Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-1065/2022 по иску Рябоконя Виктора Николаевича к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" о перерасчете заработной платы, выплате недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Рябоконя Виктора Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рябоконь В.Н. обратился в суд с иском к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" (далее МП НРМУ "ТТП") о перерасчете заработной платы за период с 01 августа по 31 декабря 2021 года в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному автомобильному транспорту на 2020-2022 годы, выплате недополученной заработной платы в размере 313 661 руб. 40 коп, компенсации морального ущерба в размере 10 000 руб, почтовых расходов, связанных с подачей иска.
В обоснование требований указал на то, что он с 11 мая 2018 года работает в МП НРМУ "ТТП" водителем. За период с 01 августа по 31 декабря 2021 года заработная плата ему выплачена не в полном объеме, без учета минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта, установленных пунктом 3.2 Отраслевого соглашения, которые устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации. Размер минимальных гарантий по его заработной плате составляет 140 руб. 12 коп. (часовая тарифная ставка) х 164, 33 (среднемесячная норма часов) = 23 025 руб. 91 коп, что меньше предусмотренного таблицей 1 Отраслевого соглашения на 43 999 руб. 08 коп.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 декабря 2022 года исковые требования Рябоконя В.Н. удовлетворены частично. На МП НРМУ "ТТП" возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы с 01 августа 2021 года по 31 декабря 2021 года и выплатить ему недоплаченную заработную плату в размере 313 661 руб. 40 коп. (сумма указана с вычетом НДФЛ 13% и профсоюзного взноса 1%). С МП НРМУ "ТТП" в пользу Рябоконя В.Н. взысканы компенсация морального вреда в размере 2 000 руб, почтовые расходы в размере 162 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано. С МП НРМУ "ТТП" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 636 руб. 61 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 апреля 2023 года решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 декабря 2022 года изменено в части взыскания с МП НРМУ "ТТП" в пользу Рябоконя В.Н. заработной платы, размер взыскания уменьшен с 313 661 руб. 40 коп. до 54 354 руб. 95 коп, изменена государственная пошлина, размер которой уменьшен до 2 431 руб. В остальной части решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 декабря 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение, полагая его незаконным ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях на кассационную жалобу ответчик МП НРМУ "ТТП" просит апелляционное определение оставить без изменения, жалобу истца без удовлетворения. Указывает на то, что истец необоснованно в своих расчетах применяет за основу прожиточный минимум, не учитывая установленную систему оплаты труда исходя их тарифной ставки.
Истец Рябоконь В.Н, представитель ответчика МП НРМУ "ТТП" в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения апелляционного определения не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 11 мая 2018 года между истцом и ответчиком заключен трудовой договор N 13, на основании которого он принят на работу в МП НРМУ "ТТП" водителем 1 класса автомобилей различного типа грузоподъемности и вместимости автоколонны 1.
Дополнительным соглашением от 30 декабря 2020 года с 01 января 2021 года Рябоконю В.Н. за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, установлены часовые тарифные ставки в размерах: на автобусах до 7 метров -124 руб. 55 коп.; на автобусах от 7 метров до 12 метров - 140 руб. 12 коп.
Из расчетных листков следует, что в спорный период заработная плата истцу начислялась из часовой тарифной ставки в размере 124 руб. 55 коп.
Как следует из искового заявления, требования истца основаны на неправильном применении ответчиком Отраслевого соглашения при начислении заработной платы.
Обращаясь с настоящим иском, истец полагал, что минимальный гарантированный размер месячной заработной платы для него должен определяться исходя из прожиточного минимума с учетом коэффициента (3, 83 для водителя автобуса большого класса от 11 до 12 метров) и составлять 67 025 руб, начисления северной надбавки и районного коэффициента должны производиться на сумму минимального гарантированного размера месячной заработной платы. С учетом приведенного механизма истцом определена задолженность ответчика по заработной плате.
Ответчик, не соглашаясь с доводами иска, настаивал на том, что заработная плата работнику, исчисленная исходя из тарифной ставки с начислением на нее различных надбавок и доплат, не должна быть ниже минимальной гарантированной заработной платы, которая в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения для водителей автобусов в зависимости от класса обслуживаемого автобуса составляет от 40 775 руб. (17 500 руб. х 2, 33) до 71 225 руб. (17 500 руб. х 4, 07). Таким образом, если размер заработной платы в месяц получается меньше гарантированной по таблице 1 Отраслевого соглашения, доплате подлежит разница между начисленной заработной платой и размером минимальных гарантий.
По расчетам ответчика задолженность по заработной плате перед истцом за спорный период составляет 47 008 руб.20 коп.
Согласно пункту 3.1 Отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда, принятого в Российской Федерации. В региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта на основе базовой ставки, указанной в первом абзаце настоящего пункта, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1 разряда, установленной в первом абзаце настоящего пункта. В регионе, где не заключено региональное отраслевое соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих 1 разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1 данного соглашения. В субъектах Российской Федерации, имеющих районирование по климатическим зонам, в региональных отраслевых соглашениях может предусматриваться дифференцированное установление минимальных размеров тарифной ставки рабочих 1 разряда с учетом прожиточного минимума конкретного района. Ранее установленные в отраслевых организациях минимальные гарантии по оплате труда не подлежат уменьшению в связи с введением данного соглашения.
