Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чуньковой Т.Ю, судей Умысковой Н.Г. и Даниловой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1354/2022 (УИД N 75RS0025-01-2022-002975-98) по исковому заявлению Военного прокурора Борзинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, жилищно-коммунальной службе N 9 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу о понуждении к действиям, по кассационной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Умысковой Н.Г, выслушав прокурора Афонина А.В, возражавшего на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, военный прокурор Борзинского гарнизона ссылался на результаты проведенной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства в сфере сохранности федеральной собственности. На территории военного городка N (далее в/г) "адрес" края, обслуживаемого ПУ 9/4 ЖКС N9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВВО), наружное освещение находится в неудовлетворительном состоянии, неисправно более 40% (4 из 10 шт.) приборов освещения периметра, при этом на данных объектах в течение длительного периода времени должностными лицами ПУ N9/4, обязанности по обслуживанию сетей наружного освещения периметра, включая светильников освещения (4 шт.) не производится. Согласно результатам осмотра территории в/г N "адрес", отраженного в акте осмотра и ведомости дефектов, на территории городка надлежало провести текущий ремонт сетей наружного освещения. Однако, необходимые ремонтные работы, отраженные в акте осмотра и ведомости дефектов, до настоящего времени не проведены. Содержание данного; объекта военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах ВС РФ осуществляет ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. Просил возложить на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести текущий ремонт сетей наружного освещения, включая замену вышедших из строя ламп и светильников освещения на территории военного городка N "адрес".
Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2022 г. исковое заявление удовлетворено.
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу обязано провести текущий ремонт сетей наружного освещения, включая замену вышедших из строя ламп и светильников освещения на территории военного городка N 1 г. Борзя, Забайкальского края.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 апреля 2023 г. решение Читинского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2022 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Андрияновой Ю.И. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации просит отменить оспариваемые судебные постановления. Принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование доводов указывает на то, что непосредственное обслуживание светильников сетей наружного освещения, включая замену вышедших из строя ламп и светильников освещения на территории в/г N "адрес" осуществляется производственным участком 9/4 ЖКС N 9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" по ВВО.
Согласно проведенным осенним осмотрам наружного освещения в 2022 г. установлено, что количество неисправных светильников в/г N, "адрес" составляет 4 шт. Не имеется возможности произвести замену в виду отсутствия в ЖКС N 9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ исправного автогидроподъёмника. На запрос в АО "Оборонэнерго" с просьбой оказать содействие в обслуживании сети наружного освещения, а именно выделить автогидроподъёмник для замены неисправных светильников получен отказ в связи, с занятостью персонала и нехваткой спецтехники. Направлен запрос в филиал ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ВВО N от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой рассмотреть вопрос о возможности заключения договора с АО "Оборонэнерго" на аренду автогидроподъёмника для выполнения работ по замене неисправных светильников наружного освещения.
От ЖКС N 9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" по ВВО поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судебными инстанциями не допущены.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N1082, и постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации.
Из письма руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, акта приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представителем Министерства обороны РФ - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России с 1 января 2018 года организована передача в эксплуатационное содержание ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО без закрепления на праве оперативного управления сетей наружного освещения, в том числе электрической сети наружного освещения территории военного городка N "адрес" (линия наружного освещения воздушная) (л.д. 14, 20).
Из актов общего весеннего (осеннего) осмотра сетей наружного освещения за 2021-2022 годы следует, что на указанных сетях наружного освещения на объекте в/г N "адрес" надлежало провести текущий ремонт, включая замену всех вышедших из строя ламп и светильников освещения (л.д. 13, 42-43).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N155 создано - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (далее - Учреждение) путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования существующего государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (пункт 1). Установлено, что функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации (пункт 2). Основной целью деятельности Учреждения определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 3). Директору Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации приказано в установленном порядке закрепить на праве оперативного управления за Учреждением недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, необходимое для осуществления им основной деятельности (пункт 6) (л.д. 65-66).
Согласно пункту 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания: (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федераций.
В соответствии с пунктом 14 Устава для достижения целей, указанных в пункте 13 настоящего Устава, Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны, осуществляет основные виды деятельности, в том числе: деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей; ремонт электрического оборудования (л.д. 15-18, 67-68, 144-147).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные военным прокурором требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N61-ФЗ "Об обороне", пунктом 1, подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N1082, постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 года N279, Уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, и верно определил, что обязанность по проведению текущего ремонта в отношении сетей наружного освещения на территории военного городка "адрес" должна быть возложена на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований не согласиться с данным выводом судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобе о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не имеется возможности произвести замену неисправных светильников ввиду отсутствия в ЖКС N9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России исправного автогидроподъемника, судебные инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, установив, что обозначенные сети наружного освещения нуждаются в проведении текущего ремонта, включая замену вышедших из строя ламп и светильников освещения, однако на момент разрешения судом спора по существу необходимые работы не проведены, указанные сети являются собственностью Министерства обороны РФ, переданы на обслуживание ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, пришли к обоснованному выводу о том, что в силу вышеизложенного правового регулирования, уставной деятельности учреждения мероприятия по текущему ремонту сетей наружного освещения являются обязанностью ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Названные доводы не указывают на неправильное применение норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных судами.
Пересмотр оценки доказательств в связи с доводами жалобы на стадии кассационного производства не входит в круг оснований для отмены судебных постановлений. Иные доводы жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имеют юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияют на их обоснованность и законность, либо опровергают выводы суда, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, кассационным судом не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 13 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Ю. Чунькова
Судьи Н.Г. Умыскова
О.Н. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.