Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Сенчуковой Е.В, Лепской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Г.М.В. на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 17 апреля 2023 года по гражданскому делу N 2-6083/2022 по иску Г.М.В. к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Калерия о перерасчёте выслуги лет, взыскании компенсации за форменную одежду, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Сенчуковой Е.В, объяснения представителя Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия по доверенности Гайворонской Ю.Л, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Г.М.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов (далее - ФССП РФ), Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Карелия (далее - УФССП РФ по Республике Карелия) о перерасчете в льготном исчислении выслуги лет за период со 2 мая 2012 г. по 30 апреля 2015 г, с 25 июня 2018 г. по 31 мая 2020 г, взыскании компенсации за не выданную в период службы форменную одежду в размере 58 884 руб. 76 коп, компенсации морального вреда в размере 15 000 руб.
В обоснование заявленных требований Г.М.В. указал, что в период с 15 января 2000 г. по 31 марта 2011 г. проходил службу в УВД г.Петрозаводска Республики Карелия и Петрозаводском ЛОВДТ УТ России по СЗФО на различных должностях.
В период со 2 мая 2012 г. по 31 мая 2020 г. проходил службу в должностях старшего специалиста 2-го разряда и судебного пристава по ОУПДС УФССП России по Республике Карелия. Приказом N 617-лс от 7 февраля 2022 г. уволен по выслуге лет, дающей право на пенсию. Впоследствии дата увольнения изменена на 18 февраля 2022 г.
При увольнении выслуга лет Г.М.В. установлена в календарном исчислении 19 лет 00 месяцев 07 дней, в льготном исчислении 27 лет 08 месяцев 20 дней. С данным расчетом выслуги лет не согласен, полагает, что периоды со 2 мая 2012 г. по 30 апреля 2015 г, с 25 июня 2018 г. по 31 мая 2020 г. подлежат исчислению в льготном порядке, из расчёта один месяц за полтора месяца службы, так как в указанные периоды проходил службу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Также за период службы Г.М.В. не был обеспечен в полном объеме форменной одеждой, что, по его мнению, предоставляет ему право требования денежной компенсации. Также истец указал, что допущенными нарушениями ответчики причинили ему моральный вред.
Требования Г.М.В. о восстановлении на службе и взыскании компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением выделены в отдельное производство.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 17 апреля 2023 г, исковые требования Г.М.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Г.М.В. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на наличие, по его мнению, правовых оснований для удовлетворения иска.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции представитель Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия по доверенности Гайворонская
Ю.Л. возражала относительно доводов кассационной жалобы, полагала принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав возражения представителя представитель Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия по доверенности, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Г.М.В. в период со 2 мая 2012 г. по 30 апреля 2015 г. проходил федеральную государственную службу в должности старшего специалиста 2 разряда
отдела судебных приставов N 2 г.Петрозаводска, уволен на основании пункта 8.2 части 1, пункта 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации.
В период с 25 июня 2018 г. по 31 мая 2020 г. проходил федеральную государственную службу в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов г.Петрозаводска и Прионежского района, уволен 31 мая 2020 г. в связи с переводом на государственную службу иного вида в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации.
С 1 июня 2020 г. Г.М.В. проходил службу в органах принудительного исполнения РФ в должности младшего судебного пристава по ОУПДС в специализированном отделении судебных приставов по ОУПДС г.Петрозаводска и Прионежского района.
Приказом ФССП России от 7 февраля 2022 г. N 617-лс Г.М.В. уволен со службы по выслуге лет, дающей право на пенсию. В данный приказ внесены изменения приказом ФССП России от 19 октября 2022 г. N 7349-лс в части даты увольнения, которая изменена на 18 февраля 2022 г.
При увольнении Г.М.В. установлена выслуга лет в календарном исчислении 19 лет 00 месяцев 07 дней, в льготном исчислении 27 лет 08 месяцев 20 дней.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статей 1, 2, 36, 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статей 13, 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах
по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 723, исходя из того, что истец в спорные периоды работал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, однако право на льготное
исчисление периодов прохождения сотрудником службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, из расчета один месяц службы за полтора возникло у истца с момента зачисления на службу в органы принудительного исполнения - с 1 июня 2020 г, оснований для исчисления периодов работы до 1 июня 2020 г. в льготном порядке не имеется, поскольку стаж работы истца как государственного гражданского служащего до указанной даты, независимо от местности, где он проходила службу, исчисляется в календарном порядке, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (в редакции действовавшей до 1 января 2020 г.) судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе (пункт 2 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона).
Приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г. N 1648н утвержден Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, согласно пункта 4 которого исчисление стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет производится в календарном порядке, за исключением периодов, которые включаются в стаж государственной службы в порядке, установленном пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в указанный стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за пенсией за выслугу лет.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ) предусмотрено, что в стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении засчитываются, в том числе периоды прохождения сотрудником службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно части 14 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
Согласно подпункту "г" пункта 3 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 22 сентября 1993 г. N 941, в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации засчитываются на льготных условиях периоды службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, согласно приложению N 2(1) (раздел I) - с 1 января 2020 г.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что возможность исчисления периодов прохождения сотрудником службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за полтора месяца, возникла с вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, в соответствии с которым Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы - органы принудительного исполнения, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о том, что право на исчисление выслуги лет в льготном исчислении возникло у Г.М.В. с момента зачисления на службу в органы принудительного исполнения, то есть с 1 июня 2020 г, так как до этой даты истец являлся государственным гражданским служащим, выслуга лет которого исчислялась только в календарном порядке независимо от местности несения службы.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, установлен Законом Российской Федерации от
12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в его статье 1 категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной или иной службы.
Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, федеральный законодатель в статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I установилправило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Совет Министров - Правительство Российской Федерации Постановлением от 22 сентября 1993 г. N 941 утвердило порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям, определив обычный (пункты 1, 1.2 - 1.5) и льготный (пункты 2, 3, 6 и 7) порядок исчисления выслуги лет.
Таким образом, нормами специального законодательства, установлены особенности исчисления выслуги лет на льготных условиях сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации в период службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, - возможность такого исчисления с 1 января 2020 г.
Правовые отношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника, регулируются Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, которым внесены в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах"
изменения, предусматривающие изложение в новой редакции наименования Федерального закона, признание утратившей силу главы I, дополнение главой I.1, содержащей общие положения. В частности, статьи 6.1, 6.5 этого закона определяют систему принудительного исполнения Российской Федерации, задачи органов принудительного исполнения, в статье 6.4 раскрывается содержание понятия "работник органов принудительно исполнения".
Сотрудники, ранее замещавшие должности в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем наряду с прочим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, и поступившие на службу в органы принудительного исполнения, приобрели новый статус, правовое регулирование которого определяется Законом о службе в органах принудительного исполнения, регламентирующим особенности поступления на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождения и прекращения, а также определяющим правовое положение (статуса) сотрудника (глава 3), и другими федеральными законами.
Доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемых судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда.
Также судами правомерно отказано в удовлетворении иска Г.М.В. о взыскании компенсации за не выданную истцу в период службы форменную одежду.
Положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 540 "О форменной одежде и знаках различия судебных приставов и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов", с учетом Приказа Федеральной службы судебных приставов России от 30 мая 2011 г. N 255 "Об утверждении Порядка ношения форменной одежды судебными приставами и иными должностными лицами Федеральной службы судебных приставов" не предусмотрена выплата уволенным государственным гражданским служащим денежной компенсации взамен форменной одежды.
Суды обоснованно отклонили ссылку истца на то, что работодатель обязан выплатить компенсацию за не выданную форму как основанную на неверном толковании норм права.
Отказывая в удовлетворении требований, суды правомерно исходили из того обстоятельства, что доводы истца об обязанности работодателя по выплате компенсации за не выданное форменное обмундирование основаны на неверном толковании норма права, так как ни одним из нормативных правовых актов, регулирующих отношения в службе судебных приставов в части обеспечения форменной одеждой не предусмотрено обязанность денежной компенсации недополученного обмундирования.
При разрешении спора судами установлены все юридически значимые обстоятельства, выводы судов мотивированы и соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела. Все представленные доказательства оценены судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений требований процессуального законодательства при оценке доказательств, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
В судебных актах в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приведены выводы суда, вытекающие из установленных им фактических обстоятельств дела, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения в обжалованной части.
Несогласие кассатора с выводами судебных инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебных инстанций основанными на правильном применении положений норм материального права, регулирующих спорные отношения. Предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 17 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Г.М.В. - без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.