Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Андугановой О.С, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-4185/2022 (УИД 54RS0001-01-2022-006393-80) по иску Барановой Татьяны Николаевны к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации о назначении на должность, произведении перерасчета и выплаты денежного довольствия, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 15 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения представителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Николаевой Н.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу Барановой Т.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Баранова Татьяна Николаевна (далее - Баранова Т.Н, истец) обратилась в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области (далее - ГУФССП по Новосибирской области), Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации (далее - ФССП России) о назначении на должность, произведении перерасчета и выплаты денежного довольствия, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывала на то, что Баранова Т.Н. проходила службу в УФССП России по Новосибирской области в должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Новосибирска.
Приказом УФССП России по Новосибирской области от 21 мая 2020 г. N 837-к Баранова Т.Н. уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Решением Дзержинского районного суда г..Новосибирска Новосибирской области от 12 марта 2021 г..признано незаконным и отменено решение центральной комиссии по психологическому отбору на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации об отмене заключения о профессиональной пригодности Барановой Т.Н. от 15 января 2020 г..; признаны незаконными и отменены результаты повторного профессионального отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в отношении Барановой Т.Н. от 6 мая 2020 г..; признано незаконным и отменено решение (уведомление) об отказе Барановой Т.Н. в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации от 14 мая 2020 г, вынесенное руководителем Управления ФССП России по Новосибирской области; признан незаконным и отменен приказ руководителя УФССП России по Новосибирской области N837-к от 21 мая 2020 г.."Об увольнении Барановой Т.Н.". На УФССП России по Новосибирской области возложена обязанность заключить с Барановой Т.Н. контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Новосибирской области с 1 июня 2020 г..Период с 1 июня 2020 г..по 12 марта 2021 г..зачтен в стаж службы Барановой Т.Н. в органах принудительного исполнения, дающий право на дополнительный отпуск, надбавку за выслугу лет, пенсию за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а так же в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания. В пользу Барановой Т.Н. с УФССП России по Новосибирской области взыскано: средний заработок за период с 1 июня 2020 г..по 11 марта 2021 г..в размере 592085, 49 руб.; компенсация морального вреда 10000 руб, расходы на оплату услуг представителя 15000 руб, а также в доход бюджета государственная пошлина в размере 9420, 85 руб.
Решение в части восстановления на работе и выплаты заработной платы за три месяца в размере 192272, 4 руб. приведено к немедленному исполнению.
Приказом УФССП России по Новосибирской области от 12 марта 2021 г. N 77- к приказ УФССП России по Новосибирской области от 21 мая 2020 г. об увольнении Барановой Т.Н. отменен с 1 июня 2020 г, на финансово-экономический отдел возложена обязанность произвести выплаты в соответствии с решением суда по гражданскому делу N 2-86/2021.
14 сентября 2021 г. с Барановой Т.Н. заключен срочный служебный контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по должности начальника отделения - старшего судебного пристава отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Новосибирской области на 5 лет с 1 июня 2020 г. по 31 мая 2025 г.
Приказом УФССП России по Новосибирской области от 15 сентября 2021 г. N 379-к с Барановой Т.Н, замещающей должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Новосибирска, прекращен служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с переводом по ее просьбе на государственную службу иного вида.
Приказом УФССП по Новосибирской области от 15 сентября 2021 г. N 2299-лс Барановой Т.Н, как начальнику отдела - старшему судебному приставу отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Новосибирской области, установлено денежное довольствие и виде: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью в размере 22780 руб, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 20 % должностного оклада, поощрительной выплаты за особые достижения в службе в размере 30 % к должностному окладу, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей в размере 25 % оклада денежного содержания пропорционально времени выполнения служебных обязанностей в соответствующем календарном месяце, процентной надбавки к денежному довольствию за службу в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в размере 20 %.
Определением Дзержинского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 29 сентября 2021 г. изменен способ исполнения решения Дзержинского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 12 марта 2021 г.: возложена обязанность по зачету Барановой Т.Н. периода с 1 июня 2020 г. по 12 апреля 2021 г. в стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на дополнительный отпуск, надбавку за выслугу лет, пенсию за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания.
Вместе с тем, до настоящего времени приказ о назначении Барановой Т.Н. на должность не издан, ей не присвоено специальное звание; выплачиваемое денежное довольствие не включает в себя оклад в соответствии со специальным званием.
Поскольку контракт по указанной должности заключен с Барановой Т.Н. с 1 июня 2020 г, следовательно, именно с данной даты ей должно быть присвоено первое специальное звание, имеются правовые основания для зачета периода с 1 июня 2020 г. по дату фактического издания приказа о назначении ее на должность и присвоении первого специального звания в стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на дополнительный отпуск, надбавку за выслугу лет, пенсию за выслугу лет и иные социальные гарантии.
