Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при помощнике Добровольской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО НПЦ "Развитие города" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, -
УСТАНОВИЛ:
ООО НПЦ "Развитие города" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:02:0023001:4244, 77:02:0023001:4251, 77:01:0003043:4318, 77:01:0003043:4335, 77:01:0003043:4331, 77:02:0023001:4253.
В административном исковом заявлении ООО НПЦ "Развитие города" просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "Региональная гильдия оценщиков", по состоянию на 01 января 2021 года в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4244 в размере сумма, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4251 в размере сумма, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4318 в размере сумма, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4331 в размере сумма, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4335 в размере сумма, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4253 в размере сумма
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что ООО НПЦ "Развитие города" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:02:0023001:4244, 77:02:0023001:4251, 77:01:0003043:4318, 77:01:0003043:4335, 77:01:0003043:4331, 77:02:0023001:4253. Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4244; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4251; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4318; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4335; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4331; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4253.
Поскольку административный истец является собственниками нежилых помещений, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости, нарушает права заявителя как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административного истца ООО НПЦ "Развитие города" на удовлетворении требований настаивал.
Представителем Департамента городского имущества адрес представлены возражения относительно заявленных требований.
Представители иных лиц в суд не явились, извещались о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ООО НПЦ "Развитие города" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:02:0023001:4244, 77:02:0023001:4251, 77:01:0003043:4318, 77:01:0003043:4335, 77:01:0003043:4331, 77:02:0023001:4253, в отношении которых утверждена кадастровая стоимость, по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4244; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4251; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4318; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4335; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4331; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4253.
Административный истец ООО НПЦ "Развитие города" в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных нежилых помещений уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности ООО НПЦ "Развитие города", как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец 22 июля 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО НПЦ "Развитие города" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений представило в суд отчет, подготовленный по заданию заявителя ООО "Региональная гильдия оценщиков", в котором по состоянию 01 января 2021 года, определена рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4244 в размере сумма, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4251 в размере сумма, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4318 в размере сумма, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4331 в размере сумма, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4335 в размере сумма, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4253 в размере сумма
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ГБУ "БТИ адрес".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2021 года нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4244 составляет сумма, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4251 составляет сумма, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4318 составляет сумма, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4335 составляет сумма, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4331 составляет сумма, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4253 составляет сумма
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Региональная гильдия оценщиков", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировали свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Представителем административного истца выражено несогласие с заключением эксперта в части определения рыночной стоимости нежилых помещений.
В ответ на возражения административного истца экспертом фио представлены письменные пояснения, в которых экспертом даны ответы на поставленные перед ним вопросы. Письменные пояснения эксперта на поставленные перед ним вопросы приобщены к материалам дела. Указанные пояснения эксперта являются полными, мотивированными.
Все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности; материалами дела подтверждается, что эксперт фио имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта, а также полагать о наличии противоречий в выводах эксперта у суда не имеется. Напротив, суд находит, что суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, существо проведенных исследований и высказанных суждений является понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и представленными в материалы дела доказательствами.
В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что 77:02:0023001:4244, 77:02:0023001:4251, 77:01:0003043:4318, 77:01:0003043:4335, 77:01:0003043:4331, 77:02:0023001:4253 должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 22 июля 2022 года.
Расходы по проведению судебной экспертизы в размере сумма были возложены на административного ответчика, обязанность по оплате экспертизы Департаментом городского имущества адрес исполнена, что подтверждается платежным поручением N 18814 от 29 декабря 2022 г. Представителем Департамента городского имущества адрес заявлено ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов.
Решая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд исходит из следующего.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика.
Определенная экспертом рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4244 отличается от оспариваемой кадастровой на 22, 71%, нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4251 - на 29, 15 %, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4318 - на 25, 65%, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4335 - на 28, 73%, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4331 - на 26, 11%, нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4253 - на 23, 37%, что находится в пределах допустимых отклонений.
Учитывая, что представленный в материалы дела отчет признан недостоверным, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителя по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости, принимая во внимание, что у суда не имеется оснований говорить о допущенных в ходе кадастрового учета ошибках, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного истца в пользу Департамента городского имущества адрес расходов по проведению судебной экспертизы в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4244, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4251, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4318, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4335, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003043:4331, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0023001:4253, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 22 июля 2022 года.
Взыскать с ООО НПЦ "Развитие города" в пользу Департамента городского имущества адрес расходы по проведению судебной экспертизы в размере сумма.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда А.Е. Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 30 августа 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.