Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Рассказовой Г.В, Анфаловой Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Мальцевой Л.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании заявление генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Стремление" о разъяснении апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 14 августа 2020 г. по административному делу N 3а-2/2020 по административному исковому заявлению Яндиевой М.Ч. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Ингушетия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия, Правительству Республики Ингушетия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по апелляционной жалобе Правительства Республики Ингушетия
Заслушав доклад судьи Семейкиной С.А,
УСТАНОВИЛА:
Яндиева М.Ч. обратилась в Верховный Суд Республики Ингушетия с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. в размере равной его рыночной стоимости.
Решением Верховного Суда Республики Ингушетия от 11 февраля 2020 г. административный иск удовлетворен. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в размере 1 400 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 14 августа 2020 г. решение Верховного Суда Республики Ингушетии от 11 февраля 2020 г. изменено в части.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 1 530 000 рублей.
Постановлено взыскать с Правительства Республики Ингушетия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стремление" судебные расходы в размере 115 000 рублей.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 25 января 2021 г. устранена описка в апелляционном определении в части указания кадастрового номера оспариваемого земельного участка.
Общество с ограниченной ответственностью "Стремление" обратилось в Третий апелляционный суд с заявлением о разъяснении апелляционного определения. В обоснование заявления экспертная организация указала, что исполнительный лист был направлен на исполнение в Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия. Управлением Федерального казначейства по Республике Ингушетия исполнительный лист был возвращен взыскателю - ООО "Стремление" без исполнения в связи с отсутствием лицевых счетов должника - Правительства Республики Ингушетия.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, участия не принимали, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив доводы заявления экспертного учреждения о разъяснении апелляционного определения, судебная коллегия приходит к выводу о разъяснении судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 185 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, вправе разъяснить решение суда, не изменяя при этом его содержания. Это правило применимо и к определениям, вынесенным апелляционным судом в силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Разъяснение решения является одним из способов устранения его недостатков, оно производится в случае неясности, противоречивости и нечеткости решения. При этом суд не может под видом разъяснения решения изменить его или разрешить вопросы, которые не были предметом судебного разбирательства.
В заявлении о разъяснении апелляционного определения ставится вопрос о порядке взыскания с Правительства Республики Ингушетия в пользу экспертного учреждения судебных расходов, связанных с оплатой повторной судебной оценочной экспертизы.
Из материалов дела следует, что исполнительный лист о взыскании в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стремление" с Республики Ингушетия 115 000 рублей был выдан представителю общества с ограниченной ответственностью "Стремление".
Представителем юридического лица исполнительный лист был направлен в Федеральное казначейство по Республике Ингушетия.
Из уведомления от 25 марта 2023 г. N 14-05-25/УВЛ-23-262 14449-1 следует, что руководителем органа Федерального казначейства по Республике Ингушетия возвращен исполнительный лист обществу с ограниченной ответственностью "Стремление" в связи с отсутствием лицевых счетов Правительства Республики Ингушетия.
Частью 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ).
Из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2021 г. N 37-П, следует, что оспариваемые положения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 8, 17 (часть 3), 19 (часть 1) и 35 (части 1-3) во взаимосвязи со статьями 46 и 55 (часть 3), в той мере, в какой они исключают возможность исполнения судебного решения о возмещении судебных расходов, присужденных решением суда в связи с признанием незаконными действий (бездействия) органа государственной власти (государственного органа), у которого отсутствует лицевой счет в органах Федерального казначейства.
Впредь до внесения указанных изменений в целях обеспечения в соответствии с действующим бюджетным законодательством исполнимости судебного акта по делу о взыскании судебных расходов в связи с признанием незаконным действий (бездействия) органа государственной власти (государственного органа) или его должностных лиц правоприменительным органам следует исходить из необходимости привлечения к субсидиарной ответственности вышестоящего по отношению к должнику органа государственной власти, имеющего лицевой счет в органах Федерального казначейства.
Согласно статье 1 Конституционного закона Республики Ингушетия от 10.06.1998 г. N 5-РКЗ Правительство Республики Ингушетия является высшим, постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Республики Ингушетия.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Министерства Финансов Республики Ингушетия, утвержденного постановлением Правительства Республики Ингушетия от 20 января 2005 г. N 7 Министерство финансов Республики Ингушетия (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Ингушетия, осуществляющим:
- проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой политики в Республике Ингушетия и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия.
Таким образом, судебные расходы, связанные с оплатой повторной судебной экспертизы, подлежат возмещению за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Республики Ингушетия и осуществляется Министерством Финансов Республики Ингушетия.
Учитывая изложенное, в целях исключения неопределенности и неясности в судебном постановлении, судебная коллегия считает необходимым разъяснить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 14 августа 2020 г. в части взыскания с Правительства Республики Ингушетия судебных расходов в размере 115 000 рублей указанием на то, что оно подлежит исполнению Министерством финансов Республики Ингушетия за счет казны Республики Ингушетия.
Руководствуясь статьями 185, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Стремление" о разъяснении апелляционного определения удовлетворить.
Разъяснить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 14 августа 2020 г, в части взыскания с Правительства Республики Ингушетия в пользу ООО "Стремление" судебных расходов в размере 115 000 рублей.
Указать, что апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 14 августа 2020 г. в части взыскания с Правительства Республики Ингушетия в пользу ООО "Стремление" судебных расходов в размере 115 000 рублей подлежит исполнению Министерством финансов Республики Ингушетия за счет казны Республики Ингушетия.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение составлено 29 июня 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.