Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Жуковой Н.А, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3903/2022 по иску Панкова Вячеслава Ивановича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж в льготном исчислении, признании права на получение пенсии
по кассационной жалобе Панкова Вячеслава Ивановича на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Панков В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОПФР по Свердловской области), в котором, уточнив требования, просил признать за ним право на получение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с учетом включения в специальный стаж периодов: с 11 ноября 2013 года по 16 ноября 2013 года в должности оперирующего врача-уролога урологического отделения в ЗАО "Медицинские технологии" в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев (9 дней); с 19 февраля 2009 года по 31 декабря 2009 года в должности врача-уролога лечебного отделения в ЗАО "Медицинские технологии" в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев (472 дня); с 25 декабря 2012 года по 26 октября 2013 года в должности заведующего отделением урологии и гинекологии в ООО "Клиника Доктора Переверзевой" в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев (457 дней); с 05 января 1995 года по 19 января 2007 года в должности врача-уролога урологического отделения в ООО "Преображенская клиника" в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев (6597 дней); с 18 ноября 1985 года по 30 апреля 1986 года, с 01 декабря 1986 года по 01 мая 1987 года в должности медбрата отделения неотложной хирургии в ЦГБ N 23 в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев (471 день); с 01 ноября 1987 года по 01 апреля 1988 года в должности медбрата урологического отделения в Городской больнице N 7 в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев (228 дней); с 21 сентября 1988 года по 29 июля 1989 года в должности врача-интерна по хирургии хирургического отделения в Городской больнице СМИ 4 в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев (466 дней); с 01 августа 1989 года по 04 января 1995 года в должности врача-уролога урологического отделения в ЦГБ N 3 в льготном
исчислении один год работы как один год и шесть месяцев (2973 дня).
В обоснование иска указал, что 25 ноября 2021 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"). Решением от 17 января 2022 года N 1253493/21 в назначении пенсии ему отказано. Период работы с 19 февраля 2009 года по 31 декабря 2009 года в должности врача-уролога лечебного отделения в ЗАО "Медицинские технологии" не включен в специальный стаж в льготном исчислении, хотя период работы в данной организации с 01 января 2010 года в специальный стаж включен. Формально работал в лечебном отделении, но осуществлял операционную деятельность, что с учетом занимаемой должности соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Так как он осуществлял трудовую функцию в лечебном учреждении, имеет право на исчисление указанных периодов в льготном порядке. В период с 25 ноября 2012 года по 26 октября 2013 года работал в должности заведующего отделением урологии и гинекологии в ООО "Клиника Доктора Переверзевой". Данная организация ликвидирована 13 августа 2021 года, местонахождение документов о работе неизвестно. В трудовой книжке период и место работы указаны. На работника не могут быть возложены негативные последствия от не сдачи работодателем какой-либо документации. В период с 04 января 1995 года по 19 января 2007 года работал в должности врача-уролога урологического отделения в ООО "Медицинский центр проблем пола" (ООО "Преображенская клиника"), в указанный период оперировал. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 врачи-урологи отделений хирургического профиля стационаров больниц всех наименований отнесены к перечню льготного исчисления стажа.
Периоды работы с 18 ноября 1985 года по 30 апреля 1986 года, с 01 декабря 1986 года по 01 мая 1987 года в должности медбрата отделения неотложной хирургии в ЦГБ N 23, с 01 ноября 1987 года по 01 апреля 1988 года в должности медбрата урологического отделения в Городской больнице N 7, с 21 сентября 1988 года по 29 июля 1989 года в должности врача-интерна по хирургии хирургического отделения в Городской больнице СМП 4, с 01 августа 1989 года по 04 января 1995 года в должности врача-уролога урологического отделения в ЦГБ N 3 включены в специальный стаж в календарном исчислении, однако он работал в хирургических отделениях, то есть непосредственно принимал участие в операционной деятельности, поэтому имеет право на исчисление указанных периодов в льготном порядке.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 28 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований Панкову В.И. отказано.
