Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Назейкиной Н.А, судей Ромословской И.М, Романова М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ООО "Газпром трансгаз Самара" Карпова С.И. на решение Кошкинского районного суда Самарской области от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 марта 2023 года по гражданскому делу N2-2-320/2021 по исковому заявлению ООО "Газпром трансгаз Самара" к Подосян "данные изъяты" об устранении нарушений путем сноса/демонтажа строений расположенных в пределах минимальных расстояний магистрального газопровода, заслушав доклад судьи Ромасловской И.М, пояснения представителя ООО "Газпром трансгаз Самара" Карпова С.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы Подосян "данные изъяты",
УСТАНОВИЛА:
истец ООО "Газпром трансгаз Самара" обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Подосян Н.Р, в котором с учетом изменений в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать ответчика осуществить снос самовольного строения - жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты":173 по адресу: "адрес", обеспечив соблюдение зоны минимально допустимых расстояний Станция газораспределения ГРС-124; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей, мотивируя требования тем, что в эксплуатации ООО "Газпром трансгаз Самара" находится опасный производственный объект - Станция газораспределения ГРС-12 Ульяновского линейного производственного управления магистральных газопроводов, являющаяся частью Федеральной системы газоснабжения. На ООО "Газпром трансгаз Самара", как на владельца и эксплуатирующую организацию, возложена обязанность по соблюдению требований промышленной безопасности на объектах системы газоснабжения. В рамках проведения контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в части соблюдения требований о минимальных расстояниях от опасного производственного объекта истцом на территории "адрес" выявлен факт возведения ответчиком неоконченного строительством жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", 15 м западнее от участка "данные изъяты":126, а именно возведение фундамента, стен, ограждения с признаками начала строительства жилого дома. По результатам проверки 10.06.2019 года составлен Акт о выявлении нарушения зоны минимальных допустимых расстояний до объектов системы газоснабжения, а также выписано ответчику требование об устранении нарушения зоны минимальных расстояний ГРС-12 путем приостановления строительства жилого дома на принадлежащем ответчику земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты":173, на которое ответчик ответил отказом.
Решением Кошкинского районного суда Самарской области от 20.12.2021 года исковые требования ООО "Газпром трансгаз Самара" к Подосян "данные изъяты" об устранении нарушений путем сноса/демонтажа строений, расположенных в пределах минимальных расстояний магистрального газопровода оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Самарского областного суда от 25.05.2022 года решение Кошкинского районного суда Самарской области от 20.12.2021 года отменено, заявленные исковые требования удовлетворены полностью, апелляционная жалоба ООО "Газпром трансгаз Самара" в лице представителя Карпова С.И. удовлетворена.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.10.2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 25.05.2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16.03.2023 года решение Кошкинского районного суда Самарской области от 20.12.2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Газпром трансгаз Самара" в лице представителя Карпова Сергея Ивановича - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ООО "Газпром трансгаз Самара" ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему:
Согласно п.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения норм права были допущены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 2, 32 Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 года N 878, пришел к выводу о необоснованности заявленных требований, в отсутствие доказательств того, что администрация района уведомляла Подосян Н.Р об ограничениях, имеющихся на спорном земельном участке до выдачи разрешения на строительство, а также доказательств того, что зона минимальных расстояний на местности была обозначена опознавательными знаками на этапе возведения спорного строения Подосян Н.Р, и она была проинформирована о границах зоны минимальных расстояний ГРС-12.
Проверяя законность решения, изначально суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что охранные зоны газопроводов установлены законодательством Российской Федерации в административном порядке, признаются существующими и юридически действительными с 1975 года (на основании ранее действующих СНиП 11-4578 "Магистральные трубопроводы". Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Совета министров СССР от 12.04.1979 года N341 "Об усилении охраны магистральных трубопроводов"). Данные зоны считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.
Судом апелляционной инстанции отражено, что императивные требования, предусмотренные п.6 ст.90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 28 Федеральною закона от 31.03.1999 года N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьями 2, 9, 11 Федерального закона от 21.07.1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктами 4.1, 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992 года, постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 года N9), пунктами 3.16 СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" (утв. постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 года N30) действуют вне зависимости от наличия или отсутствия в ЕГPH сведений о постановке на учет охранных зон.
В силу п.7.15 СНиПа 2.05.06-85* расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
Границы зоны минимальных расстояний в соответствии с СП 36.13330.2012 "Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*" для указанного строения составляют 150 м от ГРС согласно требованиям п.6.16 таб.5 (поз.1).
Границы минимальных расстояний в соответствии с СП 36.13330.2012 "Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06- 85*" составляют для газопровода - 100 м от оси газопровода с каждой стороны, для ГРС - 150 м от ограждения с каждой стороны.
Согласно акту от 28.05.2019 года N2/14-35/2019 о полевых геодезических испытаниях земельного участка, находящегося в границах минимальных расстояний от ГРС-12 по адресу: "адрес", минимальные расстояния, взятые по кратчайшему расстоянию от ГРС-12 до объектов ответчика, расположенных на участке, составляют до ограждения участка - 129 м, до строения - 143 м.
