Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чегемскому району Кабардино-Балкарской Республики на решение Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 мая 2023 г. по административному делу N 2а-456/2023 по административному исковому заявлению отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чегемскому району Кабардино-Балкарской Республики к Беканову М. А. об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чегемскому району Кабардино-Балкарской Республики (далее также - ОМВД России по Чегемскому району Кабардино-Балкарской Республики) обратился в суд с административным иском к Беканову М.А. об установлении административного надзора.
В обоснование своих требований указал на то, что приговором Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 2 июня 2021 г, Беканов М.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 месяцев с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством, сроком на 2 года 6 месяцев, с отбыванием наказания в колонии строгого режима; 1 февраля 2022 г. Беканов М.А. освобожден по отбытии срока наказания из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республики, имеет не снятую и не погашенную судимость за совершение преступления при наличии рецидива преступлений. В течение одного года после освобождения Беканов М.А. совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность; в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" просил в отношении Беканова М.А. установить административный надзор на срок один год с ограничениями в виде явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации; запрета на выезд за пределы Кабардино-Балкарской Республики без разрешения органа внутренних дел; запрета на посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них.
Решением Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 мая 2023 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 7 августа 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 15 августа 2023 г, ОМВД России по Чегемскому району Кабардино-Балкарской Республики просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, указывая на то, что, имея непогашенную судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений, в течение одного года Беканов М.А. совершил два административных правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, следовательно, в отношении него следует установить административный надзор, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявления в связи с тем, что первое правонарушение Бекановым М.А, совершено 27 ноября 2022 г, а второе - 11 февраля 2023 г, после истечения 31 января 2023 г. одного года со дня его освобождения из колонии 1 февраля 2022 г. основаны на неверном толковании норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Беканов М.А. приговором Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 2 июня 2021 г, с учетом апелляционного постановления Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 августа 2021 г, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания в виде лишения свободы на срок 8 месяцев с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством, сроком на 2 года 6 месяцев, с отбыванием наказания в колонии строгого режима, освобожден по отбытии срока наказания из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республики 1 февраля 2022 г, имеет не снятую и не погашенную судимость за совершение преступления небольшой тяжести при наличии рецидива преступлений.
Судом также установлено, что Беканов М.А. постановлением УУП ОМВД России по Чегемскому району Кабардино-Балкарской Республики от 2 декабря 2022 г. привлечен к административной ответственности за совершение 27 ноября 2022 г. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере N руб.
Постановлением мирового судьи судебного участка N Чегемского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 22 февраля 2023 г. за совершение согласно протоколу об административном правонарушении от 20 февраля 2022 г. за неуплату административного штрафа в установленный срок с назначением наказания в виде административного штрафа в размере N руб.
ОМВД России по Чегемскому району Кабардино-Балкарской Республики) обратился в суд с административным иском к Беканову М.А. об установлении административного надзора.
Рассматривая дело, суд первой инстанции, установив, что совершенные Бекановым М.А. административные правонарушения относятся к правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность, однако первое правонарушение совершено 27 ноября 2022 г, а второе правонарушение им совершено 20 февраля 2023, то есть по истечении года после его освобождения из мест лишения, которое истекло 31 января 2023 г, таким образом, суд посчитал, что в течение одного года после освобождения, Беканов М.А. совершил только одно административное правонарушение, что явилось основанием для отказа в удовлетворении заявления ОМВД России по Чегемскому району Кабардино-Балкарской Республики. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, также указал, что по месту жительства Беканов М.А. характеризуется удовлетворительно.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с нарушением норм процессуального права.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее также - Федеральный закон N 64-ФЗ).
В статье 2 Закона об административном надзоре определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 названной статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 2).
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" за освобожденными из мест лишения свободы лицами, в отношении которых может быть установлен административный надзор, такой надзор устанавливается в случае совершения ими после освобождения в течение одного года двух и более административных правонарушений, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона (далее - соответствующее административное правонарушение) (пункт 5).
За освободившимся из мест лишения свободы до дня вступления в силу Закона об административном надзоре и имеющим неснятую или непогашенную судимость на день вступления в силу Закона лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, такой надзор назначается по заявлению органа внутренних дел при условии совершения этим лицом в течение одного года двух и более соответствующих административных правонарушений (части 1 и 3 статьи 3, часть 2 статьи 13 Закона об административном надзоре) (пункт 11).
В соответствии с пунктом 20 названного постановления при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, соответствующих административных правонарушений надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
В случае, если на момент рассмотрения дела об административном надзоре истек срок, указанный в статье 4.6 КоАП РФ, в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключается возможность учета такого административного правонарушения в качестве основания установления или продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений. Статьей 4.6 КоАП РФ установлено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, для установления в данном случае административного надзора необходимо наличие факта совершения Бекановым М.А. двух и более административных правонарушений, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, в течение одного года, который подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
Поскольку на момент рассмотрения второго административного дела срок, указанный в статье 4.6 КоАП РФ, в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию по первому административному правонарушению не истек, следовательно, он подлежал учету в качестве основания установления административного надзора в отношении административного ответчика.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют.
С учетом характера допущенных судами существенных нарушений норм материального и норм процессуального права судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 мая 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 сентября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.