В силу пункта 3.2 Отраслевого соглашения среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием, согласно которой коэффициент заработной платы водителя автобуса к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации устанавливается в размере от 2, 33 до 4, 07 в зависимости от класса автобуса по габаритной длине (в метрах).
При этом минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
При заключении контракта в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2019 года N 158 "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" размер месячной заработной платы водителя автобуса, трамвая, троллейбуса, ремонтного рабочего, кондуктора, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, не должен быть ниже, чем размер минимальных гарантий по заработной плате, определенный в настоящем пункте (таблица 1).
В соответствии с пунктом 3.5 Отраслевого соглашения указанный в пункте 3.1 размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0, 2. Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении N 1. Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) других разрядов устанавливаются работодателями по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
Пунктом 3.6 Отраслевого соглашения предусмотрены доплаты за работу в условиях, отличающихся от нормальных, и их размеры.
Минимальный размер оплаты труда с 01 января 2021 года установлен в размере 12 792 руб. в месяц (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").
Из приказа МП НРМУ "ТТП" от 30 декабря 2020 года N 618 следует, что с 01 января 2021 года на предприятии установлена базовая (минимальная) тарифная ставка на оплату труда в размере 12 792 руб. в месяц.
Приложением N 4 к вышеуказанному приказу с 01 января 2021 года по водителям автобусов до 7 метров (4 разряд) при 40-часовой неделе месячная тарифная ставка (оклад) составляет 20 467 руб. 20 коп, часовая тарифная ставка - 124 руб. 55 коп.; водителя автобусов от 7 до 12 метров (5 разряд) при 40-часовой неделе месячная тарифная ставка (оклад) составляет - 23 025 руб. 60 коп, часовая тарифная ставка - 140 руб. 12 коп.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3.2 Отраслевого соглашения, пришел к выводу о несоответствии выплачиваемой истцу заработной платы условиям указанного соглашения и наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Приняв за основу расчет истца, основанный на разнице между минимальным гарантированным размером месячной заработной платы и произведением фактически отработанных часов и часовой тарифной ставки, умноженной на 2, 2 (сумма северной надбавки и районного коэффициента), суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате за период с 01 августа по 31 декабря 2021 года в размере 313 661 руб. 40 коп.
Установив нарушение трудовых прав истца, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 2 000 руб, учитывая при этом характер допущенных работодателем нарушений и их длительность, степень нравственных страданий работника, требования разумности и справедливости.
Разрешая требования в части взыскания судебных расходов, суд первой инстанции на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскал с ответчика в пользу истца понесенные им почтовые расходы в размере 162 руб.
Кроме того, на основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациисуд взыскал с МП НРМУ "ТТП" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 636 руб. 61 коп.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части применения к спорным правоотношениям Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, однако, признал необоснованными выводы суда первой инстанции о размере задолженности по заработной плате, основанные на расчете истца, с начислением на суммы задолженности районного коэффициента и северной надбавки.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что понятия "минимальный размер оплаты труда" и "прожиточный минимум" по своей правовой природе различны, как по методу их определения, так и по назначению.
Проанализировав на основании расчетных листков начисленные истцу в спорный период суммы за фактически отработанное время исходя из часовой тарифной ставки в размере 140 руб. 12 коп. с учетом всех надбавок и доплат, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что фактическое начисление заработной платы за указанный период противоречит положениям пункта 3.2 Отраслевого соглашения, поскольку не выдержано соотношение коэффициента заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения, установленному в субъекте Российской Федерации - Ханты-Мансийской автономном округе-Югре, установленному пунктом 3.2 и таблице 1 Отраслевого соглашения.
При этом суд признал неправильным и представленный ответчиком расчет задолженности, указав на то, что минимальный гарантированный размер заработной платы истца в соответствии с примечанием к таблице N 1 Отраслевого соглашения подлежит определению без учета доплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Произведя собственный расчет, суд апелляционной инстанции определилобщий размер задолженности ответчика перед истцом за период с 1 августа 2021 года по 31 декабря 2021 года в сумме 54 354 руб. 95 коп, изменив решение суда первой инстанции в указанной части.
