г. Нижний Новгород
6 сентября 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Савинова К.А, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по частной жалобе Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики на определение Верховного Суда Чувашской Республики от 29 июня 2023 года о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Чувашской Республики от 9 сентября 2021 года постановлено:
"1) Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 1126 +/- 205 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для общественно-деловых целей, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "Адрес", по состоянию на 01 января 2019 года в размере 489 000 руб.
2) Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 6342 +/- 28 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для общественно-деловых целей, расположенного по адресу: "Адрес" по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 689 000 руб.
3) Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 8738 +/- 34 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для общественно-деловых целей, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира "Адрес" по состоянию на 01 января 2019 года в размере 5 252 000 руб.
4) Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 11 188 +/- 37 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для общественно-деловых целей, расположенного по адресу: "Адрес", по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 871 000 руб.
5) Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 4302 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для содержания зданий и сооружений, расположенного по адресу: "Адрес" по состоянию на 01 января 2019 года в размере 1 596 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 декабря 2020 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер"
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами:
"Номер", "Номер", "Номер" применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2020 года до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо до даты внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами:
"Номер", "Номер" применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2020 года до 11 ноября 2020 года.
Взыскать с Кабинета Министров Чувашской Республики в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 10 000 (десять тысяч) руб."
Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 7 октября 2022 года восстановлен ОАО "Российские железные дорогие" срок на обращение в суд с заявлением о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам; заявление ОАО "Российские железные дороги" о пересмотре решения Верховного Суда Чувашской Республики от 9 сентября 2021 года по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворено; отменено по вновь открывшимся обстоятельствам решение Верховного Суда Чувашской Республики от 9 сентября 2021 года, вынесенное по административному исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в части:
-установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 1126 +/- 205 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для общественно-деловых целей, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "Адрес", по состоянию на 01 января 2019 года;
-в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 11 188 +/- 37 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для общественно-деловых целей, расположенного по адресу: "Адрес" по состоянию на 01 января 2019 года;
-а также в части взыскания с Кабинета Министров Чувашской Республики за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики с лицевого счета Министерства экономического развития имущественных отношений Чувашской Республики в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" понесенных судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 10000 руб.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Чувашской Республики от 23 декабря 2022 года постановлено:
"1) Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 1 126 +/- 205 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для общественно-деловых целей, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "Адрес" по состоянию на 01 января 2019 года в размере 489 000 руб.
2) Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 11 188 +/- 37 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для общественно-деловых целей, расположенного по адресу: "Адрес", по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 871 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 декабря 2020 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами "Номер", "Номер"
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами "Номер", "Номер" применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2020 года (в том числе и после 11 ноября 2020 года) до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо до даты внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости.
Взыскать с Кабинета Министров Чувашской Республики в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 10 000 (десять тысяч) руб. за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики с лицевого счета Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, открытого в Министерстве Финансов Чувашской Республики.
Решение суда в части взыскания с Кабинета Министров Чувашской Республики в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" понесенных судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 10 000 (десять тысяч) руб. считать исполненным в связи с фактическим исполнением."
12 апреля 2023 года от ОАО "Российские железные дороги" в суд поступило заявление о взыскании судебных расходов по настоящему административному делу в сумме 17250 руб, связанных с подготовкой отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "Номер" и "Номер"
Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 29 июня 2023 года с Кабинета Министров Чувашской Республики в пользу открытого акционерного общества "Российский железные дороги" взысканы понесенные судебные расходы в сумме 17 250 рублей. Исполнение требований исполнительного документа о взыскании с Кабинета Министров Чувашской Республики в пользу открытого акционерного общества "Российский железные дороги" понесенных судебных расходов должно быть произведено за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики с лицевого счета Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, открытого в Министерстве Финансов Чувашской Республики.