Определением судьи Свердловского областного суда от 17 марта 2023 года произведена замена ответчика - ОПФР по Свердловской области его правопреемником - Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - ОСФР по Свердловской области).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06 апреля 2023 года, решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 28 ноября 2022 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Панков В.И. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 25 ноября 2021 года истец обратился в ОПФР по Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховой пенсии".
Решением от 17 января 2022 года N 1253493/21 Панкову В.И. в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховой пенсии" отказано, так как срок назначения досрочной страховой пенсии по старости на дату обращения, не наступил. При этом стаж на соответствующих видах работ по состоянию на 25 ноября 2021 года определен продолжительностью 30 лег 07 месяцев 05 дней, Согласно указанному решению в специальный стаж истца в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев включены спорные периоды работы с 18 ноября 1985 года по 30 апреля 1986 года, с 01 декабря 1986 года по 01 мая 1987 года в должности медбрата отделения неотложной хирургии в ЦГБ N 23, с 01 ноября 1987 года по 01 апреля 1988 года в должности медбрата урологического отделения в Городской больнице N 7, с 21 сентября 1988 года по 29 июля 1989 года в должности врача-интерна по хирургии хирургического отделения в Городской больнице СМИ 4, с 01 августа 1989 года по 04 января 1995 года в должности врача-уролога урологического отделения в ЦГБ N3.
Не включены в специальный стаж истца периоды работы: с 05 января 1995 года по 19 января 2007 года в должности врача-уролога урологического отделения в ООО "Преображенская клиника", с 19 февраля 2009 года по 31 декабря 2009 года в должности врача-уролога лечебного отделения в ЗАО "Медицинские технологии", с 25 декабря 2012 года по 26 октября 2013 года в должности заведующего отделения урологии и гинекологии в ООО "Клиника Доктора Переверзевой", поскольку наименования и организационно-правовые формы названных организаций не предусмотрены ни Списком от 22 сентября 1999 года N1066. ни Списком от 29 октября 2002 года N 781. Оснований применить положения пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной от 22 сентября 1999 года N 1066 и пункта 6 Правил от 29 октября 2002 года N 781 ответчик не усмотрел, поскольку документально не подтверждена занятость истца в структурных подразделениях, указанных в названных пунктах. Кроме того, не применено льготное исчисление в связи с тем, что документально не подтверждена занятость истца в качестве оперирующего врача в отделении хирургического профиля стационара. Также указанные спорные периоды не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска в части включения в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев периодов работы с 18 ноября 1985 года по 30 апреля 1986 года, с 01 декабря 1986 года по 01 мая 1987 года, с 01 ноября 1987 года по 01 апреля 1988 года, с 21 сентября 1988 года по 29 июля 1989 года, с 01 августа 1989 года по 04 января 1995 года, суд первой инстанции исходил из того, что эти периоды зачтены ответчиком в специальный стаж истца в льготном исчислении, поэтому право истца относительно данных периодов не нарушено, оснований для их повторного включения в специальный стаж Панкова В.И. не имеется.
Разрешая требования Панкова В.И. о включении в специальный стаж периодов работы с 05 января 1995 года по 19 января 2007 года в должности врача-уролога урологического отделения в ООО "Преображенская клиника", с 19 февраля 2009 года по 31 декабря 2009 года в должности врача-уролога лечебного отделения в ЗАО "Медицинские технологии", с 25 декабря 2012 года по 26 октября 2013 года в должности заведующего отделения урологии и гинекологии в ООО "Клиника Доктора Переверзевой", назначении досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что работа истца в спорные периоды не может быть зачтена в специальный стаж, поскольку акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью не являются учреждениями, не поименованы в Списках должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; основной целью данных организаций является извлечение прибыли, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
С данными выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2021 году она назначается не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости).