Нарушением трудовых прав, выразившимся в ненадлежащем оформлении трудовых отношений, повлекших, в том числе, нарушение имущественных прав Барановой Т.Н. в виде недополучения денежного довольствия в виде оклада в связи с присвоенным специальным званием, истцу причинен моральный вред.
Баранова Т.Н. просила суд обязать ответчиков в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу издать приказ о назначении Барановой Т.Н. на должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Новосибирской области и присвоении первого специального звания - лейтенант внутренней службы с 1 июня 2020 г.; внести изменения в приказ УФССП по Новосибирской области от 15 сентября 2021 г. N 2299-лс в части включения в денежное довольствие месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием - лейтенант внутренней службы на основании пункта 2 Приказа ФССП России от 17 января 2020 г. N 103 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации"; произвести перерасчет и выплату денежного довольствия в соответствии с присвоенным специальным званием за период с 1 июня 2020 г. по дату фактического издания приказа о назначении на должность и присвоении первого специального звания с учетом сумм, выплаченных по решению Дзержинского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 12 марта 2021 г.; взыскать судебную неустойку в размере 500 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда, начиная со дня, следующего за истечением десятидневного срока со дня вступления решения суда в законную силу; взыскать с ФССП России компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
Определением Дзержинского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 15 декабря 2022 г. принят отказ Барановой Т.Н. от исковых требований к ГУ ФССП России по Новосибирской области, ФССП России о взыскании судебной неустойки в размере 500 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда, начиная со дня, следующего за истечением десятидневного срока со дня вступления решения суда в законную силу. Производство по делу в этой части прекращено.
Решением Дзержинского районного суда г..Новосибирска Новосибирской области от 15 декабря 2022 г..исковые требования Барановой Т.Н. удовлетворены частично. На ФССП России в лице руководителя возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу издать приказ о назначении Барановой Т.Н. на должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Новосибирской области и присвоении первого специального звания - лейтенант внутренней службы с 1 июня 2020 г..На ГУФССП России по Новосибирской области в лице руководителя возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу внести изменения в приказ руководителя УФССП России по Новосибирской области Б. от 15 сентября 2021 г..N 2299-лс "Об установлении денежного довольствия Т.Н.
Барановой" в части включения в денежное довольствие месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием - лейтенант внутренней службы на основании пункта 2 Приказа ФССП России от 17 января 2020 г..N 103 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации"; произвести перерасчет и выплату денежного довольствия в соответствии с присвоенным специальным званием за период с 1 июня 2020 г..по дату фактического издания приказа о назначении Барановой Т.Н. на должность и присвоении первого специального звания с учетом сумм, выплаченных по решению Дзержинского районного суда г..Новосибирска Новосибирской области от 12 марта 2021 г..по гражданскому делу N 2-86/2021 по иску Барановой Т.Н. к УФССП России по Новосибирской области, ФССП России о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда. С ФССП России в пользу Барановой Т.Н. взыскана компенсация морального вреда в размере 10000 руб. С ГУФССП России по Новосибирской области в доход бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб. С ФССП России в доход бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 апреля 2023 г. решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 15 декабря 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУФССП по Новосибирской области, ФССП России просят об отмене судебных актов как незаконных.
Представителем истца Барановой Т.Н. - Батковой О.П. поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Баранова Т.Н, представители ответчиков ГУФССП по Новосибирской области, ФССП России, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Ходатайство представителя истца Барановой Т.Н. - Батковой О.П. об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения по техническим причинам. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что приказом УФССП России по Новосибирской области от 21 мая 2020 г. N 837-к Баранова Т.Н. уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Решением Дзержинского районного суда г..Новосибирска Новосибирской области от 12 марта 2021 г..признано незаконным и отменено решение центральной комиссии по психологическому отбору на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации об отмене заключения о профессиональной пригодности Барановой Т.Н. от 15 января 2020 г..; признаны незаконными и отменены результаты повторного профессионального отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в отношении Барановой Т.Н. от 6 мая 2020 г..; признано незаконным и отменено решение (уведомление) об отказе Барановой Т.Н. в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации от 14 мая 2020 г, вынесенное руководителем Управления ФССП России по Новосибирской области; признан незаконным и отменен приказ руководителя УФССП России по Новосибирской области N837-к от 21 мая 2020 г.."Об увольнении Барановой Т.Н.". На УФССП России по Новосибирской области возложена обязанность заключить с Барановой Т.Н. контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Новосибирской области с 1 июня 2020 г..Период с 1 июня 2020 г..по 12 марта 2021 г..зачтен в стаж службы Барановой Т.Н. в органах принудительного исполнения, дающий право на дополнительный отпуск, надбавку за выслугу лет, пенсию за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а так же в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания. В пользу Барановой Т.Н. с УФССП России по Новосибирской области взыскано: средний заработок за период с 1 июня 2020 г..по 11 марта 2021 г..в размере 592085, 49 руб.; компенсация морального вреда 10000 руб, расходы на оплату услуг представителя 15000 руб, а также в доход бюджета государственная пошлина в размере 9420, 85 руб.
