Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения "Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" на решение Урванского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2023 г. по административному делу N 2а-16/2023 по административному исковому заявлению прокурора Урванского района Кабардино-Балкарской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению "Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" о признании незаконным решения, изложенного в письме от 14 июня 2022 г. N 54-2-11/655, об отказе в удовлетворении представления прокурора Урванского района Кабардино-Балкарской Республики, возложении обязанности заключить договоры аренды.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей Муниципального казенного учреждения "Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" Кокоева В.Р, Альборова С.Б, поддержавших доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Урванского района Кабардино-Балкарской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Муниципальному казенному учреждению "Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" (далее также - местная администрация) о признании незаконным решения изложенного в письме от 14 июня 2022 г. N 54-2-11/655, об отказе в удовлетворении представления прокурора Урванского района Кабардино-Балкарской Республики, возложении обязанности заключить договоры аренды.
В обоснование своих требований указал на то, что прокуратурой Урванского района Кабардино-Балкарской Республики по обращению конкурсного управляющего закрытого акционерного общества работников народного предприятия "Морзох" (далее также - ЗАО РНП "Морзох", общество) Атакуевой М.Т. проведена проверка по факту отказа местной администрацией в заключении договоров аренды земельных участков, находящихся у общества в пользовании земельных участков и затягивания процедуры банкротства, в ходе которой установлено, что решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 июля 2021 г. ЗАО РНП "Морзох" признан несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство. На обращение конкурсного управляющего в целях формирования конкурсной массы должника в местную администрацию с заявлением о заключении договоров аренды без проведения торгов пяти земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ), местной администрацией в переоформлении участков отказано со ссылкой на непредставление заявителем документов о передаче земельных участков в постоянное бессрочное пользование. Внесенный прокурором в адрес местной администрации представление оставлено без удовлетворения по тем же основаниям. Прокурор считает отказ местной администрации незаконным, приводящим к затягиванию процедуры банкротства и погашению задолженности по налоговым платежам в бюджет Российской Федерации.
С учетом уточненных требований, просит признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения "Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики", изложенное в письме от 14 июня 2022 г. N 54-2-11/655, об отказе в удовлетворении требований прокурора Урванского района Кабардино-Балкарской Республики. На местную администрацию возложить обязанность заключить с ЗАО РНП "Морзох" договоры аренды без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты", "данные изъяты" (наложение), площадью "данные изъяты" кв.м, расположенных по адресу: "адрес"
Решением Урванского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2023 г, административный иск прокурора удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 31 июля 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 15 августа 2023 г, Муниципальным казенным учреждением "Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, указывая на то, что конкурсным управляющим ЗАО РНП "Морзох" не были представлены правоустанавливающие документы подтверждающие право постоянного бессрочного пользования указанными в заявлении земельными участками, административный иск прокурором подан в интересах юридического лица, что, по мнению местной администрации, не соответствует требованиям процессуальных норм.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей Муниципального казенного учреждения "Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" Кокоева В.Р, Альборова С.Б, поддержавших доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Урванского района Кабардино-Балкарской Республики по обращению конкурсного управляющего ЗАО РНП "Морзох" Атакуевой М.Т. проведена проверка по факту отказа местной администрацией в заключении договоров аренды земельных участков, находящихся у общества в пользовании земельных участков и затягивания процедуры банкротства.
В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 июля 2021 г. ЗАО РНП "Морзох" признан несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство.
Конкурсный управляющий в целях формирования конкурсной массы должника обратился в местную администрацию с заявлением о заключении договоров аренды без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенных по адресу: "адрес", предоставив документы, подтверждающие переход земельных участков в период с "данные изъяты" гг. в порядке реорганизации от совхоза "Комсомольский" к ЗАО РНП "Морзох" и нахождении их в пользовании общества.
На данное обращение конкурсного управляющего ЗАО РНП "Морзох" местной администрацией письмом 31 мая 2022 г. в переоформлении участков отказано со ссылкой на непредставление заявителем документов о передаче земельных участков в постоянное бессрочное пользование.
По результатам прокурорской проверки в адрес главы местной администрации 31 мая 2022 г. прокурором внесено представление об устранении нарушений требований Земельного кодекса Российской Федерации, на которое местной администрацией 14 июня 2022 г. дан оспариваемый ответ об отказе в удовлетворении представления с указанием на непредставление ЗАО РНП "Морзох" документов о передаче земельных участков в постоянное бессрочное пользование.
