Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации города Твери, Департамента финансов администрации города Твери на решение Центрального районного суда города Твери от 23 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 25 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Московского района города Твери, действующего в интересах и в защиту социальных прав ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 к администрации города Твери о признании незаконным бездействия в части не обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой, возложении обязанности обеспечить земельные участки инженерной инфраструктурой, заслушав доклад судьи Жудова Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Московского района города Твери (далее - прокурор) обратился в суд к администрации города Твери в интересах многодетных семей ФИО20, ФИО21, ФИО22 об оспаривании бездействия администрации в сфере исполнения законодательства о содействии развитию жилищного строительства для многодетных семей, устранению допущенных нарушений прав.
В обоснование требований указано, что в соответствии с законодательством о содействии развитию жилищного строительства для многодетных семей названным семьям в ДД.ММ.ГГГГ были бесплатно предоставлены земельные участки по адресу: "адрес" (далее - выделенные земельные участки), в целях индивидуального жилищного строительства.
Выделенные земельные участки в нарушение законодательства не были обеспечены инженерной и транспортной инфраструктурой.
В результате бездействия администрации города Твери созданы препятствия к осуществлению многодетными семьями права на использование земельных участков по назначению.
Решением Центрального районного суда г. Твери от 23 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 25 января 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 апреля 2023 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
От прокуратуры Тверской области поступили возражения на кассационную жалобу, в которых прокурор, участвующий в деле, просит оставить ее без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Порядок предоставления в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 года N 372 предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Распоряжением Правительства Тверской области от 16 апреля 2013 года N 167-рп в целях реализации указанного права граждан утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей".
Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов решения задач, связанных с улучшением жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, путем предоставления земельных участков для строительства жилья, обеспеченных инженерной инфраструктурой.
Согласно указанному плану мероприятий организация проведения работ по обустройству инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, отнесена к исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, а внесение изменений в закон Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих финансирование мероприятий "дорожной карты", возложено на Министерство строительства Тверской области и Министерство финансов Тверской области.
Указанная норма согласуется с положениями статьи 11 Земельного кодекса РФ, статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ), определяющими вопросы местного значения муниципального образования городского округа город Тверь.
Разработанный Правительством Тверской области план мероприятий ("дорожная карта") по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в рамках реализации Закона Тверской области от 7 декабря 2011 года N 75-ЗО "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в Тверской области" семьям ФИО20, ФИО21, ФИО22 в собственность переданы земельные участки для индивидуального жилищного строительства с кадастровыми номерами N соответственно, расположенные по адресу: "адрес".
При этом инженерно-технические коммуникации (газовые, электрические и канализационные сети, водоснабжение), дорога к границам указанных земельных участков не подведены.
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами закона, нижестоящие суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на администрацию г. Твери обязанности организовать проведение работ по строительству названных коммуникаций и инфраструктуры к границам земельных участков.
В связи с тем, что данная обязанность административным ответчиком не исполнена, суд первой инстанции признал незаконным допущенное администрацией бездействие по формированию инженерной и транспортной инфраструктуры на данных земельных участках, поскольку такое бездействие свидетельствует о нарушении социальных прав указанных семей и создании препятствий к осуществлению прав по использованию земельных участков в целях, в соответствии с которыми они были предоставлены многодетным семьям для улучшения их жилищных условий.
Оснований не согласиться с указанными выводами судов нижестоящих инстанций у судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Утверждение кассатора об отсутствии незаконного бездействия опровергается материалами административного дела и нормативными правовыми положениями, которыми должен был руководствоваться административный ответчик при реализации прав многодетных семей на предоставление земельных участков в собственность.
Доводы кассационной жалобы о том, что обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков не является обязанностью администрации г. Твери являются несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (пункты 4, 5).
При этом, вопреки доводам жалобы, полномочия органов местного самоуправления в соответствующих областях предусмотрены положениями статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416 "О водоснабжении и водоотведении", статьи 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьи 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Предоставляя земельные участки за пределами городского округа администрация города Твери в ДД.ММ.ГГГГ была обязана разрешить вопрос об обеспечении их необходимой коммунальной и иной инфраструктурой.
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение правильность постановленных по делу судебных актов.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов, повторяют доводы и правовую позицию административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда кассационной инстанции в данном случае не имеется.
Кассационная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения судебных актов, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем их следует признать законными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Твери от 23 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 25 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации города Твери, Департамента финансов администрации города Твери - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Кассационное определение изготовлено 23 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.