Решение в части восстановления на работе и выплаты заработной платы за три месяца в размере 192272, 4 руб. приведено к немедленному исполнению.
Приказом УФССП России по Новосибирской области от 12 марта 2021 г. N 77- к приказ УФССП России по Новосибирской области от 21 мая 2020 г. об увольнении Барановой Т.Н. отменен с 1 июня 2020 г, на финансово-экономический отдел возложена обязанность произвести выплаты в соответствии с решением суда по гражданскому делу N 2-86/2021.
14 сентября 2021 г. с Барановой Т.Н. заключен срочный служебный контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по должности начальника отделения - старшего судебного пристава отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Новосибирской области на 5 лет с 1 июня 2020 г. по 31 мая 2025 г.
Приказом УФССП России по Новосибирской области от 15 сентября 2021 г. N 379-к с Барановой Т.Н, замещающей должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Новосибирска, прекращен служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с переводом по ее просьбе на государственную службу иного вида.
Приказом УФССП по Новосибирской области от 15 сентября 2021 г. N 2299-лс Барановой Т.Н, как начальнику отдела - старшему судебному приставу отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Новосибирской области, установлено денежное довольствие и виде: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью в размере 22780 руб, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 20 % должностного оклада, поощрительной выплаты за особые достижения в службе в размере 30 % к должностному окладу, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей в размере 25 % оклада денежного содержания пропорционально времени выполнения служебных обязанностей в соответствующем календарном месяце, процентной надбавки к денежному довольствию за службу в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в размере 20 %.
Определением Дзержинского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 29 сентября 2021 г. изменен способ исполнения решения Дзержинского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 12 марта 2021 г.: возложена обязанность по зачету Барановой Т.Н. периода с 1 июня 2020 г. по 12 апреля 2021 г. в стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на дополнительный отпуск, надбавку за выслугу лет, пенсию за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 2, 20, 22, 64 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 2, 4, 7, 8, 10 Порядка назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации, утв. приказом Минюста России от 20 декабря 2019 г. N 299 (действующего на момент рассмотрения спора судами), установив, что заключая 15 сентября 2021 г. с Барановой Т.Н. контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации на 5 лет, руководителем ФССП России обязанность по изданию правового акта о назначении Барановой Т.Н. на должность в установленном законом порядке исполнена не была, суд первой инстанции обязал ФССП России в лице руководителя издать приказ о назначении Барановой Т.Н. на должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП России по Новосибирской области и присвоении первого специального звания ? лейтенант внутренней службы с 1 июня 2020 г.
Удовлетворяя требования Барановой Т.Н. о внесении изменений в приказ от 15 сентября 2021 г. N 2299 - лс в части включения в денежное довольствие месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием - лейтенант внутренней службы, суд первой инстанции руководствовался приказом ФССП России от 17 января 2020 г. N 103 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации", исходил из того, что вышеуказанный приказ руководителя УФССП России по Новосибирской области не содержит сведений о включении в денежное довольствие Барановой Т.Н. месячного оклада в соответствии со специальным званием лейтенант внутренней службы, которое работодатель, в нарушение закона, своевременно истцу не присвоил.
Установив нарушение трудовых прав истца, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, учитывая обстоятельства дела, объем нарушенных ответчиком трудовых прав, характер причиненных истцу нравственных страданий, суд пришел к выводу о том, что с учетом требований разумности и справедливости в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 10000 руб.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
В части 2 статьи 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ указано, что в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, правоотношения между Российской Федерацией и гражданином возникают в результате поступления на службу в органы принудительного исполнения по результатам конкурса (пункт 1); назначения на должность в органах принудительного исполнения (пункт 2); восстановления в должности в органах принудительного исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3).
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ издание правового акта руководителя федерального органа принудительного исполнения, уполномоченного руководителя о возникновении, об изменении и о прекращении правоотношений на службе в органах принудительного исполнения осуществляется на основании согласия или ходатайства гражданина (сотрудника), выраженных в письменной форме (далее - рапорт), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ контракт вступает в силу со дня (с календарной даты), определенного (определенной) правовым актом о назначении гражданина на должность в органах принудительного исполнения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Процедура назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - органы принудительного исполнения) граждан Российской Федерации (далее - граждане), принимаемых на службу в органы принудительного исполнения, а также сотрудников органов принудительного исполнения (далее - сотрудники), назначаемых на указанные должности в порядке перевода, определена Порядком назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 20 декабря 2019 г. N 299 (далее по тексту - Порядок назначения на должности).