Прокурор, считая отказ местной администрации в удовлетворении представления прокурора незаконным, обратился с настоящим административным иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя требования исходил из того, что все необходимые для разрешения заявления конкурсного управляющего были приложены к заявлению, в том числе подтверждающие то, что ЗАО РНП "Морзох" является правопреемником совхоза "Комсомольский", реорганизованного в 1996 г..в КСХП "Морзох", в свою очередь в 2000 г..в СХПК "Морзох", а в 2003 г..в ЗАО РНП "Морзох" с передачей прав пользования на земельные участки, в том числе на спорные участки; в настоящее время ЗАО РНП "Морзох" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении общества введено конкурсное производство; принадлежность земельных участков реорганизованному совхозу подтверждены экспертным заключением от 15 июля 2020 г..N 105, составленным Автономной Некоммерческой организации Центр судебных экспертиз "Эксперт-Профи", в рамках арбитражного дела N А20-878/2019, по которому эксперт пришел к выводу, что границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м по сведениям ЕГРН попадают на земли совхоза "Комсомольский" Урванского района по сведениям, содержащимся в картографическом материале, а также экспертным заключением от 24 января 2023 г..N 15, составленным Автономной Некоммерческой организации Центр судебных экспертиз "Эксперт-Профи", в рамках настоящего административного дела на основании определения суда от 28 июля 2022 г, в соответствии с которым эксперт пришел к выводу, что границы земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты", "данные изъяты" (наложение), площадью "данные изъяты" кв.м, по сведениям ЕГРН попадают на земли совхоза "Комсомольский" Урванского района по сведениям, содержащимся в картографическом материале, в связи с чем пришел к выводу о том, что отказ местной администрации приводит к затягиванию процедуры
банкротства и погашению задолженности по налоговым платежам должника в бюджет Российской Федерации. Руководствуясь положениями части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд возложил обязанность на местную администрацию заключить с ЗАО РНП "Морзох" договоры аренды без проведения торгов вышеуказанных земельных участков.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с нарушением норм процессуального права.
На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Порядок обращения прокурора в рамках административного судопроизводства определен в части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, так прокурор согласно данной процессуальной норме вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как следует из материалов дела, прокурор обратился с настоящим административным иском об оспаривании отказа местной администрации в удовлетворении представления прокурора и возложении на административного ответчика обязанности заключить с ЗАО РНП "Морзох" договоры аренды без проведения торгов земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, обосновав свои требования тем, что непредоставление земельного участка указанному юридическому лицу, находящемуся на стадии конкурсного производства, на праве аренды без торгов приводит к затягиванию процедуры банкротства и погашению задолженности по налоговым платежам в бюджет Российской Федерации.
Между тем судами не учтено, что согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N127-ФЗ) с даты принятия судом решения о признании должника банкротом все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 Закона N 127-ФЗ, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок, о применении последствий их недействительности, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 июля 2021 г. ЗАО РНП "Морзох" признан несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство.
Из содержания административного искового заявления прокурора следует, что прокурор просит заключить договоры аренды без проведения торгов конкретных земельных участков, таким образом, административный иск подан в защиту интересов конкретного юридического лица, в отношении которого открыто конкурсное производство, что противоречит части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и нормам Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", при этом в чем нарушение интересов Российской Федерации ввиду незаключения административным ответчиком договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения без торгов с юридическим лицом, находящимся на стадии банкротства и в отношении которого открыто конкурсное производство, в административном иске прокурором не указано, при рассмотрении дела не установлено, при этом ссылка прокурора на затягивание процедуры банкротства и погашения задолженности по налоговым платежам в бюджет Российской Федерации, исходя из характера спорных правоотношений указанные обстоятельства не подтверждают.
Кроме того, суды, возлагая на местную администрацию обязанность заключить с ЗАО РНП "Морзох" договоры аренды без проведения торгов конкретных земельных участков, не привели мотивы принятого решения, само по себе несогласие прокурора с ответом на внесенное на имя главы местной администрации представление, которое влечет иные правовые последствия, предусмотренные законом, исходя из фактических обстоятельств дела, изложенных в ответе оснований, не свидетельствует о необходимости принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, вышеуказанным способом.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Урванского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Приостановление исполнения судебных актов отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 сентября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.