Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, с участием прокурора Юнусовой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 21 августа 2023 года гражданское дело по иску Молофеевой ФИО10 к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Академия противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании права на получение и назначении ежемесячной денежной компенсации
по кассационной жалобе Молофеевой ФИО12
на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 12 октября 2022 года по гражданскому делу N 2-2390/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 16 марта 2023 года по гражданскому делу N 33-1903/2023, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения Молофеевой А.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
Молофеева А.И. обратилась в суд с иском к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - МЧС России), Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Академия противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее по тексту - ФГБОУ ВО "Академия противопожарной службы МЧС России") о признании права на получение и назначении ежемесячной денежной компенсации.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 12 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 16 марта 2023 года, в удовлетворении исковых требований Молофеевой А.И. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Молофеева А.И. ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации.
В возражениях представитель МЧС России просит решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 12 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 16 марта 2023 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения истца, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела и выразились в следующем.
Как установлено судом, ФИО6 являлся сыном Молофеевой А.И, имел звание лейтенант внутренней службы и являлся слушателем 2 курса факультета пожарной безопасности ФГБОУ ВО "Академия противопожарной службы МЧС России".
Согласно выписке из приказа ФГБОУ ВО "Академия противопожарной службы МЧС России" от 19 ноября 2002 г. N 216 л/с лейтенант внутренней службы ФИО6 исключен из списков личного состава академии за смертью с ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из заключения служебной проверки по факту смерти (гибели) в качестве заложника при террористическом акте в культурном центре (ДК шарикоподшипникового завода) по адресу: "адрес", лейтенанта внутренней службы ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ, слушателя 2 курса факультета пожарной безопасности (на базе профессионального среднего образования) Академии от 17 декабря 2002 года, родственникам (матери) ФИО6 должно быть выплачено единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания из расчета месячного оклада по занимаемой должности и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием на день его гибели (смерти).
Из заключения Центральной военно-врачебной комиссии МВД России от 16 июля 2003 г. N 234 следует, что травма ФИО6, 1981 года рождения, слушателя 2 курса факультета пожарной безопасности Академии, лейтенанта внутренней службы, приведшая к смерти ДД.ММ.ГГГГ, отнесена к военной травме.
Согласно справке N20/23202 от 5 апреля 2022 года, выданной ГУ МВД России по Воронежской области, пенсионер Молофеева А.И. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) получает пенсию по линии МВД России по случаю потери кормильца с 1 ноября 2002 г. пожизненно за умершего ФИО6
Согласно ответу ФЭД МВД России от 25 марта 2016 г. на заявление Молофеевой А.И. о получении ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", МВД России не вправе назначать и производить за счет средств МВД России выплаты денежной компенсации членам семей сотрудников государственной противопожарной службы.
Из сообщения ФГБОУ ВО "Академия противопожарной службы МЧС России" от 6 сентября 2016 г. следует, что Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 144 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1306 "Об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяются на сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы МЧС России, в связи с чем, назначить компенсации в рамках вышеуказанных нормативно-правовых актов не представляется возможным.
Как следует из ответа МЧС России от 29 января 2019 г. Федеральный закон N 144-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации N1306 не распространяются на сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России. Правоотношения сотрудников ФПС ГПС регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В указанных федеральных законах не определена норма по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации членам семьи, а также родителям сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы. Молофеев А.С. погиб 26 октября 2002 г. Вступивший в силу 1 января 2013 г. Федеральный закон N 283-ФЗ и вступивший в силу 23 мая 2016 г. Федеральный закон N 141-ФЗ не содержат положений о том, что их действие распространяется на правоотношения, возникшие до введения их в действие, следовательно, они не подлежат применению к возникшим отношениям.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Молофеевой А.И, суд первой инстанции исходил из того, что сын истца ФИО6 на момент смерти сотрудником органов внутренних дел не являлся, статус сотрудника федеральной противопожарной службы и сотрудника органов внутренних дел на момент смерти ФИО6 не приравнивался.
С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем, указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Молофеева А.И. является матерью погибшего в ходе террористического акта "На Дубровке" ФИО6, являвшемуся на момент смерти лейтенантом внутренней службы и слушателем 2 курса факультета пожарной безопасности ФГБОУ ВО "Академия противопожарной службы МЧС России".
