Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Удова Б.В, судей фио, фио, при помощнике судьи Алексий О.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Удова Б.В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Кирилина Никиты Борисовича на решение Люблинского районного суда адрес от 23 декабря 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Кирилина Никиты Борисовича к Страховому акционерному обществу "ВСК" о возложении обязанности внести изменения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования отказать,
УСТАНОВИЛА:
Кирилин Н.Б. обратился в суд с иском к адрес "ВСК" о возложении обязанности по внесению изменений в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, взыскании компенсации морального вреда. Исковые требования мотивировал тем, что 07.09.2019 он заключил с адрес "ВСК" договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (страховой полис ХХХ N 0095404924). Срок действия договора с 07.09.2019 по 06.09.2020. Договор заключен в отношении ограниченного числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством. В число лиц, допущенных к управлению транспортным средством, были включены фио, Кирилин Н.Б. При заключении договора страховщиком был применен коэффициент бонус-малус (КБМ), равный 1. Однако истец считает установление этого коэффициента и внесение соответствующих сведений в автоматизированную базу неправомерным, поскольку ранее он уже оформлял с адрес "ВСК" договоры страхования с ограничением числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, в которых был указан в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (страховой полис серии ЕЕЕ N, 1018822929, действовавший с 04.07.2017 по 03.07.2018; страховой полис серии МММ N 5007379875, действовавший с 27.07.2018 по 26.07.2019). Однако при проверке данных полисов фио по системе РСА истцом было обнаружено, что в системе они имеют статус "без ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством".
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20.10.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции РФ от 09.03.2023 апелляционное определение от 20.10.2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом апелляционном рассмотрении стороны в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим частичной отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права, с вынесением нового решения в отмененной части, в силу следующего.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О судебном решении" решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку вышеперечисленные основания нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения апелляционной жалобы судебной коллегией, то решение суда первой инстанции нельзя признать законным, в связи с чем, оно подлежит отмене.
Принимая во внимание, что при отмене судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции по вышеуказанному основанию в соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не допускается, судебная коллегия полагает необходимым разрешить спор по существу с принятием нового решения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 07.09.2019 он заключил с адрес "ВСК" договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (страховой полис ХХХ N 0095404924). Срок действия договора с 07.09.2019 по 06.09.2020. Договор заключен в отношении ограниченного числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством. В число лиц, допущенных к управлению транспортным средством, были включены фио, Кирилин Н.Б. При заключении договора страховщиком был применен коэффициент бонус-малус (КБМ), равный 1.
Истец не согласился с применением такого КБМ, полагая, что он определен на основании ошибочных сведений фио по ранее заключенным им договорам.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для внесения изменений в автоматизированную информационную систему обязательного страхования не имеется, доказательств несоответствия имеющихся сведений условиям ранее заключенных договоров фио и требованиям закона истцом не представлено.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью выводов суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об фио) при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования информации не допускается.
Согласно пункту 3 статьи 30 Закона об фио в целях информационного обеспечения возможности заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа, проверки достоверности представленных при этом сведений, осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, установления страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования, и реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.
Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков.
Пунктом 3 статьи 9 Закона об фио предусмотрено, что коэффициенты страховых тарифов устанавливаются Банком России в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, иного обособленного подразделения;
б) количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования по фактам наступления гражданской ответственности следующих лиц:
водителей, указываемых в заключаемом договоре обязательного страхования в качестве допущенных к управлению транспортным средством, - в случае заключения договора обязательного страхования, предусматривающего условие управления транспортным средством только указанными владельцем транспортного средства водителями;
страхователя по заключаемому договору обязательного страхования - в случае отсутствия в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, а в случае, если страхователем является юридическое лицо, с учетом численности парка транспортных средств, в отношении которых заключаются договоры обязательного страхования;
в) технических характеристик транспортных средств;
г) отсутствия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, а при наличии такого условия - характеристик (навыков) допущенных к управлению транспортным средством водителей (стажа управления транспортными средствами, соответствующими по категории транспортному средству, в отношении которого заключается договор обязательного страхования, возраста водителя);
д) срока действия договора обязательного страхования, сезонного и иного временного использования транспортного средства;
е) иных обстоятельств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.
В соответствии с пунктом 3 Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, утвержденного Указанием Банка России от 19.09.2014 N3384-У (действовавшего до 09.01.2019) при обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на адрес, для расчета страховой премии применяется коэффициент КБМ - 1.
С учетом этого, по договорам, заключенным 04.07.2017 по 27.07.2018, КБМ правомерно был определен в размере 1.
На момент заключения договора страхования от 07.09.2019 действовали Указания Банка России от 04.12.2018 N5000-У.
В соответствии с пунктом 4 Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, утвержденного Указанием Банка России от 04.12.2018 N5000-У, при определении размера коэффициента КБМ используются сведения, содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - фио).