С учетом изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что расположение строения ответчика в нарушение минимальных расстояний от ГРС-12 создает угрозу жизни и здоровью, как самого ответчика, так и граждан, дома которых расположены вблизи от земельного участка ответчика, а также является дополнительным катализатором и распространяющим пожар элементом в случае аварии на газопроводе, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф.
Судом отклонена ссылка ответчика на то, что строительство жилого дома осуществлено на основании разрешения на строительство, указав, что решение Кошкинского районного суда Самарской области от 24.05.2018 года, которым признано незаконным и отменено распоряжение администрации м.р. Елховский Самарской области от 31.01.2018 года N28 об отмене разрешения на строительство жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ N, не имеет преюдициального значения для данного спора. Кроме того, исходя из предъявленных ООО "Газпром трансгаз Самара" требований, истец указывает на нарушение ответчиком зоны минимальных расстояний от жилого дома до газорасперделительной станции.
Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 25.05.2022 года, суд кассационной инстанции исходил из того, что из материалов дела следует, что разрешение на строительство спорного жилого дома выдано Администрацией муниципального района Елховский Самарской области 19.11.2016 года на основании градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением Главы администрации муниципального района Елховский от 11.11.2016 года N5016, срок действия разрешения установлен до 19.11.2026 года, в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка.
Данное разрешение на строительство отменено распоряжением Главы муниципального района Елховский от 31.01.2018 года N28, которое, в свою очередь, признано незаконным и отменено распоряжением Главы муниципального района Елховский от 23.07.2018 года N333 на основании вступившего в законную силу решения Кошкинского районного суда Самарской области от 24.05.2018 года.
Судом апелляционной инстанции отражено, что ответчик, действуя добросовестно, при должной степени осмотрительности, должен был удостовериться в соблюдении им требований законодательства Российской Федерации в части строительства в установленной зоне минимальных расстояний магистрального газопровода, тем более, что в 2016 году вставал вопрос о нарушении указанной зоны, то есть разрешение на строительство отменялось.
При этом, как указано судом кассационной инстанции, судом апелляционной инстанции не отражено, когда конкретно, при каких обстоятельствах и из каких документов ответчику могло быть известно о наличии соответствующих ограничений, при наличии разрешения на строительство жилого дома, не указано, на какой стадии было строительство дома.
Определение соответствующего момента имеет существенное значение при рассмотрении спора с учетом того, что на основании п.10 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021 года, снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (за исключением самовольных построек), расположенных в границах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, сведения о которых внесены в ЕГРН после возведения таких объектов недвижимости, возможен только при условии предварительного возмещения.
При новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции, при этом исходил из того, что 29.11.2012 года между ООО "Газпром трансгаз Самара" и администрацией муниципального района Елховский заключено соглашение о порядке использования земель муниципального района Елховский, находящихся в охранных, санитарно-защитных зонах и зонах минимально-допустимых расстояний объектов магистральных газопроводов и газораспределительных станций ООО "Газпром трансгаз Самара", в п.1.4 которого перечислены имеющиеся на территории района магистральные газопроводы и ГРС, указаны параметры данных зон, в том числе ГРС-12 с.Елховка.
В силу п.6.2 Соглашения муниципальный район Елховский обязан, в том числе при предоставлении земельных участков юридическим и физическим лицам, извещать их об обременении охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально допустимых расстояний газопроводов и ГРС с учетом беспрепятственного доступа эксплуатирующего персонала ООО "Газпром трансгаз Самара" к указанному в п.1.4 оборудованию опасных производственных объектов (п/п. "в"); давать указания юридическим и физическим лицам до начала использования земельного участка, обремененного охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально допустимых расстояний, получать в ООО "Газпром трансгаз Самара" технические условия на возможность проведения каких-либо работ в этих зонах (п/п. "д"); оформлять совместные акты с ООО "Газпром трансгаз Самара" на установленные знаки обозначения линейной части магистральных газопроводов (п/п. "е"); не реже одного раза в три года проверять правильность нанесения трасс газопроводов на топографических картах муниципального образования с обязательным составлением двухсторонних актов с ООО "Газпром трансгаз Самара" (п/п. "ж"); на землях, принадлежащих юридическим и физическим лицам, содействовать в оформлении прав на земельные участки на период строительства, ремонта и обследования газопроводов и КЛС (п/п. "з").
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что истцом в материалы дела не представлено каких-либо доказательств уведомления Подосян Н.Р. об установленных ограничениях в использовании принадлежащего ей земельного участка при выдаче разрешения на строительство.
Также в материалы дела не представлено доказательств того, что зона минимальных расстояний на местности была обозначена опознавательными знаками на этапе возведения спорного строения Подосян Н.Р, и она была проинформирована о границах зоны минимальных расстояний ГРС-12.