Малофеева А.И. является получателем пенсии по линии МВД России по случаю потери кормильца с 1 ноября 2002 года за умершего ФИО6
Обращаясь с иском в суд о признании права с 1 января 2015 года на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Молофеева А.И. указала, что считает незаконным отказ в назначении ей ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку Государственная противопожарная служба входила в состав МВД России.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Названные положения Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, закрепляющими право на труд (статья 37, часть 1) и право на охрану здоровья (статья 41, часть 1), в том числе при осуществлении профессиональной деятельности, обязывают государство разработать эффективный организационно-правовой механизм возмещения гражданину или, в случае его гибели (смерти), членам его семьи вреда, причиненного жизни или здоровью в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей (абзац второй пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 7-П).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) данным законом регулируются отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Статьей 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ определены меры социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей. Среди этих мер - денежная компенсация расходов, связанных с оплатой проезда к месту лечения в санаторно-курортной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, ежемесячное пособие на детей, ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей и другие.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым статья 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ дополнена частями 1.1 - 1.4.
Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 144-ФЗ был принят во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и пункта 1 части 3 статьи 43 Федерального закона "О полиции" в связи с запросом Железнодорожного районного суда города Пензы", в котором Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в данном постановлении, - внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи сотрудника милиции (полиции), погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, и лицам, находившимся на его иждивении, которые имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца и на которых распространяются положения части 2 статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и пункта 1 части 3 статьи 43 Федерального закона "О полиции" (в первоначальной редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.), с тем, чтобы во всяком случае всем указанным лицам гарантировалась возможность восполнения имущественных потерь, в том числе, если это необходимо, предоставлением ежемесячных выплат, которые в совокупности с другими выплатами обеспечивали бы им получение, по крайней мере, доли денежного довольствия, приходившегося на каждого из них при жизни сотрудника милиции (полиции) (абзац второй пункта 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 7-П).
Согласно части 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, лицам, указанным в части 1.2 статьи 12, ежемесячно выплачивается денежная компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. Для определения указанной части денежного довольствия денежное довольствие погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, делится на количество лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел.
К лицам, имеющим право на получение компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12, относятся родители сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел. При этом право на компенсацию, установленную частью 1.1 статьи 12, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами (пункт 1 части 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Условия и порядок осуществления выплаты компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12, а также правила исчисления денежного довольствия сотрудника, погибшего (умершего) до 1 января 2012 г, или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел до 1 января 2012 г, определяются Правительством Российской Федерации (часть 1.3 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Действие статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ с 1 января 2013 г. распространено на сотрудников, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ). Нормы Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, включая положения статьи 12 этого закона, применяются также в отношении лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении (часть 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1306 "Об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1306) утверждены Правила осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Правила осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил, ежемесячная денежная компенсация выплачивается родителям сотрудника, достигшим возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющимся инвалидами, на день гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, лица, проходившего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевшего специальное звание полиции (далее - сотрудник).
Назначение ежемесячной денежной выплаты осуществляется по последнему месту прохождения службы сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации соответственно (пункт 3 Правил).
Ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2015 г, в размерах, действовавших на соответствующий год (абзац первый пункта 9 Правил).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1306 установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерству внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что законодатель, гарантируя сотрудникам органов внутренних дел материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни и здоровью, установили систему мер социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. К числу таких мер с 1 января 2015 г. относится и ежемесячная денежная компенсация, которая выплачивается членам семей (среди которых родители) погибших (умерших) в связи с исполнением служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. Цель этой ежемесячной денежной выплаты - компенсировать членам семьи сотрудника, в данном случае матери, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью (смертью) при выполнении обязанностей службы, осуществляемой в публичных интересах, прекращением вследствие его гибели (смерти) семейных отношений и семейных связей, утратой возможности получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание. Данная выплата наряду с иными мерами социальной поддержки, в том числе пенсией по случаю потери кормильца, предоставляемыми членам семьи погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей сотрудника, является элементом публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи такого сотрудника, и носит адресный характер, предназначена только тем членам семьи погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей сотрудника, которые получают пенсию по случаю потери кормильца.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 26 декабря 2002 г..N 17-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" в связи с жалобой гражданина ФИО13", по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и статьи 114 (пункты "д", "е"), военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м") Конституции Российской Федерации - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Государственная противопожарная служба, согласно части первой статьи 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в первоначальной редакции, входила в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы. Являлась составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координировала деятельность других видов пожарной охраны.
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и в нее были включены входившие по состоянию на 1 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом. Как следует из преамбулы данного Указа, такое преобразование было предпринято в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединения сил и средств при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.
В соответствии с пунктом 2 данного Указа лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года стали считаться проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. При этом установлено, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации лицам рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения (абзац пятый пункта 2).
Из пункта "б" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 года N 4468-1) следует, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным законом, распространяются на лиц, проходивших службу в Государственной противопожарной службе, и семьи этих лиц.
В случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 названного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца (часть 2 статьи 5 названного Закона).
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-I определены федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.
Так, в силу пункта "б" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 года) пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации в отношении лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также их семей.
В силу части 2 статьи 30 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 родители лиц, указанных в статье 1 данного закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших).