В силу частей 2, 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Список 2002 года); список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, (далее - Список 1999 года) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", (далее - Список 1991 года) с применением
положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Списком 1991 года предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В Списках 1999, 2002 годов предусмотрены должности врачей-специалистов всех наименований в учреждениях здравоохранения.
Раздел "Наименование учреждений" указанных Списков не предусматривает акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил, указанных в данном пункте, в том числе Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", (далее - Правила 2002 года).
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении: периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 этого постановления, - применяются, в том числе: постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464) - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно; Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", (далее - Правила 1999 года) - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно пункту 1 Правил 1999 года в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком 1999 года, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
В соответствии с пунктом 3 Правил 1999 года врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
В прилагаемый к Правилам 1999 года Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, включены: отделения хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, предусмотренных пунктами 1-5, 7, 11, 14, 15, 20, 21, 28 - 31 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и должности оперирующих врачей-специалистов всех наименований, в том числе оперирующих врачей - заведующих.
В силу подпункта "б" пункта 5 Правил 2002 года периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 Правил.
Согласно пункту 6 Правил 2002 года в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Из названных нормативных правовых актов, действовавших в спорные периоды, следует, что предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности учреждения здравоохранения и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Вопреки доводам кассационной жалобы в ходе рассмотрения дела судами верно установлено, что работа истца в периоды с 05 января 1995 года по 19 января 2007 года в должности врача-уролога урологического отделения в ООО "Преображенская клиника", с 19 февраля 2009 года по 31 декабря 2009 года в должности врача-уролога лечебного отделения в ЗАО "Медицинские технологии" правомерно не включены в стаж на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку истец в данные периоды работал в коммерческих организациях, не относящихся к учреждениям здравоохранения, предусмотренным в Списках, структурные подразделения, в которых работал истец также не предусмотрены в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Указание в кассационной жалобе на неправильное применение судом норм материального права, выразившееся в применении статьи 123.21, введенной в Гражданский кодекс Российской Федерации с 05 мая 2014 года, не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку нормами Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в спорные периоды, было предусмотрено аналогичное понятие учреждения.
Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01 сентября 2014 года, предусмотрено, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01 сентября 2014 года, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01 сентября 2014 года, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из названных нормативных правовых актов и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется работникам учреждений, которое является некоммерческой организацией, созданной для осуществления функций некоммерческого характера. Тогда как акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Отвечая на аналогичные доводы, изложенные в апелляционной инстанции, суд обоснованно указал на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 03 июня 2004 года N11-П, а также определении от 04 марта 2004 года N81-О, в соответствии с которыми в основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки. Осуществляемая коммерческими организациями деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим выполняемая профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1991 года N 464 предусматривало право на льготное пенсионное обеспечение врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку в данном постановлении предусмотрены именно лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения всех форм собственности, то есть учреждения, созданные органами государственной власти и местного самоуправления, и учреждения, созданные коммерческими организациями, но не сами коммерческие организации.
Указание в кассационной жалобе на несогласие с критическим отношением суда первой инстанции к представленным ЗАО "Медицинские технологии" в материалы дела документам о том, что истец работал в должности "врача-уролога в стационаре", штатным расписанием была предусмотрена данная должность, а "лечебное отделение" отсутствовало, не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку суды дали надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
В силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В соответствии со статьями 67 и 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Из первоначально представленных истцом в суд доказательств, а именно трудовой книжки истца и справки работодателя, следовало, что Панков В.И. работал в ЗАО "Медицинские технологии" в должности врача-уролога лечебного отделения, с 01 января 2010 года был переведен на должность врача-уролога в стационар (хирургическое отделение). Последующее предоставление в суд доказательств, опровергающих работу истца в лечебном отделении, правомерно оценено судом критически, при этом нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах и правильности применения судами норм материального права. Между тем, состоявшиеся по делу судебные постановления соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судами не допущено неправильного применения норм материального или нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных постановлений.
Таким образом, оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривается, вследствие чего основания для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Панкова Вячеслава Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.