Каких-либо санкций за административные правонарушения в области строительства и землепользования на этапе возведения спорного объекта к ответчику не применялось.
Вместе с тем, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего спора не учтено следующее:
В соответствии с п.1 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным кодексом, федеральными законами.
Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Пунктами 6 и 25 ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 года N342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
В силу п.6 ст.28 Федерального закона от 31.03.1999 года N69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", в редакции, действовавшей по состоянию на 19.11.2016 года (дата выдачи разрешения на строительство), на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
С учетом переходных норм, содержащихся в ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 года N342-ФЗ, правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяются Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными заместителем Министра топлива и энергетики России 29.04.1992 года и постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 года N9 (утратил силу с 01.01.2022 года в связи с изданием приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N352 и Министерства энергетики Российской Федерации от 15.09.2020 года N785), Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 года N878, Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 года N1083, Сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 года N108/ГС (далее - СНиП 2.05.06-85*).
Согласно таблице 5 СНиП 2.05.06-85* минимальные расстояния от ГРС до спорного объекта, составляет 150 м.
Судами установлено, что построенный ответчиком индивидуальный жилой дом находится в зоне минимально допустимых расстояний от ГРС-12.
Постройка жилого дома осуществлена без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 06.10.2015 года N2318-О, регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением. В частности, Земельный кодекс Российской Федерации в статье 42 в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
Данное правовое регулирование само по себе не препятствует реализации гражданами Российской Федерации на равных условиях конституционного права собственности притом, что данное право обеспечивается конституционными гарантиями его защиты, оно не может рассматриваться как направленное на ограничение прав граждан и не обусловленное конституционно значимыми целями.
В соответствии с п.38 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 года N342-ФЗ до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), если в отношении таких трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со ст.106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона), здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольных построек либо решение о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями) сносу и (или) приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков в связи с нахождением в пределах указанных минимальных расстояний не подлежат.
Согласно подп.3 п.39 названной статьи не подлежат сносу здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, сведения о границах которых внесены в ЕГРН, если применительно к зданиям, сооружениям, объектам незавершенного строительства, расположенным в таких границах, или к указанным трубопроводам реализованы технические и (или) технологические решения, в результате которых отсутствует угроза жизни и здоровью граждан и (или) безопасной эксплуатации магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Как следует из подп.4 п.39 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 года N342-ФЗ в случаях фактического нахождения объектов недвижимости в зоне минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов, обеспечение достижения допустимого риска нахождения зданий и сооружений с нарушениями ограничений, установленных для названных зон, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также в соответствии с правилами охраны магистральных газопроводов и газораспределительных сетей, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции, изложенной в п.5 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021 года, не является самовольной постройка, возведенная в охранной зоне трубопровода или в пределах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, если лицо не знало и не могло знать о действии ограничений в использовании земельного участка, в частности, если не был обеспечен публичный доступ к сведениям о зоне с особыми условиями использования территории и о границах такой зоны.
Таким образом, для правильного рассмотрения спора необходимо установить, знала или должна была знать ответчик о действии ограничений, установленных в связи с расположением принадлежащего ей земельного участка в пределах минимальных расстояний до ГРС-12.
Снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (за исключением самовольных построек), расположенных в границах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) после возведения таких объектов недвижимости, возможен только при условии предварительного возмещения (п.10 вышеуказанного Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021 года).
Учитывая вышеуказанные нормы права, правовые позиции, изложенные в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021 года, отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда, суд кассационной инстанции и указал на необходимость установления обстоятельств, подтверждающих или опровергающих, что при возведении спорного строения ответчику могло быть известно о наличии соответствующих ограничений, при наличии разрешения на строительство жилого дома, с учетом того, что разрешение на строительство было отменено, но судом был рассмотрен спор относительно отмены разрешения на строительство. Однако данные указания суда кассационной инстанции судом апелляционной инстанции не выполнены.
В данном случае для правильного рассмотрения дела по существу необходимо установить, когда ответчику стало известно о наличии ограничений в отношении земельного участка, на каком этапе строительства на тот момент находился спорный жилой дом, какие строительно-монтажные работы выполнены на сегодняшний момент, возможно или нет сохранение объекта, какие мероприятия необходимо провести для достижения допустимого риска нахождения спорного жилого дома с нарушениями ограничений, а случае отсутствия возможности сохранения спорного объекта определить размер компенсации стоимости тех строительно-монтажных работ, которые осуществлены ответчиком до момента, когда Подосян Н.Р. стало известно о наличии ограничений в отношении земельного участка.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты первой и апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, что привело к неполному выяснению обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, в связи с чем судебные акты подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных процессуальных действий, установленных для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, то дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует принять во внимание изложенное, проверить обоснованность требований истца, дать оценку доводам сторон и лиц, участвующих в деле, принять законное и обоснованное решение по существу спора.
На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кошкинского районного суда Самарской области от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 марта 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Кошкинский районный суд Самарской области.
Председательствующий Н.А. Назейкина
Судьи И.М. Ромасловская
М.В. Романов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.