Приведенной правовой нормой определено, в отношении каких лиц Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет пенсионное обеспечение: это лица, имеющие право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, и они названы в статье 1 данного Закона. К таким лицам отнесена Молофеева А.И.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 418 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция), определяющая порядок организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, федеральных органов налоговой полиции и членов их семей (пункт 1).
В силу пункта 4.1 указанной инструкции работа по пенсионному обеспечению включает в себя своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию ее выплаты пенсионерам и их семьям.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции документы для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы (службы), а также членам семей умерших (погибших) военнослужащих и сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту военной службы (службы), которые обладают необходимыми для этого документами и сведениями, а соответственно должны способствовать достижению цели своевременного назначения пенсий указанным лицам.
Согласно пункту 13 Инструкции на основании представленных документов пенсионным органом составляются заключения о назначении пенсии или пособия, которые утверждаются уполномоченным должностным лицом МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
При этом получение членом семьи погибшего сотрудника органа Государственной противопожарной службы пенсии по случаю потери кормильца является одним из условий для реализации права на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Между тем, приведенные нормативные положения с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации судебными инстанциями при разрешении спора по иску Молофеевой А.И. (матери погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника Государственной противопожарной службы) о признании за ней как за членом семьи погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника ФИО6, получающей пенсию по случаю потери кормильца по линии МВД России, права на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к спорным отношениям применены не были, в связи с чем, вывод судебных инстанций об отсутствии у Молофеевой А.И. права на получение названной компенсации со ссылкой на то, что эта компенсация предоставляется исключительно членам семей погибших сотрудников органов внутренних дел, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а не членам семьи сотрудника Государственной противопожарной службы, нельзя признать правомерным.
Как следует из представленного в материалы гражданского дела личного дела ФИО6, приказом от 5 сентября 1998 года ФИО6 принят 1 сентября 1998 года курсантом Борисоглебского пожарно-технического училища МВД РФ, присвоено звание "рядовой внутренней службы". 10 октября 1998 года ФИО6 принял присягу сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
8 июля 2001 года ФИО6 откомандирован в распоряжение УГПС ГУВД Воронежской области.
Согласно послужному списку ФИО6 16 июля 2001 года назначен на должность начальника караула ПЧ-22 ОПО-5 УГПС ГУВД Воронежской области по контракту сроком на 5 лет (приказ от 10 июля 2001 года), с 1 сентября 2001 года являлся слушателем Академии ГПС МВД России (на базе среднего профессионального образования) до 26 октября 2002 года, когда исключен из списков личного состава Академии в связи со смертью.
Из заключения Центральной военно-врачебной комиссии МВД России от 16 июля 2003 г. N 234 следует, что травма ФИО6, 1981 года рождения, слушателя 2 курса факультета пожарной безопасности Академии, лейтенанта внутренней службы, приведшая к смерти 26 октября 2002 года, отнесена к военной травме.
Вместе с тем, судом не дана оценка имеющемуся в материалах дела контракту, заключенному ФИО6 с МВД России, назначению пенсии по случаю потери кормильца истцу по линии МВД России по последнему месту службы сотрудника Государственной противопожарной службы в системе МВД России.
Кроме того, судами допущены нарушения норм процессуального права, которые выразились в следующем.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", состав лиц, участвующих в деле, указан в статье 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса, поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей. С учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства, а также об участниках, содействующих рассмотрению дела, - представителях сторон и третьих лиц, экспертах, специалистах, переводчиках, свидетелях.
Согласно пункту 23 указанного постановления разрешение при подготовке дела к судебному разбирательству вопроса о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (пункт 4 части 1 статьи 150 ГПК РФ), необходимо для правильного определения состава лиц, участвующих в деле. Невыполнение этой задачи в стадии подготовки может привести к принятию незаконного решения, поскольку разрешение вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим безусловную отмену решения суда в апелляционном и кассационном порядке (часть 1 статьи 330, пункт 4 части 2 статьи 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем приведенные выше нормативные положения судами первой и апелляционной инстанций во внимание не приняты.
Определениями Коминтерновского районного суда г. Воронежа в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены МЧС России, МВД России и ГУ МВД России по Воронежской области.
Суд первой инстанции в нарушение указанных норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению Пленума Верховного Суда Российской Федерации не разъяснил Молофеевой А.И. право привлечь в качестве соответчиков МВД России, ГУ МВД России по Воронежской области, МЧС России несмотря на имеющиеся в материалах дела многочисленные заявления истца в УМВД по Воронежской области, МЧС России о назначении и выплаты ежемесячной денежной компенсации, начиная с 2015 года, и полученные отказы в назначении выплаты, для установления надлежащего ответчика в соответствии с заявленными требованиями.
Допущенные судами нарушения норм права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым отменить вынесенные судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 12 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 16 марта 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.