Согласно пункту 2 Порядка назначения на должности правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и правового акта о назначении на должность.
Сотрудники назначаются на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава приказами руководителя федерального органа принудительного исполнения, уполномоченного руководителя (пункт 3 Порядка назначения на должности).
В силу пункта 4 Порядка назначения на должности основаниями для издания приказа о назначении на должность являются: в отношении гражданина - ходатайство гражданина, выраженное в письменной форме в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ; в отношении сотрудника - согласие сотрудника с назначением на должность или ходатайство о таком назначении, выраженное в письменной форме в его рапорте к руководителю федерального органа принудительного исполнения, уполномоченному руководителю (далее - рапорт).
Контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения заключается на основании примерной формы контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения, утвержденной в соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ (пункт 6 Порядка назначения на должности).
Проект приказа о назначении на должность передается на рассмотрение руководителю федерального органа принудительного исполнения, уполномоченному руководителю одновременно с представлением документов, послуживших основаниями для его подготовки, а также иных документов, связанных с назначением на должность (пункт 7 Порядка назначения на должности).
В приказе о назначении гражданина на должность указывается дата, с которой вступает в силу контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения, если иное не предусмотрено Федеральным законом (пункт 8 Порядка назначения на должности).
Приказ о назначении на должность (выписка из приказа о назначении на должность) объявляется кадровым подразделением гражданину или сотруднику под подпись в течение трех рабочих дней со дня фактического начала службы. Копия приказа о назначении на должность (выписка из приказа о назначении на должность) и документы, послужившие основанием для назначения на должность, приобщаются к личному делу сотрудника (пункт 10 Порядка назначения на должности).
Согласно части 2 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи (предельный возраст поступления на службу), а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (часть 18 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного Приказом ФССП России от 17 января 2020 г. N 103 (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием), денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Основанием для выплаты денежного довольствия сотруднику территориального органа Федеральной службы судебных приставов является приказ территориального органа ФССП России о назначении его на должность, зачислении в распоряжение территориального органа ФССП России (пункт 4 Порядка обеспечения денежным довольствием).
В приказах указываются специальное звание, фамилия, имя, отчество (при наличии), замещаемая должность, основания для установления ежемесячных и иных дополнительных выплат, дата начала выплат и их размеры (пункт 5 Порядка обеспечения денежным довольствием).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ первое специальное звание присваивается гражданину, впервые поступившему на службу в органы принудительного исполнения, при назначении на должность в органах принудительного исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 41 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ предусмотрено, что гражданину (сотруднику) присваиваются первые (очередные) специальные звания: младшего сержанта внутренней службы - при назначении на должность младшего начальствующего состава.
В соответствии с частью 4 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ сотрудникам, указанным в части 3 настоящей статьи, приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя присваиваются специальные звания, соответствующие наиболее высокому из ранее присвоенных им классного чина гражданской службы, воинского или специального звания, классного чина юстиции, классного чина прокурорских работников согласно таблице соотношения, утвержденной Президентом Российской Федерации (далее - таблица соотношения), кроме специального звания высшего начальствующего состава. Сотрудникам, указанным в части 3 настоящей статьи, не имеющим классных чинов гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников, а также имеющим классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, которые в соответствии с таблицей соотношения ниже первых специальных званий, установленных по должностям в органах принудительного исполнения, первое специальное звание присваивается в порядке, предусмотренном статьями 39 и 41 настоящего Федерального закона.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и, установив, что вступившим в законную силу решением суда на ФССП России, УФССП России по Новосибирской области возложена обязанность заключить с Барановой Т.Н. служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Новосибирской области с 1 июня 2020 г, основанием назначения на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава должен являться, в том числе правовой акт о назначении лица на должность, при этом соответствующий приказ о назначении истца на должность в органы принудительного исполнения Российской Федерации не издавался, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для возложения на ФССП России обязанности издать приказ о присвоении Барановой Т.Н. первого специального звания - лейтенант внутренней службы, и внесении в связи с этим изменений в приказ руководителя УФССП России по Новосибирской области от 15 сентября 2021 г. N-2299-лс "Об установлении денежного довольствия Барановой Т.Н." в части включения в денежное довольствие месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием - лейтенант внутренней службы, а также производных от него требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 15 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 20 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи О.С. Андуганова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.