Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре З.А. Бабашкиной, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе административного истца Е.М. Гершкович на решение Головинского районного суда адрес от 14 февраля 2023 года по административному иску Е.М. Гершкович к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве об оспаривании решений о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛА:
Е.М. Гершкович обратилась в суд с указанным выше административным иском к Росреестру по Москве, полагая незаконным решение о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на квартиру по адресу: адрес, на основании договора купли-продажи квартиры от 25 сентября 2022 года, заключенного между Е.М. Гершкович (продавец) и Р.С. Колосовым (покупатель).
Требование мотивировано тем, что Управление требует для регистрации документы, которые не предусмотрены законом.
Решением Головинского районного суда адрес от 14 февраля 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене решения.
Судебная коллегия на основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Е.М. Гершкович с 1993 года является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес на основании договора купли-продажи.
25 сентября 2022 года между Е.М. Гершкович (продавец) и Р.С. Колосовым (покупатель) был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: адрес, о чем составлена регистрационная запись N2-810640 от 24 декабря 1993 года, что подтверждается справкой Департамента городского имущества адрес о правах, зарегистрированных по состоянию на 31 января 1998 года.
25 сентября 2022 года стороны сделки обратились в Росреестр по Москве с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на указанную квартиру, предоставив необходимые документы, в том числе договор купли-продажи квартиры.
5 октября 2022 года государственный регистратор уведомил Е.М. Гершкович (уведомление N КУВД-001/2022-42136440/1) о приостановлении регистрационных действий на основании пункта 6 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи получением из ГУ МВД адрес информации о возможных противоправных действиях в отношении данного жилого помещения. Для уточнения данной информации государственным регистратором был направлен запрос в органы внутренних дел.
Из ответа... адрес от 12 сентября 2022 года следует, что имеющаяся информация о возможных противоправных действиях с квартирой не утратили актуальность, однако обстоятельства противоправных действий не установлены.
Поскольку не устранены основания, по которым регистрация была приостановлена, в совершении государственной регистрации было отказано на основании статьи 27 названного Федерального закона.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для отказа в предоставлении заявителю государственной услуги по государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество имелись.
Судебная коллегия считает приведенные выводы ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права и обстоятельств дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если представленные (поступившие) документы являются подложными, что установлено судом, или информация о чем содержится в поступившем в орган регистрации прав от правоохранительного органа, судебного пристава-исполнителя, имеющих в производстве дела, связанные с объектом недвижимого имущества и (или) их правообладателем, органа, осуществляющего в установленном федеральным законом порядке оперативно-разыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", документе, или сведения, содержащиеся в них, недостоверны (пункт 6 части 1 статьи 26 названного Закона)
В силу ст. 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 21 указанного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной "регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно п. 4 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" данная система предназначена для решения следующих задач: обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме; обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
В соответствии с п. 6 Положения основными функциями системы взаимодействия являются: а) обеспечение передачи запросов, иных документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к системе взаимодействия информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные (муниципальные) услуги; б) обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;
Исходя из п. п. 5, 6 ст. 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" межведомственное информационное взаимодействие в целях представления и получения документов и информации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществляется в соответствии с положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным Правительством Российской Федерации, и принятыми в соответствии с ним правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о региональных системах межведомственного электронного взаимодействия. Порядок представления и получения документов и информации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, может определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления с учетом указанного положения.
Непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. Должностное лицо и (или) работник, не представившие (несвоевременно представившие) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органа либо организации документ или информацию, подлежат административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание обстоятельства дела в совокупности с предписаниями вышеприведенных законоположений, судебная коллегия находит неправильными выводы суда о законности оспариваемого решения Росреестра по Москве.
Так, судом первой инстанции не учтено, что договор купли-продажи квартиры от 25 сентября 2022 года, заключенный между Р.С. Колосовым (покупатель) и Е.М. Гершкович (продавец), никем не оспорен и недействительным не признавался.
Сведения о том, что в Единый государственный реестр недвижимости внесены данные об аресте квартиры по адресу: адрес или иные ограничения также отсутствуют.
Ссылаясь в уведомлении о приостановлении регистрационных действий на поступившую из правоохранительных органов информацию о возможности совершения противоправных действий с данной квартирой, государственный регистратор так и не указал какие документы или сведения, предоставленные Е.М. Гершкович, являются подложными или недостоверными.
При этом установлено, что органами внутренних дел уголовное дело не возбуждалось, меры в порядке статьи 115 УПК РФ по наложению ареста на имущество не предпринимались.
В то же время сама по себе поступившая в орган государственной регистрации информация о возможных противоправных действиях с недвижимым имуществом, в силу положений статьи 26 и 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не является основанием для отказа в совершении регистрационных действий без принятия достаточных мер по проверке такой информации.
Следует учитывать, что в мае 2022 года по заявлению Е.М. Гершкович орган государственной регистрации поставил спорную квартиру на государственный кадастровый учет на основании документов, представленных собственником квартиры, и при этом не сообщал о наличии документов, которые могут вызывать сомнения в подлинности.
В данном случае судебная коллегия установила, что заявление Е.М. Гершкович по существу Росреестром по Москве не было рассмотрено и поэтому принимает решение о частичном удовлетворении административного иска, признании незаконным оспариваемых решений Управления Росреестра по Москве и возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть по существу заявление и принять по нему решение.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Головинского районного суда адрес от 14 февраля 2023 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве от 5 октября 2022 года NКУВД - 001/2022-42136440/1 о приостановлении государственной регистрации прав.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве рассмотреть повторно заявление Е.М. Гершкович от 22 сентября 2022 года о государственной регистрации перехода права собственности на квартиру по адресу: адрес и принять решение в соответствии с законом.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.