Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2575/2023 по административному исковому заявлению ООО "Фирма "Панин и Ко" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Фирма "Панин и Ко" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре утвержденных распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:03:0001012:8478 и 77:03:0003016:7477.
Административный истец с учетом изменения требований в порядке статьи 46 КАС РФ просит об установлении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, соответственно в размерах 112 634 620 руб, 265 998 082 руб. по заключению судебной экспертизы от 21 марта 2023 года.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что является собственником этих нежилых помещений (далее - Помещения); внесённая в Единый государственный реестр недвижимости их кадастровая стоимость затрагивает права организации, так как влияет на размер уплачиваемых налогов.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости в соответствии с заключением эксперта.
Представитель административного истца представил ходатайство об изменении заявленных требований.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы возражал против удовлетворения административного иска по доводам письменных пояснений; замечаний к заключению эксперта не имел, ходатайствовал о возмещении судебных расходов на оплату экспертизы в сумме 366 397, 64 руб.
Иные лица, участвующие в деле, возражений относительно выводов судебной экспертизы также не представили.
Исследовав материалы административного дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В силу статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке", Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде, если они затрагивают их права или обязанности; результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении административного дела установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0001012:8478, площадью 1 008 кв.м. по адресу: Москва, Богородское, ш. Открытое, д.5а, и нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0003016:7477, площадью 2 373, 1 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Большая Черкизовская, д. 3, к. 1, находятся в собственности ООО "Фирма "Панин и Ко".
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость нежилых помещений установлена в размере 116 205 485, 76 рублей (помещение с кадастровым номером 77:03:0001012:8478), 291 381 937 рублей (помещение с кадастровым номером 77:03:0003016:7477; дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - 1 января 2021 года.
В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости Помещений, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца, который является плательщиком налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости Помещений, то есть вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении спорных объектов недвижимости кадастровой стоимости в рыночном размере на дату, по состоянию на которую определена их кадастровая стоимость.
Оспаривая кадастровую стоимость, административный истец представил Отчёт об оценке рыночной стоимости от 29 июля 2022 года N 22К/38-05, подготовленный оценщиком ООО "Областной кадастр" (далее - Отчет об оценке), в котором рыночная стоимость помещений по состоянию на 1 января 2021 года определена в размерах 75 039 000 руб. - для помещения с кадастровым номером 77:03:0001012:8478 и 179 540 000 руб. - для помещения с кадастровым номером 77:03:0003016:7477.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений; обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, обоснованности размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца; административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Департамент городского имущества г.Москвы при рассмотрении административного дела указывал на несоответствие представленного с административным иском Отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и необоснованность определенной в нем величины рыночной стоимости нежилых помещений.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (пункт 20); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении; с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного отчета об оценке, а также в связи с возникшим спором о действительной величине рыночной стоимости помещений определением суда от 26 октября 2022 года по административному делу была назначена судебная строительно-техническая (оценочная) экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос о соответствии представленного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а в случае несоответствия вопрос о рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года; производство экспертизы поручено ГБУ Московской области "МОБТИ".
Согласно заключению от 21 марта 2023 года (эксперт ГБУ Московской области "МОБТИ" Писарев А.В.) Отчёт об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчёте рыночная стоимость Помещений не подтверждается. На 1 января 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0001012:8478 составляет 112 634 620 руб, а нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0003016:7477 - 265 998 082 руб.; дата, по состоянию на которую определена рыночная стоимость, 1 января 2021 года.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется.
Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось государственному экспертному учреждению. Заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 КАС РФ. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности.
Изложенные в заключении суждения не допускают их неоднозначного толкования, а выводы - последовательны и не противоречивы; исследования проведены в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, на строго научной и практической основе, не вводят в заблуждение.
В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, описаны существующие подходы, методы и методики определения рыночной стоимости; подробно описаны объекты экспертизы, их местоположение, качественные и количественные характеристики, всесторонне проанализирован рынок недвижимости в г.Москве, в том числе сегмент рынка, к которому относятся спорные нежилые помещения; указаны ценообразующие факторы, влияющие на их рыночную стоимость, обоснован выбор подходов и методов оценки, объектов-аналогов; объекты исследования и все аналоги имеют сопоставимые характеристики, которые в процессе оценки также скорректированы по ценообразующим факторам; расчёты отражают порядок их проведения и позволяют осуществить проверку полученных экспертом результатов, не содержат арифметических ошибок.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями законодательства и федеральных стандартов оценки.
