 года Министерство здравоохранения не обеспечивает инфузионными наборами к помпе, жизнь Малых Ю.И. сведена к бесконечному поиску "данные изъяты", так как они отсутствуют в свободной продаже в Иркутской области. Кроме того, ввиду необходимости постоянно заниматься здоровьем дочери, Малых Ю.В. не смогла своевременно пройти "данные изъяты"
С учетом уточнений исковых требований прокурор г. Ангарска, действующий в интересах несовершеннолетней М, законного представителя Малых Ю.И. просил суд обязать ответчика обеспечить несовершеннолетнюю М. набором "данные изъяты" в количестве не менее 10 шт. в месяц по медицинским показаниям до отмены лечащим врачом, взыскать с ответчика в пользу несовершеннолетней М, в лице законного представителя Малых Ю.И, расходы на приобретение "данные изъяты" в размере 49 800 руб, компенсацию морального вреда в размере 600 000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 9 ноября 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 февраля 2023 г. исковые требования удовлетворены частично.
На Министерство здравоохранения Иркутской области возложена обязанность организовать обеспечение М. медицинскими изделиями: "данные изъяты" не менее 10 штук в месяц в соответствии с медицинскими рекомендациями до отмены медицинских изделий к применению.
С Министерства здравоохранения Иркутской области в пользу М. в лице законного представителя Малых Ю.И. взысканы расходы, понесенные в связи с самостоятельным приобретением медицинских изделий, в размере 49 800 руб.
С Министерства здравоохранения Иркутской области в пользу М. в лице законного представителя Малых Ю.И. взыскана компенсация морального вреда в размере 50 000 руб.
В удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда в большем размере прокурору г. Ангарска, действующему в интересах несовершеннолетней М. и в интересах Малых Ю.И, отказано.
Судом указано, что решение в части возложения на Министерство здравоохранения Иркутской области обязанности организовать обеспечение М. медицинскими изделиями обратить к немедленному исполнению.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Иркутской области просит об отмене решения Кировского районного суда г. Иркутска от 9 ноября 2022г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 февраля 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что заявленные истцом требования не относятся к категориям дел, установленных ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей немедленное исполнение вынесенного судом решения. Кроме того, судом при удовлетворении просьбы истца об обращении к немедленному исполнению решения суда, не указаны особые обстоятельства, на основании которых суд пришел к выводу о необходимости немедленного исполнения решения. Обращает внимание, что немедленное исполнение решения суда повлечет его исполнение ответчиком до вступления решения суда в законную силу. Ссылается на невозможность исполнения решения суда в указанные сроки, поскольку закупка "данные изъяты", необходимых для обеспечения граждан, производится на контрактной основе, в определенном порядке и требует длительных временных затрат.
Выражает несогласие с размером компенсации морального вреда, сумма в размере 50 000 рублей ничем не обоснована. Считает, что вина Министерства здравоохранения Иркутской области в несвоевременном обеспечении истца медицинскими изделиями отсутствует, Малых Ю.И. при возникновении потребности в медицинских изделиях незамедлительно приобрела их за свой счет, в связи с чем, моральные и физические страдания по причине невозможности пользоваться медицинскими изделиями ею не понесены, причинно-следственная связь между ухудшившимся "данные изъяты" Малых Ю.И. и действиями министерства не доказаны. Указывает, что взыскание компенсации морального вреда в пользу М. не соответствует исковым требованиям, поскольку, согласно исковому заявлению, моральный вред был причинен Малых Ю.И. и выразился в нравственных переживаниях за несовершеннолетнюю дочь.
Обращает внимание на то, что судом при вынесении решения не дана оценка представленной ответчиком информации об остатках в аптеках лекарственных средств. Согласно информации на 20 июля 2022 в аптеках г. Ангарска имелись в наличии приборы для "данные изъяты" для выдачи по выписанным рецептам. Однако Малых Ю.И. был самостоятельно приобретен "данные изъяты" в количестве 1 шт. Таким образом, право на получение медицинского изделия министерством не нарушено, данное медицинское изделие имелось в аптечной сети и было доступно по выписанному рецепту. Основания для взыскания с ответчика расходов, понесенных в связи с самостоятельным приобретением медицинских изделий в размере 49 800 рублей, отсутствуют.
