Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Кокоевой О.А, Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Кушвинского городского округа на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 16 мая 2023 года по административному делу N 2а-28/2023 по административному исковому заявлению прокурора города Кушвы Свердловской области, действующего в защиту интересов несовершеннолетних "данные изъяты" в лице законного представителя Ермолаева Евгения Алексеевича; несовершеннолетних "данные изъяты" в лице законного представителя Новеньких Михаила Александровича; несовершеннолетней "данные изъяты" в лице законного представителя Чистякова Дмитрия Валентиновича к администрации Кушвинского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кокоевой О.А, возражения прокурора Павловой О.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Кушвы Свердловской области обратился в суд в защиту интересов вышеуказанных лиц к администрации Кушвинского городского округа о признании незаконным бездействия в необеспечении земельных участков инфраструктурой (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением и трассировке щебнем дорог, ведущих к указанным земельным участкам), возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения.
В обоснование административных исковых требований указано на то, что, указанным гражданам ввиду наличия статуса многодетных семей в 2014-2019 гг. предоставлены земельные участки для строительства индивидуальных жилых помещений, земельные участки не обеспечены автодорогой, электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, газоснабжением. Указанное бездействие административного ответчика и неисполнение им возложенной на них обязанности влечет нарушение прав административных истцов, возлагает на них необоснованные затраты и обеспечению земельных участков необходимой инфраструктурой.
Решением Кушвинского городского суда Свердловской области от 13 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 16 мая 2023 года, требования административного искового заявления прокурора города Кушва Свердловской области удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации Кушвинского городского округа, выразившееся в необеспечении земельных участков, предоставленных многодетным семьям, объектами инженерной инфраструктуры и непроведении трассировки щебнем дорог, ведущих к указанным земельным участкам. Возложена обязанность на администрацию Кушвинского городского округа в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем обеспечения земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", предоставленных для индивидуального жилищного строительства льготной категории граждан, объектами инженерной инфраструктуры (системой газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения), а также путем осуществления трассировки щебнем дорог к указанным земельным участкам.
В кассационной жалобе, поданной 7 июля 2023 года, администрация Кушвинского городского округа выражает несогласие с апелляционным определением, ссылаясь на то, что судом апелляционной инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор отдела прокуратуры Свердловской области просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей, которые извещены надлежащим образом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 16 мая 2023 года решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 13 января 2023 года оставлено без изменения, оно также подлежит проверке в кассационном порядке.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).
Случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены статьёй 39.5 поименованного кодекса, которая к таковым в подпункте 6 относит предоставление земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, особенности предоставления предусмотрены в статье 39.19 названного кодекса.
Право граждан, являющихся родителями, воспитывающими трех или более несовершеннолетних детей, и постоянно проживающих на территории Свердловской области на приобретение однократно бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закреплено в пункте 5 части 1 статьи 54.7 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области".
В соответствии с пунктами 4, 5, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование осуществляет полномочия в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности; организацию в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Как установлен судами и следует из материалов дела, постановлением администрации Кушвинского городского округа от 16 июня 2014 года N 1145 в общую совместную собственность Ермолаева Е.А, "данные изъяты" бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: "данные изъяты" с кадастровым номером "данные изъяты" (л.д. 25).
Постановлением администрации Кушвинского городского округа от 14 ноября 2019 года N 1464 в общую совместную собственность Чистякова Д.В, "данные изъяты". бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: "данные изъяты" с кадастровым номером "данные изъяты" (л.д. 46).
Постановлением администрации Кушвинского городского округа от 18 марта 2019 года N 253 в общую совместную собственность Новеньких М.А, "данные изъяты". бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: "данные изъяты" с кадастровым номером "данные изъяты" (л.д. 68).
В связи с обращениями Ермолаева Е.А, Чистякова Д.В, Новеньких М.А. прокуратурой города Кушвы была проведена проверка исполнения требований земельного законодательства при предоставлении однократно в собственность земельных участков многодетными семьям, обеспечению указанных земельных участков объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры в деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа.
17 июня 2022 года заместителем прокурора города Кушвы Свердловской области внесено представление главе Кушвинского городского округа об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 31-33).
Указано незамедлительно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, и способствующих, а также к недопущению подобных нарушений закона.
Главой Кушвинского городского округа на представление заместителя прокурора города Кушвы Свердловской области от 17 июня 2022 года дан ответ, в котором указано на то, что принимаются меры по обеспечению районов, в которых ранее были предоставлены земельные участки многодетным семьям, объектами инфраструктуры, работы по благоустройству земельных участков, сформированных под размещение улично-дорожной сети, в виде отсыпки их щебнем, в целях обеспечения транспортной доступности земельных участков, предоставленных в собственность многодетным семьям. При формировании бюджета Кушвинского городского округа на 2023 год и плановый период 2024-2025 годы данные расходы будут учтены и вопрос финансирования производства указанных работ будет вынесен на рассмотрение Думой Кушвинского городского округа (л.д. 155-156).
25 октября 2022 года помощником прокурора города Кушва Свердловской области составлен акт проверки с выходом на место, в соответствии с которым установлено, что вышеуказанные участки не обеспечены инфраструктурой (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение); дороги, ведущие к указанным земельным участкам, не трассированы щебнем (л.д.16).
Разрешая спор, суды, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, указав на то, что обязанность органа местного самоуправления по организации на территории городского округа вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установлена законодателем; однако такая обязанность административным ответчиком не исполнена, предоставленные заинтересованным лицам земельные участки инженерной инфраструктурой (газоснабжением, электроснабжения, водоснабжением, водоотведением), проведением трассировки щебнем дорог, ведущих к указанным земельным участкам не обеспечены, пришли к заключению о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора.
Позиция судов основана на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
Льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно.
При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства, с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
Таким образом, проанализировав положения вышеприведенного действующего законодательства, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суды правильно исходили из того, что обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению многодетным семьям в качестве меры социальной поддержки, имеющее своей целью улучшение жилищных условий многодетных семей, отнесено федеральным законодательством к вопросам местного значения органа местного самоуправления.
Суды, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, установили, что административным ответчиком доказательств исполнения, возложенных на него как на орган местного самоуправления, в чьи полномочия входит организация газо-, водоснабжения населения, водоотведения, автомобильной дорогой местного значения, не представлено; доказательств, объективно препятствующих обеспечению многодетных семей земельными участками с необходимой инфраструктурой, также не представлено.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, правовая позиция администрации об отсутствии незаконного бездействия, приведенная в суде первой и апелляционной инстанциях, правомерно отклонена судами, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащая представленным в материалы дела и исследованным доказательствам. Доводы кассационной жалобы о наличии инженерных сетей, сводятся к несогласию с оценкой доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Ссылка в кассационной жалобе на ненадлежащее извещение административного ответчика о месте и времени судебного заседания несостоятельна.
В соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Из материалов дела следует, что администрация Кушвинского городского округа была извещена о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции 16 мая 2023 года посредством направления 27 марта 2023 года извещения на адрес электронной почты "данные изъяты".
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Согласно части 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
На основании приведенных норм суд апелляционной инстанций имел возможность рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Кушвинского городского округа, не явившегося в судебное заседание 16 мая 2023 года, который был извещен посредством направления извещения электронной почтой, кроме того, обязан был самостоятельно предпринимать меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела.
Приведенные доводы в кассационной жалобе не содержат фактов, которые влияли на обоснованность и законность оспариваемых судебных актов, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 13 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 16 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кушвинского городского округа - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.