Изменив сумму взыскания, суд апелляционной инстанции изменил также размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
Не согласившись с выводами суда апелляционной инстанции, истец в кассационной жалобе указывает на то, что пункт 3.2 Отраслевого соглашения устанавливает минимальные гарантии по заработной плате для трех основных профессий работников, в зависимости от типа транспортного средства, его длины и обязанностей, для привлечения квалифицированных кадров в транспортную отрасль путем повышения уровня минимального гарантированного размера оплаты груда по сравнению с другими работниками. Ответчик, приняв на себя ответственность по выполнению Отраслевого соглашения, обязан был рассчитать и установить тарифные ставки трем основным категориям работников, чего не сделал, в связи с чем тарифные ставки были установлены на одном уровне с остальными категориями работников в соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого соглашения. Судом не учтено, что в соответствии с Отраслевым соглашением увеличивается не прожиточный минимум, а полученное значение минимальной гарантии в соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации и компенсационные выплаты обязательны к начислению. Апелляционный суд необоснованно определил, что при расчете на минимальные гарантии не должны начисляться северная надбавка и районный коэффициент, т.к. они включены, путем дифференциации прожиточного минимума субъекта Российской Федерации. Дифференциация прожиточного минимума региона не может включать в себя доплату северной надбавки и районного коэффициента, т.к. служит для других целей и зависит от других условий. При расчете минимальных гарантий работников в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения северная надбавка и районный коэффициент должны начисляться на значения, рассчитанные по таблице 1 пункта 3.2 Отраслевого соглашения, также как и остальные компенсационные выплаты. Разница выплаченной и рассчитанной заработной платы и будет являться недополученной заработной платой истца.
Судом неверно истолковано, что понятия "минимальные гарантии по заработной плате" и "минимальный гарантированный размер заработной платы" не тождественны, т.к. в данном пункте речь идет именно о расчетах по таблице 1 и ни к чему другому предпоследний абзац пункта 3.2 Отраслевого соглашения отношения иметь не может, а перестановка в понятиях слов не должна подменять их равнозначный смысл.
С указанными доводами кассационной жалобы судебная коллегия согласиться не может, полагает их ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права и положений Отраслевого соглашения.
В соответствии с частью 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В силу статьи 1331 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть 1). Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть 2). Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (часть 3). Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4).
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 данного кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (часть 11 статьи 1331 Трудового кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 29 декабря 2020 года N 473-ФЗ с 01 января 2021 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда 12 792 руб.
В соответствии с Трехсторонним соглашением между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Союзом "Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" на 2020-2022 годы от 10 декабря 2019 года минимальный размер заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с 01 января 2020 года составляет не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с последующим начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, минимальный размер заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре при условии выполнения нормы рабочего времени составляет не ниже 12 792 руб. с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как было указано выше, с соответствии пунктом 3.2 Отраслевого соглашения среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием.
Согласно таблице N 1 Отраслевого соглашения для водителя автобуса особо большого класса установлен коэффициент заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации в размере 3, 83.
В соответствии с примечанием к таблице N 1 минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Прожиточный минимум для трудоспособного населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2021 год установлен в размере 17 500 руб. (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 февраля 2021 года N 29-П).
Таким образом, судом апелляционной инстанции правильно определено, что в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения с учетом таблицы N 1 минимальный гарантированный размер месячной заработной платы истца составляет 60 025 руб. и, исходя из указанного размера, произведен сравнительный расчет начисленных истцу сумм за фактически отработанное время и выплат, подлежащих исчислению с учетом минимального гарантированного размера месячной заработной платы в соответствии с Отраслевым соглашением.
Примененный судом апелляционной инстанции расчет ответчиком не оспорен, истцом оспаривается в той части, что все стимулирующие и компенсационные выплаты подлежат начислению на минимальный гарантированный размер месячной заработной платы, установленный Отраслевым соглашением.
Между тем указанные доводы являются ошибочными, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ прожиточным минимумом признается минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина.
Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год (часть 1 статьи 4 указанного закона).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи и предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации; других установленных федеральным законом целей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 года N 89-ФЗ минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.
Статьей 3 вышеуказанного Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
Таким образом, как правильно указано судом апелляционной инстанции, понятия "минимальный размер оплаты труда" и "прожиточный минимум" по своей правовой природе различны как по методу их определения, так и по назначению.
Из буквального толкования положений Отраслевого соглашения следует, что заработная плата работника, исчисленная исходя из тарифной ставки с начислением на нее различных надбавок и доплат, не должна быть ниже минимальной гарантированной заработной платы.
Кроме того, Отраслевое соглашение предусматривает понятие базовой (минимальной) месячной тарифной ставки и понятие минимального гарантированного размера заработной платы работника.
При этом надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, подлежат исчислению именно от тарифной ставки, что следует из положений, приведенных в пункте 3.6 Отраслевого соглашения.
Тогда как, в минимальный гарантированный размер заработной платы работника в соответствии с примечанием к таблице N 1 Отраслевого соглашения не включаются компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Таким образом, предусмотренный Отраслевым соглашением минимальный гарантированный размер месячной заработной платы, определяемый исходя из прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, увеличенного на коэффициент в зависимости от занимаемой должности, не образует минимального размера оплаты труда, на который начисляются все предусмотренные системой оплаты труда стимулирующие и компенсационные выплаты.
Доводы жалобы со ссылкой на иную судебную практику не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку судебные акты по иным спорам не образуют преюдиции для разрешения настоящего спора.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, фактически сводятся к несогласию с выводами суда, переоценке доказательств по делу, тогда как, правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое апелляционное определение принято с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рябоконя Виктора Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.