В частной жалобе Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики просит определение суда отменить, поскольку считает, что оснований для взыскания с Кабинета Министров Чувашской Республики судебных расходов за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики с лицевого счета Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, открытого в Министерстве финансов Чувашской Республики, не имелось. Обращают внимание на то, что письмами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике и БУ "Чуваштехинвентаризация" Минэкономразвития Чувашии, которые содержаться в материалах дела, до административного истца доводились сведения о том, что на 12 ноября 2020 года кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "Номер" и "Номер" была пересчитана БУ "Чуваштехинвентаризация" Минэкономразвития Чувашии и составила 850 647, 96 руб. и 6 242 120, 84 руб, отметим, что кадастровая стоимость была определена ещё до момента обращения с административным исковым ОАО "РЖД" в Верховный Суд Чувашской Республики. Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 9 сентября 2021 года датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости определено -15 декабря 2020 года. В связи с этим считают, что расхождение в 42, 55% и 37, 98% между кадастровой стоимостью объектов недвижимости с кадастровыми номерами "Номер" и "Номер" не свидетельствует о допущенной ошибки при формировании методики определения или применения кадастровой стоимости и, как следствие, не может свидетельствовать о нарушении прав административного истца.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется единолично судьей апелляционного суда без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
При этом статьей 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, отнесены, в частности, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (пункт 1); другие признанные судом необходимыми расходы (пункт 7).
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав административного истца административным ответчиком.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разъяснено, что в случаях, когда законом либо договором предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (статьи 106, 129 КАС РФ).
Требования к содержанию административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и прилагаемым к нему документов сформулированы в статье 246 КАС РФ, пунктом 4 части 2 которой установлено, что, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, к административному исковому заявлению прикладывается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 20-П положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1, 2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда: ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи иска, административного иска.
Из материалов дела следует, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2019 года N 485 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Чувашской Республики, выполненной по состоянию на 1 января 2019 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.01.2020 "Номер" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Дата" по состоянию на 1 января 2019 года составляла 2 365 534, 58 руб.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.01.2020 "Номер" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Дата" по состоянию на 01.01.2019 составляла 17 358 405, 76 руб.
Принимая во внимание разницу между признанной судом экономически обоснованной рыночной стоимостью объектов недвижимости с кадастровыми номерами "Дата", "Дата" по состоянию на 1 января 2019 года и кадастровой стоимостью (79%, 77% соответственно), судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что применительно к обстоятельствам настоящего дела имеющееся расхождение между кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости и рыночной стоимостью является существенным, выходит за пределы диапазона допустимых отклонений, в связи с чем повлекло существенное нарушение прав административного истца.
Такое отличие кадастровой стоимости от рыночной стоимости объектов недвижимости уже само по себе лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований, и не требует представления в материалы дела дополнительных доказательств отступления от правил кадастровой оценки объектов недвижимости.
Учитывая изложенное, принимая во внимание вышеназванную доказанную разницу между признанной судом экономически обоснованной рыночной стоимостью спорных объектов недвижимости и кадастровой стоимостью, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что понесенные открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" расходы, связанные с подготовкой отчета об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков в размере 17 250 рублей подлежат взысканию с Кабинета Министров Чувашской Республики за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики с лицевого счета Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с доводом административного ответчика о том, что расхождение между кадастровой стоимостью объектов недвижимости с кадастровыми номерами "Номер" и "Номер" и их рыночной составляет 42, 55% и 37, 98% соответственно, поскольку оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость была утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2019 года N 485 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Чувашской Республики, выполненной по состоянию на 1 января 2019 года и составила: 2 365 534, 58 рублей в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" и 17 358 405, 76 рублей в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер". Таким образом, расхождение составляет 79 % и 77 % соответственно, что является существенным.
Ссылка в частной жалобе, что оспариваемая кадастровая стоимость была определена актом об определении кадастровой стоимости БУ "Чуваштехинвентаризация" Минэкономразвития Чувашии от 26 ноября 2020 года отклоняется судом, поскольку согласно указанному акту дата начала применения кадастровой стоимости в размере 850 647, 96 рублей и 6 242 120, 84 рублей указана 12 ноября 2020 года, в связи с чем указанная стоимость не применяется до 11 ноября 2020 года (л.д. 127-128 Т-2).
Иные доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм закона, в связи с чем, не могут повлечь отмену судебного постановления.
Учитывая изложенное, а также то, что процессуальных нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, при рассмотрении заявления судом первой инстанции не допущено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого определения.
Руководствуясь статьями 315 - 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, определил:
определение Верховного Суда Чувашской Республики от 29 июня 2023 года о взыскании судебных расходов оставить без изменения, частную жалобу Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики- без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья К.А. Савинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.