Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат" Ростовской области о восстановлении пенсионных прав по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат" Ростовской области на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27.02.2023.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав ФИО1 и его представителя по ордеру - адвоката ФИО4, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат" Ростовской области (далее - ФКУ "Военный комиссариат" Ростовской области) о восстановлении пенсионных прав.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16.04.2021 исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24.06.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2022 вышеприведенные судебные постановления оставлены без изменения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2022 решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16.04.2021, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24.06.2021 и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18.11.2022 исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд обязал ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" произвести перерасчет назначенной ФИО1 пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента 1, 2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выплатив ФИО1 недополученную часть пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом районного коэффициента.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27.02.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ "Военный комиссариат" Ростовской области просит отменить решение суда и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что перерасчет пенсии неразрывно связан с обращением самого пенсионера за реализацией его права на увеличение пенсии и носит заявительный характер, однако с заявлением о перерасчете пенсии с учетом районного коэффициента ФИО1 обратился в военкомат только ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что поскольку с ДД.ММ.ГГГГ Правительством РФ принимались многочисленные постановления по увеличению денежного довольствия военнослужащих и, как следствие, был предусмотрен перерасчет пенсии уволенным военнослужащим, доводы истца о том, что ему при переезде на новое место жительство в "адрес" не было разъяснено об изменениях в пенсионном законодательства, являются несостоятельными, ему было известно, в каком размере ему должна быть начислена пенсия. Обращает внимание, что, согласно действующему законодательству, военный комиссариат Ростовской области не принимал участия в формировании личного дела военнослужащего ФИО1, в связи с чем в данном случае отсутствует вина ответчика непосредственно в недоплате истцу пенсии.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель по ордеру - адвокат ФИО4 возражали относительно доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по линии Министерства обороны Российской Федерации является получателем пенсии за выслугу лет, которая была назначена и выплачивалась ему Приморским районным военным комиссариатом Архангельской области с применением районного коэффициента 1, 2 как лицу, проживающему в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (Приморский район Архангельской области).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снялся с воинского учёта в Приморском районном военном комиссариате Архангельской области в связи с переездом на новое место жительства и подал заявление о направлении его личного дела в Сальский объединённый городской военный комиссариат Ростовской области, где ДД.ММ.ГГГГ поставлен на воинский учёт.
При этом с ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Ростовской области выплата пенсии за выслугу лет осуществлялась ФИО1 без применения районного коэффициента 1, 2.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в военный комиссариат Ростовской области с заявлением о перерасчете размера получаемой им пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента 1, 2.
Военным комиссариатом Ростовской области были направлены запросы в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации о действительном наименовании и дислокации войсковых частей, в которых ФИО1 проходил военную службу, со ссылкой на то, что личное дело и послужной список ФИО1 не содержат таких сведений.
В ответе военного комиссариата Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации поступили ответы (от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которыми было установлено право ФИО1 на исчисление пенсии за выслугу лет с учётом соответствующего районного коэффициента.
Военкоматом произведен перерасчет размера выплачиваемой истцу пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, а также выплачена разница между новым и прежним размерами пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ, то есть за 1 год, предшествующий дате обращения ФИО1 с заявлением о перерасчете пенсии.
В настоящем иске ФИО1 просил произвести назначение ему пенсии с применением районного коэффициента 1, 2 с ДД.ММ.ГГГГ, а также выплатить ему недополученную часть пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом районного коэффициента 1, 2.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что право ФИО1 на получение пенсии с учетом районного коэффициента 1, 2 возникло до ДД.ММ.ГГГГ, он не может быть лишен такого права при переезде в другое место жительства как до, так после указанной даты, поскольку действующее в настоящее время законодательство не связывает возможность получения уже назначенной по указанному основанию с учетом районного коэффициента пенсии с фактическим местом жительства пенсионера.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, и членов семьи этих лиц.
Ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 определено, что лицам, указанным в статье 1 этого закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Ст. 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 (в редакции, действующей на дату назначения ФИО1 пенсии за выслугу лет - ДД.ММ.ГГГГ) было предусмотрено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с данным законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 186-ФЗ в статью 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 введена часть 2, вступившая в силу с 01.01.1997, согласно которой за пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 этого закона, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 Закона) была исчислена с применением части первой данной статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из приведенных норм Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 следует, что пенсионеры из числа лиц, уволенных с военной службы, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия была исчислена с применением районного коэффициента, и выехавшие до 01.01.1997 из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства, с 01.01.1997 приобрели право на сохранение размера пенсии, исчисленной им с применением соответствующего коэффициента.
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 11 и статьей 50 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 работа по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В числе основных задач Министерства обороны Российской Федерации обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 9 пункта 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В целях выполнения этих задач Министерство обороны Российской Федерации реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 44 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату обращения ФИО1 с заявлением о перерасчете размера выплачиваемой ему пенсии за выслугу лет - ДД.ММ.ГГГГ).
Аналогичное правовое регулирование функций Министерства обороны Российской Федерации в области пенсионного обеспечения устанавливалось ранее действующими нормативными правовыми актами: статьей 2, пунктом "б" статьи 144, статьей 148 Положения "О порядке назначения и выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, и их семьям", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 октября 1994 года N 350, пунктом 10 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", подпунктом 7 пункта 6, подпунктом 31 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 года N 1357.
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609 (далее - Положение о военных комиссариатах), определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах), реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40 пункта 17 Положения о военных комиссариатах).
Ранее действующим правовым регулированием (пункт "б" статьи 144, статья 148 Положения "О порядке назначения и выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, и их семьям", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 08.10.1994 N 350, пункты 2, 12 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 1372, пункты 2, 6, подпункты 40, 41 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132) военным комиссариатам предписывалось выполнение аналогичных задач в сфере пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).
Исходя из указанного, обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, возложены на Министерство обороны Российской Федерации, в рамках исполнения которых, Министерство обороны Российской Федерации через свои территориальные органы - военные комиссариаты - в числе прочего осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе проводит информационную работу по этим вопросам.
Следовательно, граждане, уволенные с военной службы, при обращении в военный комиссариат по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации об их пенсионных правах в связи с изменением пенсионного законодательства, и этому праву корреспондирует обязанность органов военного комиссариата в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения.
В случае невыполнения пенсионным органом (военным комиссариатом) названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, уволенного с военной службы, в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера его пенсии в сторону увеличения в связи с изменением законодательства, данный гражданин имеет право на выплату неполученных сумм пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных с военной службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию или приобретение права на ее перерасчет, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии или ее перерасчета, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем, чтобы гражданин, уволенный с военной службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Ч. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебным постановлением, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшегося по делу правильного судебного акта суда апелляционной инстанции не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27.02.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат" Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.