Стороны с заключением судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно. На замечания, представленные административным истцом, экспертом даны подробные письменные пояснения, в том числе по вопросам правильности подбора объектов аналогов, применения подходов и методов оценки, сопоставимости отобранных объектов-аналогов, введенных корректировок и выполненных расчетов рыночной стоимости Помещений на дату оценки, с которыми, равно как и с изложенными в заключении выводами административный истец согласился, изменил административные исковые требования в порядке статьи 46 КАС РФ, заявив об установлении кадастровой стоимости Помещений, равной рыночной, определенной по заключению эксперта.
Иными участниками процесса возражений относительно выводов судебной экспертизы также не представлено.
При таких данных, поскольку каких-либо убедительных доводов, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертизы, в том числе определенной экспертом величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, суду не представлено, суд приходит к выводу, что правильность заключения судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, не опровергнута; ставить экспертное заключение под сомнение, как и применительно к нормам статей 59, 61, 82 КАС РФ считать его недопустимым доказательством, у суда оснований не имеется; противоречий между исследовательской частью и выводами эксперта не установлено; эксперт ответил на все поставленные вопросы; предусмотренные статьей 83 КАС РФ основания для назначения по административному делу повторной, дополнительной экспертизы отсутствуют; ходатайств об этом участниками процесса также не заявлено.
Учитывая изложенное, суд считает, что в основу решения должно быть положено заключение судебной оценочной экспертизы от 21 марта 2023 года, определившее по состоянию на 1 января 2021 года рыночную стоимость спорных помещений, равной которой и надлежит установить их кадастровую стоимость.
Доказательств иной рыночной стоимости нежилых помещений на указанную дату административным истцом не представлено; Отчет, подготовленный по заданию ООО "Фирма "Панин и Ко" с учетом заключения эксперта оценивается судом критически и рыночную стоимость спорных нежилых помещений, по убеждению суда, не подтверждает.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, которыми в настоящем случае необходимо считать дату обращения административного истца в суд.
Департаментом городского имущества г. Москвы представлено платежное поручение об оплате экспертизы в сумме 366 397, 64 руб. и заявлено ходатайство о возмещении указанных судебных расходов.
Разрешая это ходатайство, суд руководствуется статьями 62, 106, 108, 111 КАС РФ, а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, и разъяснениями, приведенными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", учитывает, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью нежилых помещений существенной не является (3% и 8%), а потому находит, что судебные расходы на оплату экспертизы в настоящем случае подлежат отнесению на административного истца.
При этом, суд исходит из того, что проверка отчёта об оценке на его соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе в рамках судебной экспертизы, сводится к исполнению обязанности административного истца по доказыванию обоснованности размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой; по итогам экспертизы подтвержден факт недостоверности определённой в отчёте рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, в связи с чем изначально представленные административным истцом доказательства (отчёт об оценке) не положены в основу решения, а административным истцом изменены исковые требования; настоящим решением суда установлена кадастровая стоимость Помещений, равной их рыночной стоимости, в размере, определённом в экспертном заключении.
Таким образом, право на пересмотр кадастровой стоимости нежилых помещений и установление их рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости административным истцом реализовано; кадастровая стоимость объектов недвижимости пересмотрена; услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности административного истца по представлению доказательств по вопросу установления кадастровой стоимости нежилых помещений, равной рыночной.
При этом, решение по настоящему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика; его противоположных юридических интересов не установлено.
Кроме того, допущенное в настоящем случае расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки допустимый диапазон отклонений (до 30%), не свидетельствует об ошибке, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод заявителя; при рассмотрении дела не установлено, что по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости была определена, очевидно, ошибочно.
При таких данных, суд находит, что с административного истца в пользу Департамента городского имущества г. Москвы надлежит взыскать в счет возмещения расходов на оплату экспертизы 366 397, 64 руб.
Предусмотренных законом оснований для снижения размера указанных судебных расходов либо для освобождения административного истца от их уплаты, суд не усматривает; их чрезмерность или необоснованное завышение не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0001012:8478 равной его рыночной стоимости в размере 112 634 620 руб, определенной по состоянию на 1 января 2021 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0003016:7477 равной его рыночной стоимости в размере 265 998 082 руб, определенной по состоянию на 1 января 2021 года.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 августа 2022 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Панин и Ко" в пользу Департамента городского имущества г. Москвы в счет возмещения расходов по оплате судебной экспертизы 366 397, 64 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 7 августа 2023 года.
Судья
Московского городского суда
Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.