Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Лепской К.И, Цоя А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Комплексный центр социальной защиты населения города Сосногорска" на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 1 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 3 апреля 2023 года по делу N 2-641/2022 по исковому заявлению Б.Т.С. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Комплексный центр социальной защиты населения города Сосногорска" о признании незаконным решения от 9 ноября 2021 года об отмене решения о признании семьи малоимущей и возврате выплаченных пособий.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Лепской К.И, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Б.Т.С. обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным решение ГБУ РК "Центр по предоставлению услуг в сфере социальной защиты населения г. Сосногорска" (далее - ГБУ РК "СЦЗН г. Сосногорска") от 9 ноября 2021 года об отмене решения о признании семьи малоимущей за период с 1 ноября 2020 года по 30 апреля 2021 года и возврате выплаченного в период с 1 ноября 2020 года по 30 апреле 2021 года пособия на детей, пособия малоимущей семьи, материальной помощи, на питание детей, обучающимся по очной форме обучения на сумму 71 240, 94 руб, выплаченных сумм на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за период с мая по октябрь 2021 года на сумму 50 093, 27 руб.
В обоснование требований указала, что 21 октября 2020 года обратилась в ГБУ РК "СЦЗН г..Сосногорска" с заявлением о признании семьи малоимущей, предоставив сведения о доходах за период с 1 июля по 30 сентября 2020 года. На основании принятого ответчиком решения назначены и выплачены за период с 1 ноября 2020 года по 30 апреля 2021 года пособие на детей, пособие малоимущей семье, материальная помощь, питание лицам, обучающимся по очной форме обучения на общую сумму 71 240, 94 руб, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за IV период май-октябрь 2021 года на сумму 50 093, 27 руб. В декабре 2021 года ответчик уведомил, что решением от 9 ноября 2021 года решение о признании семьи малоимущей отменено по причине предоставления недостоверной информации о доходах и имуществе в предыдущих расчетных периодах, с требованием о возврате выплаченных денежных средств. 21 сентября 2020 года семьей истца в общую долевую собственность приобретена квартира по адресу: г..Сосногоррск, пгт. Нижний Одес, ул. Пионерская, д. 7 кв. 30, стоимостью 900 000, 00 руб. на денежные средства, полученные от продажи квартиры по адресу: г..Ухта, ул. Школьная, д. 1 кв. 8. за 900 000, 00 руб, тем самым улучшены жилищные условия. Сделки состоялись в один день. Вместе с тем, при подаче декларации при продаже квартиры при определении сумм для уплаты налога не уменьшена величина дохода, на сумму расходов, связанных с приобретением жилья. Кроме того, при оформлении услуги и предоставлении сведений о доходах истец устно проинформировала сотрудника, который принимал документы, о сделках совершенных семьей и интересовалась о необходимости предоставления документов по указанным сделкам, однако сотрудником, которым принимались документы в устной форме было сообщено, что такая необходимость отсутствует, поскольку семья за полученные средства от продажи квартиры приобрела другое жилье, таким образом, доходы отсутствуют.
Поскольку семья фактически дохода не получила, истец считает, что решение Центра и требование о возврате выплаченных субсидий являются незаконными.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Б.Л.А, Министерство труда, занятости социальной защиты Республики Коми.
Решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 1 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 3 апреля 2023 года, исковые требования Б.Т.С. удовлетворены.
Признано незаконным решение ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска" от 9 ноября 2021 года об отмене решения о признании семьи малоимущей за период с 1 ноября 2020 года по 30 апреля 2021 года, о возврате выплаченных в период с 1 ноября 2020 года по 30 апреля 2021 года пособия на детей, социального пособия малоимущей семьи, материальной помощи, на питание детей, обучающимся по очной форме обучения на сумму 71 240, 94 руб, выплаченных сумм на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с мая 2021 года на сумму 50 093, 27 руб.
В кассационной жалобе ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска" просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Указывает на неверное установление судами юридически значимых обстоятельств по делу.
В обоснование доводов кассационной жалобы, ссылается на доводы, приводимые в апелляционной жалобе.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы и представленных на неё возражений, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебных актов нижестоящих судов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как усматривается из материалов дела, семья истца является многодетной.
