Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Маркович Валерии Вячеславовны на вступившее в законную силу решение судьи Зарайского городского суда Московской области от 23 мая 2023 года, вынесенное в отношении МБУК "Централизованная библиотечная система городского округа Зарайск" (далее - Учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N57 Зарайского судебного района Московской области от 4 апреля 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБУК "Централизованная библиотечная система городского округа Зарайск" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного кодекса в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Решением судьи Зарайского городского суда Московской области от 23 мая 2023 года по протесту прокурора указанное постановление мирового судьи отменено, дело возвращено на новое рассмотрение мировому судье.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор МБУК "Централизованная библиотечная система городского округа Зарайск" Маркович В.В. ставит вопрос об отмене вынесенного по делу судебного акта судьи городского суда, ссылаясь на его незаконность.
Прокурор Зарайской городской прокуратуры Московской области, извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, представил на нее возражения, в которых просит решение судьи городского суда оставить без изменения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных, привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 названного Закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца, стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (абзац второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Из материалов дела следует, что при проведении Зарайской городской прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции и трудового законодательства при приеме на работу на должность директора МБУК "Централизованная библиотечная система городского округа Зарайск" лица, ранее замещавшего должность муниципальной службы в администрации городского округа Зарайск Московской области, было установлено, что заключив 5 марта 2021 года трудовой договор о приеме на работу на должность директора Маркович В.В, которая с 14 января 2020 года в соответствии с распоряжением главы г.о. Зарайск от 14 января 2020 года N15-к была принята на должность заместителя главы администрации городского округа Зарайск по социальным вопросам и уволена с занимаемой должности 3 марта 2021 года, Учреждение не направило в администрацию городского округа Зарайск уведомление о ее трудоустройстве.
По данному факту 9 марта 2023 года Зарайским городским прокурором Московской области в отношении Учреждения было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении МБУК "Централизованная библиотечная система городского округа Зарайск" по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава указанного административного правонарушения, мировой судья пришел к выводу об отсутствии у Учреждения обязанности по исполнению требований статьи 12 Закона о противодействии коррупции, поскольку МБУК "Централизованная библиотечная система городского округа Зарайск" не является юридическим лицом, на которое законом возложена обязанность по сообщению о заключении трудового договора с бывшим муниципальным служащим.
Отменяя постановление мирового судьи, судья Зарайского городского суда Московской области указал, что из представленного Устава Учреждения, постановления главы г.о. Зарайск Московской области, выписки из ЕГРЮЛ следует, что МБУК "Централизованная библиотечная система городского округа Зарайск" является самостоятельным юридическим лицом, имеет право привлекать граждан для выполнения работ на основе трудовых договоров.
Трудовой договор с Маркович В.В. заключен председателем Комитета по культуре, физической культуре, спорту, работе с детьми и молодежью администрации городского округа Зарайск; Маркович В.В. не принята на какую-либо должность непосредственно в Комитет. В соответствии с приказом председателя Комитета от 4 марта 2021 года N 16-л и трудовым договором от 5 марта 2021 года Маркович В.В. принята на работу на должность директора Учреждения, которое является самостоятельным юридическим лицом.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.6, 3.7 Устава МБУК "Централизованная библиотечная система городского округа Зарайск" управление Учреждением осуществляет руководитель (директор) в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом. Руководитель осуществляет руководство текущей деятельностью учреждения, обеспечивает выполнение возложенных на него задач и несет ответственность за результаты деятельности Учреждения. Руководитель Учреждения действует от имени Учреждения без доверенности, в том числе представляет его интересы в органах государственной власти и местного самоуправления и во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами.
В соответствии со штатным расписанием должность директора Учреждения включена в административно управленческий аппарат Учреждения, следовательно директор является работником Учреждения, а не Комитета.
Оснований не согласиться с выводами судьи городского суда не усматривается.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 разъяснено, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры). При этом, исходя из смысла статьи 12 Закона о противодействии коррупции, обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Уставом МБУК "Централизованная библиотечная система городского округа Зарайск", куда была трудоустроена бывший муниципальный служащий Маркович В.В, данное учреждение государственным (муниципальным) органом не является.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 года N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
В данном случае судья городского суда, оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, пришел к выводу о том, что мировым судьей при рассмотрении дела допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вопреки доводам жалобы судья Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены решения судьи городского суда.
Учитывая изложенное, а также то, что на момент рассмотрения протеста на постановление мирового судьи срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 названного Кодекса для данной категории дел, не истек, судья городского суда правильно пришел к выводу о возвращении дела новое рассмотрение.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Зарайского городского суда Московской области от 23 мая 2023 года, вынесенное в отношении МБУК "Централизованная библиотечная система городского округа Зарайск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора МБУК "Централизованная библиотечная система городского округа Зарайск" Маркович Валерии Вячеславовны - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.