Относительно доводов кассационной жалобы прокурором Иркутской области принесены письменные возражения, в которых просит судебные постановления оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что несовершеннолетняя М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием "данные изъяты"", состоит на учете в ОГАУЗ "Ангарская городская детская больница N". В связи с наличием данного заболевания М. установлена "данные изъяты" на срок до 10 марта 2034 г, категория "данные изъяты"", о чем имеется справка серии N N.
Согласно "данные изъяты" N М. находилась на обследовании и лечении в "данные изъяты" Иркутская городская областная детская клиническая больница с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлен диагноз " "данные изъяты", М. рекомендована "данные изъяты"
Согласно "данные изъяты" N М. находилась на обследовании в отделении ФГБУ "НМИЦ эндокринологии Минздрава России" с 19 ноября 2021 г. по 24 ноября 2021г, "данные изъяты"
Согласно выписке из "данные изъяты" от 27 октября 2022 г. М. (диагноз - "данные изъяты"
- "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Согласно письменным возражениям ответчика Министерства здравоохранения Иркутской области 28 декабря 2021 г. М. отпущены наборы инфузионные "данные изъяты" в количестве 20 шт. из расчета не менее 5 шт. в месяц, то есть по апрель 2022 года.
Как следует из дополнительных письменных возражений ответчика, М. выписаны рецепты на наборы "данные изъяты" N: 22 ноября 2021 г. - на 2 упаковки; 23 декабря 2021 г. - на 2 упаковки; 24 мая 2022 г. - на 1 упаковку; 10 июня 2022 г. - на 1 упаковку; 6 июля 2022 г. - на 1 упаковку; 8 августа 2022 г. - на 1 упаковку; 6 сентября 2021г. - на 1 упаковку. Медицинские изделия по рецептам, выписанным 24 мая 2022 г, 6 июля 2022 г, 8 августа 2022 г, получены М. только 7 сентября 2022 г. Согласно отпуску медицинских препаратов по пациенту М. за период с 1 декабря 2021 г. по 13 сентября 2022 г. получены "данные изъяты" 10 в количестве 25 шт.
В связи с недостаточным количеством медицинских изделий, полученных по рецепту "данные изъяты", мать несовершеннолетней М. - М. самостоятельно приобретала "данные изъяты" Малых Ю.И. приобретены "данные изъяты": 3 марта 2022 г. на сумму 24 600 руб, 9 марта 2022 г. на сумму 15 700 руб, 8 июня 2022 г. на сумму 10 000 руб.; 20 июля 2022 г. на сумму 9 500 руб.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования прокурора г. Ангарска, действующего в интересах несовершеннолетней М. и в интересах Малых Ю.И, суд первой инстанции исходил из того, что назначенные по состоянию здоровья к постоянному использованию инфузионные наборы "данные изъяты" М. в полном объеме и своевременно не предоставляются. За период с 1 декабря 2021 г. по 13 сентября 2022 г. получены инфузионные наборы "данные изъяты" в количестве 25 шт, в то время как нуждаемость несовершеннолетней М. в "данные изъяты" составляет 10 штук в месяц. В связи с тем, что несовершеннолетний ребенок-инвалид Малых Л.В. в 2022 году не была обеспечена достаточным количеством назначенного ей к использованию медицинского изделия - набора инфузионного АККУ-ЧЕК ФлексЛинк1, то требования о возложении на Министерство здравоохранения Иркутской области обязанности организовать обеспечение М. медицинским изделием - "данные изъяты" не менее 10 штук в месяц в соответствии с медицинскими рекомендациями до отмены медицинского изделия к применению признаны подлежащими удовлетворению. Поскольку назначенные М. "данные изъяты" приобретались за счет собственных средств законного представителя "данные изъяты", то исковые требования о взыскании расходов на приобретение изделий медицинского назначения также признаны судом подлежащими удовлетворению; с ответчика в пользу М, являющейся законным представителем Малых Ю.И, взысканы понесенные расходы в размере 49 800 руб. Кроме того, в пользу М. в лице законного представителя Малых Ю.И. судом взыскана компенсация морального вреда в размере 50 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, решение Кировского районного суда г. Иркутска от 9 ноября 2022 года оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определены в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также Федеральный закон "О государственной социальной помощи).
Согласно п. 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, дети-инвалиды.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Частью 2 ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2021 г. N 22 н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение).
В названный Стандарт, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2021 N 22н, включена медицинская услуга для лечения заболевания, состояния и контроль за лечением - исследование уровня глюкозы в крови, усредненный показатель частоты предоставления - 1, усредненный показатель кратности применения - 132.
