Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Королевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 22 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц и в интересах Российской Федерации к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, муниципальному унитарному предприятию "Николаевский тепловые сети" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царёвой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Николаевской-на-Амуре городской прокуратурой, действующий в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации, обратился в Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) с исковым заявлением к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация), Муниципальному унитарному предприятию "Николаевские тепловые сети" (далее - МУП "Николаевские тепловые сети", Предприятие), в котором просил возложить на Администрацию и МУП "Николаевские тепловые сети" обязанность в срок до 1 мая 2023 года провести работы по реконструкции участков тепловых сетей, расположенных на территории городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре": магистрального трубопровода теплосети лит. 1 "адрес", протяженностью 3872 п. м.; магистрального трубопровода теплосети лит. 1 "адрес" - "адрес", протяженностью 2040, 40 п. м.; магистрального трубопровода теплосети лит. 1 "адрес", протяженностью 539, 2 п. м.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки исполнения требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что указанные выше объекты сети теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района и переданные в хозяйственное ведение МУП "Николаевские тепловые сети", требуют проведения реконструкции. Неудовлетворительное техническое состояние данных объектов теплоснабжения создаёт угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 22 сентября 2022 года исковые требования прокурора были удовлетворены: на Администрацию и МУП "Николаевские тепловые сети" возложена обязанность в срок до 1 сентября 2023 года провести работы по реконструкции участков тепловых сетей, расположенных на территории городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре": магистрального трубопровода теплосети лит. 1 "адрес", протяженностью 3872 п. м.; магистрального трубопровода теплосети лит. 1 "адрес" - "адрес", протяженностью 2040, 40 п. м.; магистрального трубопровода теплосети лит. 1 "адрес", протяженностью 539, 2 п. м. С Предприятия в местный бюджет взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Судом первой инстанции дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 ноября 2022 года дело в соответствии с частью 3 статьи 33.1 ГПК РФ передано в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда для его рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 декабря 2022 года решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 22 сентября 2022 года отменено в части удовлетворения требований к МУП "Николаевские тепловые сети"; в данного части по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований; в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
27 апреля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 14 апреля 2023 года через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в части возложения обязанности на Администрацию в связи с несоответствием выводов судов в данной части обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 мая 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 22 сентября 2022 года (в той части, в которой оно оставлено без изменения судом кассационной инстанции) и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 декабря 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Исходя из содержания статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 209 и статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктами 3 и 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Частью 1 статьи 3 Устава Николаевского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района от 10 июня 2005 года N 39 (далее - Устав), предусмотрено, что в состав территории Николаевского муниципального района Хабаровского края входят три городских и 11 сельских поселений, включая городское поселение "Город Николаевск-на-Амуре".
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ), а также полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ) (пункты 4.2, 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Частью 2 статьи 1, пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений
по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей (включая горячее водоснабжение), в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Пунктом 1 части 1 статьи 3, частью 4 статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ предусмотрено, что одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения; органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества.
Как установлено судами, а также следует из материалов настоящего административного дела, в ходе проведения проверок исполнения требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Николаевской-на-Амуре городской прокуратурой установлено, что техническое состояние находящихся в муниципальной собственности и переданных на праве хозяйственного ведения МУП "Николаевские тепловые сети" объектов сети теплоснабжения, расположенных в пределах территории городского поселения " "адрес"" (магистрального трубопровода теплосети по "адрес" (от ТЭЦ до тепловой камеры N), магистрального трубопровода теплосети по "адрес" (от ТЭЦ до тепловой камеры N), магистрального трубопровода теплосети по "адрес" (от тепловой камеры N до тепловой камеры N), магистрального трубопровода теплосети по "адрес" - "адрес" (от тепловой камеры N до тепловой камеры N)), является неудовлетворительным, требуется проведение их реконструкции.
Городское поселение "Город Николаевск-на-Амуре" своих исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления не имеет; полномочия по решению вопросов местного значения на территории соответствующего городского поселения осуществляет Администрация (часть 1 статьи 37, часть 3 статьи 38 Устава).
Удовлетворяя заявленные административные требования, Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края, проанализировав положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ, Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, указал в решении, что Администрация, как собственник объектов теплоснабжения, и МУП "Николаевские тепловые сети", которому эти объекты переданы в хозяйственное ведение, не обеспечивают содержание данного имущества в надлежащем техническом состоянии, не проводят его реконструкцию, что может привести к возникновению аварийных ситуаций и нарушению прав и законных интересов неопределённого круга лиц.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, не согласилась с выводами Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края в части наличия оснований для возложения обязанности по проведению реконструкции участков тепловых сетей, расположенных на территории городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" (магистрального трубопровода теплосети лит. 1 "адрес", протяженностью 3872 п. м.; магистрального трубопровода теплосети лит. 1 "адрес" - "адрес", протяженностью 2040, 40 п. м.; магистрального трубопровода теплосети лит. 1 "адрес", протяженностью 539, 2 п. м.), на МУП "Николаевские тепловые сети", указав в апелляционном определении, что согласно Уставу, утверждённому приказом управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации от 24 июня 2019 года N 10.1.25/28, Предприятие не обязано осуществлять мероприятия по реконструкции переданного ему в хозяйственное ведение имущества, тогда как полномочия собственника в отношении такого имущества в полном объёме возложены на комитет по управлению имуществом Администрации. В то же время, суд апелляционной инстанции посчитал верными вывода суда первой инстанции о наличии оснований для возложения обязанности по проведению реконструкции спорных участков тепловых сетей на Администрацию.
Оснований не согласиться с решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края (в той части, в которой оно было оставлено без изменения судом апелляционной инстанции) и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды нижестоящих инстанций пришли к соответствующим выводам, подробно изложены в обжалуемых судебных актах со ссылками на установленные по делу обстоятельства и на нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям.
Как уже указывалось выше, в силу положений пункта 3 части 1 статьи 15, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ
к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Подпунктом "г" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Поскольку Администрация в соответствии с частью 3 статьи 38 Устава является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделённым полномочиями по решению вопросов местного значения городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" (в том числе вопросов владения и пользования объектами сети теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности; организации в границах городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), суды верно возложили на данный орган местного самоуправления обязанность принять меры по реконструкции находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии участков муниципальных тепловых сетей.
Доводы кассационной жалобы, которые сводятся к несогласию Администрации с возложением на неё обязанности по проведению реконструкции спорных объектов, не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, положенных в основу обжалуемых частей решения и апелляционного определения; по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств, а также основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем они не могут являться основанием для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды нижестоящих инстанций верно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку, правильно применили нормы материального и процессуального права, постановив законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Оснований для отмены либо изменения судебных актов в обжалуемой части по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 22 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.