При определении размера коэффициента КБМ учитывается каждое осуществленное страховое возмещение и компенсационная выплата, сведения о которых были зарегистрированы в течение периода КБМ в фио.
В случае установления несоответствия размера коэффициента КБМ сведениям, содержащимся в фио, страховщик применяет скорректированный размер коэффициента КБМ за весь период действия договора обязательного страхования, в котором применялся несоответствующий размер КБМ.
Приложением 6 к Указанию Банка России от 04.12.2018 N5000-У установлен порядок определения коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования (коэффициент КБМ), и порядок его применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования на период с 01.04.2019 по 31.03.2020.
В соответствии с этим порядком размер коэффициента КБМ зависит от минимального коэффициента КБМ по договорам обязательного страхования, действующим на 01.04.2019 или прекратившим свое действие в период с 01.04.2018 по 31.03.2019, а также количества страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования.
В частности, при значении минимального коэффициента КБМ, действовавшего на 01.04.2019, равном 1, коэффициент КБМ на период с 01.04.2018 по 31.03.2019 в зависимости от количества страхового возмещения в предшествующие периоды страхования равен 0, 95; 1, 55; 2, 45.
Пунктом 2 Приложения 6 к Указанию Банка России от 04.12.2018 N5000-У установлено, что коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства - физическим лицом или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, в отношении которого в фио содержатся сведения о договорах обязательного страхования, действующих на 01.04.2019 или прекративших свое действие в период с 01.04.2018 по 31.03.2019, определяется на основании минимального значения коэффициента КБМ из тех, которые были определены такому водителю по таким договорам обязательного страхования, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и зарегистрированных в фио в период с 01.04.2017 по 31.03.2019, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении данного минимального коэффициента КБМ указанного водителя.
Таким образом, действовавшим на момент заключения договора страхования от 07.09.2019 законодательством было предусмотрено, что коэффициент КБМ зависит не только от размера этого коэффициента в предшествующих договорах страхования, из чего исходили суды при разрешении дела, но и от количества страхового возмещения, что не было учтено судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Принимая во внимание приведенные положения, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановленного судом решения с вынесением по заявленным требованиям нового постановления.
Принимая во внимание правомерно установленный истцу по договорам, заключенным 04.07.2017 по 27.07.2018, КБМ в размере 1, применительно к заключенному 07.09.2019 договору страхования, руководствуясь Порядком определения коэффициента страховых тарифов, утвержденных на основании Указания Банка России от 04.12.2018 N5000-У, согласно которым при значении минимального коэффициента КБМ, действовавшего на 01.04.2019, равном 1, коэффициент КБМ на период с 01.04.2018 по 31.03.2019 в зависимости от количества страхового возмещения в предшествующие периоды страхования равен 0, 95; 1, 55; 2, 45, а также с учетом отсутствия в материалах дела документов, свидетельствующих о выплате страховых возмещений по страховым случаям с участием истца, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в отношении договора страхования, заключенного с истцом 07.09.2019 на весь срок действия договора подлежит применению КБМ равный значению 0, 95, что является основанием для частичного удовлетворения исковых требований истца.
Проверив материалы дела, судебная коллегия также находит обоснованными доводы истца о внесении в фио не соответствующих договорам страхования сведений о том, что договоры страхования от 04.07.2017 и 27.07.2018 не предусматривали ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством, что подтверждается распечатками из базы фио с соответствующими сведениями (л.д. 27).
Между тем, поскольку в силу положений (прим. 1) Порядка определения коэффициента страховых тарифов, утвержденных на основании Указания Банка России от 04.12.2018 N5000-У, для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
Указанные положения, в совокупности с вышеприведенными выводами судебной коллегии о порядке расчета КБМ равным значению 0, 95, определенному непосредственно по отношению к истцу, не свидетельствуют о наличии оснований для изменения КБМ, рассчитанного истцу с учетом выявления судом ошибочно внесенных в фио данных о характеристиках договоров страхования от 04.07.2017 и 27.07.2018. Несмотря на внесение не соответствующих договорам страхования от 04.07.2017 и 27.07.2018 сведений в фио, размер КБМ, соответствующий для истца на период с 07.09.2019 размеру 0, 95, не подлежит корректировки.
Анализируя доводы стороны истца о причинении ему морального вреда, судебная коллегия, в соответствии со ст. 151 ГК РФ, не находит оснований для удовлетворения иска в указанной части, поскольку доказательств претерпевания истцом физических и нравственных страданий ввиду каких-либо неправомерных действий ответчика в ходе рассмотрения дела не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда адрес от 23 декабря 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать адрес "ВСК" внести в фио значение КБМ для Кирилина Никиты Борисовича на период действия договора страхования от 07.09.2019 по 06.09.2020 (страховой полис ХХХ N 0095404924) равное 0, 95.
В остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.