Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., судей Дегтеревой О.В., Лобовой Л.В., при помощнике судьи Макушненко В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. гражданское дело (02а-413/2022) по апелляционной жалобе Лоскутова Д.Н.
на решение Щербинского районного суда адрес от 30 июня 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска Лоскутова Д.Н. к Комиссии по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям Троицкого и адрес, Префектуре Троицкого и адрес, Департаменту труда и социальной защиты населения адрес о признании незаконным решения, обязании принять решение по конкретному вопросу в целях устранения допущенных нарушений прав административного истца - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Лоскутов Д.Н. обратился в суд с иском к Комиссии по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям Троицкого и адрес, Префектуре Троицкого и адрес, Департаменту труда и социальной защиты населения адрес, в котором просил признать незаконным решение Комиссии по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям Троицкого и адрес от 28 января 2022 года об отказе в оказании адресной помощи в виде товара длительного пользования (холодильника) с использованием электронного социального сертификата, обязать ответчиков в целях устранения допущенных нарушений прав истца предоставить ему во владение, пользование и распоряжение новый холодильник с учетом минимальных технических характеристик (класс энергопотребления А, общий объем не менее 250л.).
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
На основании определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 15 мая 2023 года суд перешел к рассмотрению вышеуказанного искового заявления по правилам гражданского судопроизводства.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лоскутов Д.Н, паспортные данные, является ***.
Лоскутов Д.Н. 24 января 2022 года обратился в Комиссию по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям Троицкого и адрес с заявлением об оказании адресной социальной услуги в виде товара длительного пользования - холодильника, с использование электронного социального сертификата, в связи с трудным материальным положением.
Решением Комиссии по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям Троицкого и адрес от 28 января 2022 года Лоскутову Д.Н. отказано в оказании вышеуказанной услуги. Решением мотивировано тем, что по представленным документам не установлено наличие в течение последних трех месяцев трудной жизненной ситуации, ухудшившей условия жизнедеятельности.
Разрешая требования фио и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что истцом при подаче заявления об оказании адресной социальной услуги в виде товара длительного пользования - холодильника, с использование электронного социального сертификата в связи с трудным материальным положением ответчику не представлены следующие документы: паспорт, СНИЛС, справка об инвалидности, документ, подтверждающий трудную жизненную ситуацию, которая должна иметь место в течение 3 месяцев перед обращением за адресной социальной помощью.
Судебная коллегия полагает, что указанный вывод сделан судом без учета всех юридически значимых фактических обстоятельств дела и положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (ч. 1).
Положениями ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1); представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно (ч. 2).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме; решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ).
Законом адрес от 09.07.2008 N 34 "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в адрес" определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с пожилым возрастом, болезнью, одиночество, малообеспеченность, беспризорность или безнадзорность несовершеннолетних, отсутствие определенного места жительства, иные обстоятельства).
Положения ст. 19 Закона адрес от 09.07.2008 N 34 устанавливают, что адресная социальная помощь предоставляется гражданам и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, в том числе горячего питания, средств ухода, санитарии и гигиены, одежды, обуви и других предметов первой необходимости; указанная социальная помощь предоставляется также на основании социального контракта (ч. 1); гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, адресная социальная помощь предоставляется в неотложном порядке, в том числе путем разового обеспечения горячим питанием или продуктовыми наборами (ч. 2); порядок предоставления, виды, категории получателей адресной социальной помощи устанавливаются Правительством Москвы (ч. 3).
Такой порядок оказания в адрес адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации был установлен Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2009 N 215-ПП (действовал на день принятия оспариваемого решения Комиссии), которым утверждено Положение о порядке оказания адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее - Положение), которое устанавливает виды адресной социальной помощи: материальная (денежная) помощь; продовольственная помощь; вещевая помощь, и предусматривает, что ее оказание производится в соответствии с индивидуальной нуждаемостью обратившегося, при этом факт оказания одного вида помощи не может являться основанием для отказа в оказании другого вида помощи и носит заявительный характер.
Согласно разделу 2 указанного Положения адресная социальная помощь предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям с детьми, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке, имеющим место жительства в адрес.
Порядок предоставления продовольственной и вещевой помощи, которая оказывается гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и остро нуждающимся в социальной поддержке, отделениями срочного социального обслуживания центров социального обслуживания по месту фактического проживания, установлен в разделе 4 Положения, согласно которому помощь оказывается на основании заявления установленной формы с представлением: - паспорта, удостоверяющего личность обратившегося; - пенсионного удостоверения; к заявлению прилагаются: - копия справки о субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг или справки о доходах заявителя из управления социальной защиты населения адрес и Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по адрес и адрес; - копия справки Государственного казенного учреждения адрес адрес; - акт обследования.
В целях повышения эффективности работы по оказанию адресной помощи и удовлетворения индивидуальных потребностей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также внедрения современных технологий предоставления социальной поддержки Постановлением Правительства Москвы от 02.04.2013 N 185-ПП утверждено Положение о порядке оказания в адрес адресной продовольственной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, с использованием электронного социального сертификата.
Участниками обслуживания электронного социального сертификата на оказание адресной продовольственной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в адрес розничную торговлю продовольственными товарами, зарегистрированные в качестве участников обслуживания электронного социального сертификата в соответствии с Положением и принявшие Условия, установленные этим Постановлением, которое предусматривает, что адресная продовольственная помощь с использованием электронного социального сертификата предоставляется остро нуждающимся в социальной поддержке гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке, из числа держателей социальной карты.
При таких данных, учитывая жизненные обстоятельства истца в совокупности с остальными, изложенными заявителем в обращении, и должны были учитываться ответчиками при принятии решения по заявлению истца от 24 января 2022 года о предоставлении адресной социальной помощи, однако совокупность указанных в заявлении обстоятельств конкретной жизненной ситуации учтена не была и при принятии решения от 28 января 2022 года об отказе оценки не получила, что свидетельствует о том, что при рассмотрении заявления фио от 24 января 2022 года основные цели деятельности достигнуты не были, рассмотрение заявления было сведено к формальному соблюдению процедуры и констатации факта отсутствия подтверждения трудной жизненной ситуации, чем не были в полной мере обеспечены социальные права истца.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу, что у Комиссии по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям Троицкого и адрес при рассмотрении заявления фио от 24 января 2022 года и принятии решения от 28 января 2022 года отсутствовали достаточные основания для отказа Лоскутову Д.Н. в оказании ему адресной социальной помощи с использование электронного социального сертификата по мотивам, изложенным в этом решении, а именно ввиду отсутствия подтверждения трудной жизненной ситуации, в связи с чем ответчик обязан повторно рассмотреть заявление фио от 24 января 2022 года об оказании адресной социальной услуги в виде товара длительного пользования - холодильника, с использование электронного социального сертификата, в связи с трудным материальным положением, с учетом всей совокупности обстоятельств, которые изложены в заявлении фио, учитывая, что по существу также заявление не рассмотрено и поставленный заявителем вопрос, который относится к компетенции и полномочиям ответчика, не разрешен.
В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда адрес от 30 июня 2022 года отменить.
Признать незаконным решение Комиссии по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям Троицкого и адрес от 28 января 2022 года в части рассмотрения заявления Лоскутова Д.Н. от 24 января 2022 года.
Обязать Комиссию по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям Троицкого и адрес повторно рассмотреть заявление Лоскутова Д.Н. от 24 января 2022 года об оказании адресной социальной помощи.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.