В качестве метода лечения в Стандарте значится установка инсулиновой помпы; в перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека - помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная, помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром.
При этом медицинские изделия - инфузионные наборы к инсулиновой помпе Стандартом не предусмотрены.
Вместе с тем, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-p утвержден перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
В данном Перечне, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р, значится медицинское изделие; инфузионные наборы к инсулиновой помпе.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В Приложении N к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и перечень таких лекарственных средств.
В Разделе "Группы населения" указаны "инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет", а в графе "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" указано "все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям)".
В Разделе "Категории заболеваний" значится заболевание "диабет", в графе "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" - Все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 15 марта 2013 г. N 37-мпр утверждено Положение о порядке обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Иркутской области, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, не входящими в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинских организаций за счет средств областного бюджета. (далее - Положение).
В соответствии с п. 3 Положения организацию обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Иркутской области, лекарственными препаратами осуществляет Министерство здравоохранения Иркутской области.
Учитывая изложенные положения нормативных правовых актов, а также фактические обстоятельства дела, установив, что несовершеннолетняя М. не была обеспечена положенными ей медицинскими изделиями, выписанными по рецептам врачей, суды обоснованно возложили на Министерство здравоохранения Иркутской области обязанность организовать обеспечение М. медицинскими изделиями: "данные изъяты" не менее 10 штук в месяц в соответствии с медицинскими рекомендациями до отмены медицинских изделий к применению.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению, несостоятельны.
В соответствии со ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Разрешая в порядке ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление прокурора г. Ангарска об обращении принятого в отношении Министерства здравоохранения Иркутской области решения к немедленному исполнению, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обеспечение несовершеннолетней М. набором "данные изъяты" не менее 10 штук в месяц в соответствии с медицинскими рекомендациями до отмены медицинского изделия к применению, с учетом имеющегося у ребенка заболевания, производится по жизненно необходимым показателям, вследствие чего отсутствие необходимого лекарственного препарата может не только ухудшить состояние здоровья, но и угрожать его жизни.
Выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению основаны на достоверных и достаточных данных о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к негативным последствиям для здоровья либо жизни несовершеннолетнего.
Не могут повлечь отмену принятых судебных постановлений доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с размером компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции принял во внимание фактические обстоятельства дела, нарушение прав несовершеннолетнего на обеспечение медицинскими изделиями, необходимыми ему по жизненным показаниям, степень вины ответчика и, руководствуясь принципом разумности и справедливости, посчитал возможным удовлетворить заявленные требования, взыскав с ответчика в пользу М. в лице законного представителя Малых Ю.И. компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. С размером компенсации морального вреда, определенным судом первой инстанции, судебная коллегия Иркутского областного суда согласилась, суд кассационной инстанции полагает выводы судов в указанной части правомерными, сделанными с учетом правильного применения норм материального права.
Ссылка в жалобе на то, что моральные и физические страдания по причине невозможности пользоваться медицинскими изделиями стороной истца не понесены в связи с их приобретением Малых Ю.И. за свой счет, несостоятельна.
Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее незащищенным категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные условия для реализации ими своих прав. Принимая во внимание, что М. не была своевременно обеспечена медицинскими изделиями, право на которое у нее имеется, что повлекло нарушение прав истца на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи, а также учитывая нравственные переживания ее матери из-за отсутствия своевременного обеспечения необходимыми медицинскими изделиями и невозможности их приобрести в свободной продаже, возможного ухудшения состояния здоровья ее дочери и наступления неблагоприятных последствий, требования о компенсации морального вреда являются правомерными. При этом, взыскание компенсации морального вреда в пользу М. в лице ее законного представителя Малых Ю.И. является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о наличии в аптеках г. Ангарска приборов для введения инсулина для выдачи по выписанным рецептам, опровергаются материалами дела.
Как следует из ответов заместителя министра здравоохранения Иркутской области Ш. от 26 июля 2022 г, 8 августа 2022г, 12 августа 2022 г, для обеспечения пациентов расходными материалами, в том числе "данные изъяты", министерством проводятся закупочные мероприятия, ориентировочные сроки поставки - конец августа 2022 года. При этом, сведений о наличии в аптеках г. Ангарска "данные изъяты" для выдачи по выписанным рецептам материалы дела не содержат.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, тогда как правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Законных оснований для отмены и изменения судебных постановлений судебной коллегией не усматривается.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 9 ноября 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 6 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.