21 сентября 2020 года на основании договора купли-продажи Б.Л.А. (супруг истца) и Б.Т.С, действующая от своего имени и от имени "данные изъяты" детей: ФИО4, ФИО5:, ФИО6, ФИО7, ФИО8, продали ФИО12B. квартиру, расположенную по адресу: "адрес". 8, площадью 57, 1 кв.м, за 900 000, 00 руб. денежные средства переданы покупателем до государственной регистрации договора. 22 сентября 2020 года произведена государственная регистрации права собственности.
В тот же день (21 сентября 2020 года) семьей Б.Т.С. по договору купли-продажи приобретена в общедолевую собственность квартира по адресу "адрес", площадью 102, 4 кв.м, за 900 000, 00 руб. Денежные средства переданыпродавцу в полном объеме в тот же день, что подтверждается распиской.Сделка купли-продажи зарегистрирована в Росреестре 28 сентября 2021 года.
21 октября 2020 года истец обратилась в ГБУ РК "ЦСЗН г. Сосногорска" с заявлением о признании семьи (в составе 7 человек) малоимущей.
Решением от 28 октября 2020 года семья Б.Т.С. признанамалоимущей на период с 1 ноября 2020 года по 30 апреля 2021 года, предоставлена следующая государственная социальная помощь:
социальное пособие малоимущей семье;
материальная помощь в случае нахождения в сложной жизненной ситуации на приобретение одежды и обуви "данные изъяты" из малоимущих семей;
пособие на детей;
питание лицам, обучающимся по очной форме обучения.
21 апреля 2021 Б.Т.С. обратилась за предоставлением на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По результатам рассмотрения заявления и предоставленных документов ГБУ РК "ЦСЗН г. Сосногорска" принято решение о предоставлении семье субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 1 мая 2021 года по 31 октября 2021 года.
29 октября 2021 года истец вновь обратилась в ГБУ РК "ЦСЗН г. Сосногорска" с заявлением и документами для получения субсидии.
В ходе проверки сведений путем межведомственного электронноговзаимодействия был выявлен факт получения семьей Б.Т.С. в сентябре 2020 года дохода от реализации недвижимого имущества по адресу: "адрес". 8 в размере 900 000, 00 руб. Указанныеобстоятельства не имели своего отражения в ранее предоставленных истцомсведениях и документах, в заявлениях от 21 октября 2020 года, 21 апреля 2021 года.
В связи с выявлением предоставления гражданином заведомонедостоверной информации о размере доходов в предыдущем расчетномпериоде, 16 ноября 2021 года ответчиком принято решение об отмене решения о признании семьи малоимущей за периоды с 01 ноября 2020 года по 31 апреля 2021 года, выплаты были прекращены.
В адрес истца направлено уведомление от 17 ноября 2021 года (исх. 01-17-7094) об отмене решения о признании семьи малоимущей за периоды с 01 ноября 2020 года по 31 апреля 2021 года, предложено добровольно погасить суммы пособий, полученных неосновательно.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми", пунктом 17 Порядка и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначении и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года N 281, пунктами 1, 2 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Б.Т.С, указав, что оснований для признания действий истца как представление ответчику заведомо недостоверной информации с целью назначения и выплаты государственной услуги не имеется. При этом среднедушевой доход каждого члена семьи в связи с продажей недвижимого имущества не изменился.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его отмены, так как согласился с выводами суда первой инстанции, ввиду чего судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При этом с целью проверки доводов апелляционной жалобы, исходя из положений статей 327, 3271 Гражданского кодекса Российской Федерации в толковании, данном в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судом апелляционной инстанции было истребовано, приобщено и исследовано в судебном заседании новое доказательство - личное дело Б.Т.С, из которого следует, что в заявлении о признании семьи малоимущей по форме, разработанной самим же ответчиком, истец указала, что ей и членам ее семьи принадлежит на праве собственности квартира, приобретенная в сентябре 2020 года (л.д.25-26 личного дела). Каких-либо граф, которые бы обязывали истца указать основание приобретения имущества, бланк заявления не содержит.
Материалы личного дела также не содержат сведений о том, что Б.Т.С. были разъяснены порядок и условия признания семьи малоимущей, равно как отсутствует в материалах дела информирование о необходимости предоставления документов, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции признал вывод суда первой инстанции о том, что представленные доказательства не подтверждают наличие умысла у Б.Т.С. на введение в заблуждение органа социальной защиты населения с целью получения статуса семьи малоимущей и получения мер поддержки.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, при апелляционном рассмотрении дела также не допущено.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной помощи" (далее - Закон о государственной социальной помощи).
В силу статьи 3 указанного Закона государственная социальная помощь оказывается, среди прочего, для поддержания -уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Статьёй 7 Закона о государственной социальной помощи установлены получатели государственной социальной помощи.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально- демографических групп населения.
Законом Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" определены размеры, условия и порядок назначения и предоставления государственной социальной, помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом, проживающим в Республике Коми.
В целях реализации вышеуказанного Закона постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года N 281 утвержден Порядок и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия (далее - Порядок).
Для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими гражданин от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (далее - гражданин) либо лицо, являющееся представителем гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, (далее - заявители) представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания (далее - центр) или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенный на территории Республики Коми, (далее - МФЦ) документы, в том числе, документы (сведения), подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (далее - расчетный период), гражданина и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", в том числе документ, подтверждающий уплату (неуплату) алиментов (для гражданина, в составе семьи которого имеются "данные изъяты" дети, родители (родитель) которых совместно не проживают с ними) (в случае их отсутствия в распоряжении государственных органов) (пункт 2 Порядка).
В соответствии с пунктом 50.2 Административного регламента предоставления государственной услуги по признанию семьи или одиноко проживающего малоимущими", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Коми от 25 ноября 2015 года N 2409 (далее - Административный регламент), специалист центра по предоставлению государственных услуг, МФЦ, ответственный за прием документов, осуществляет определенные действия в ходе приема заявителя, в том числе проверяет наличие всех документов, необходимых для предоставления государственной услуги, полноту содержащихся в них сведений.
Согласно пункту 60 Административного регламента при рассмотрении комплекта документов для предоставления государственной услуги, специалист центра по предоставлению государственных услуг, ответственный за подготовку проекта решения (уведомления) о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной услуги, устанавливает соответствие заявителя критериям, необходимым для предоставления государственной услуги, а также устанавливает факт наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных пунктом 26 настоящего Административного регламента.
Должностные лица центров по предоставлению государственных услуг, ответственные за осуществление административных процедур по предоставлению- государственной услуги, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за решение и действия (бездействие), принимаемые в ходе предоставления государственной услуги (пункт 85 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 17 Порядка Центр принимает решение:
1) о прекращении статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в случае выявления в период признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими факта представления гражданином- заведомо недостоверной информации о составе семьи, размере доходов и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности для признания семьи или одиноко проживающего1 гражданина малоимущими либо при исполнении им обязанности, предусмотренной пунктом 15 настоящих Порядка и условий;
2) об отмене решения о признании малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в случае выявления по истечении срока признания семьи или одиноко - проживающего гражданина малоимущими факта представления гражданином заведомо недостоверной информации о составе семьи, размере доходов и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в предыдущих расчетных периодах, предыдущих периодах признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, включая месяцы подачи документов, указанных в пункте 2 настоящих Порядка и условий, для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими либо при исполнении им обязанности, предусмотренной пунктом 15 настоящих Порядка и условий.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону идействиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаютсяуполномоченными государством органами на основе строгого исполнениязаконодательных предписаний, а также внимательной и ответственнойоценки фактических обстоятельств, с которыми закон связываетвозникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 года N 16-П Конституционный СудРоссийской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образованийимеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченныхдействовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполненияими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности иосмотрительности в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают формального подхода при принятии решений, в частности, решения об отмене решения о признании семьи малоимущей, если такое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченнымигосударственными органами своих должностных обязанностей и не связано спротивоправными действиями самого физического лица.
Фактически доводы кассационной жалобы заявителя повторяют его правовую позицию, изложенную в ходе разбирательства дела в суде первой и апелляционной инстанций.
Между тем, доводы кассационной жалобы, в том числе о неправильном, толковании судами вышеуказанных нормативных актов, о несогласии с выводами судов в отношении права истца на указанное пособие, направлены на переоценку выводов суда и собранных по делу доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, так как в соответствии со статьями 67, 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
При разрешении доводов кассационной жалобы заявителя, направленных на оспаривание выводов суда относительно установленных им фактических обстоятельств, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 199, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 1 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 3 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Комплексный центр социальной защиты населения города Сосногорска" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.