Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Виноградовой О.Н, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу КГУП "Приморский водоканал" на решение Приморского краевого суда от 13 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению КГУП "Приморский водоканал" к Департаменту по тарифам Приморского края о признании актов недействующими.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения представителя агентства по тарифам Приморского края - Степаненко О.В. относительно доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Нишоновой Ф.А, полагавшей, что решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Представитель КГУП "Приморский водоканал" обратился в Приморский краевой суд с административными исковыми заявлениями, просил признать недействующим со дня принятия постановление Департамента по тарифам Приморского края от 16 декабря 2015 года N 63/1 (в редакции постановления Департамента по тарифам Приморского края от 20 декабря 2016 года N 70/10) "Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку воды, подвоз воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для потребителей АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", находящихся на территории Приморского края", признать недействующим со дня принятия постановление Департамента по тарифам Приморского края от 28 октября 2015 года N 45/1 (в редакции постановления Департамента по тарифам Приморского края от 30 ноября 2015 года N 55/2) "Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку воды, подвоз воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для потребителей АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", находящихся на территории Приморского края".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 28 октября 2015 года Департаментом по тарифам Приморского края вынесено постановление N 45/1 "Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку воды, подвоз воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для потребителей акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", находящихся на территории Приморского края".
16 декабря 2015 года Департаментом по тарифам Приморского края вынесено постановление N 63/1 "Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку воды, подвоз воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для потребителей акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", находящихся на территории Приморского края".
По мнению административного истца, АО "ГУ ЖКХ", являющееся организацией, осуществляющую транспортировку воды и транспортировку сточных вод на территории Приморского края, не отвечает требованиям, предъявляемым к организации, эксплуатирующей транзитные водопроводные и канализационные сети, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на транзитные сети. Договоры о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование и акты приемки-передачи, не являются документом, подтверждающим право собственности. Расходы на амортизацию основных средств определены органом регулирования с нарушением требований тарифного законодательства, расходы на ремонтные работы установлены в отсутствие схем водопроводных и канализационных сетей, технических паспортов. Кроме того, административным ответчиком произвольно завышен объем отпуска воды потребителям, а также необоснованно установлен объем сточных вод.
Определениями Приморского краевого суда от 11 мая 2022 года и от 1 июня 2022 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены исполняющий обязанности конкурсного управляющего АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" - Дмитриченко А.В. и Федеральная антимонопольная служба.
Определением Приморского краевого суда от 9 августа 2022 года производство по административному делу по административному исковому заявлению КГУП "Приморский водоканал" о признании недействующим постановления Департамента по тарифам Приморского края от 16 декабря 2015 года N 63/1 (в редакции постановления Департамента по тарифам Приморского края от 20 декабря 2016 года N 70/10) в части оспаривания производственных программ и тарифов на питьевую воду, подвоз воды и водоотведение на 2016, 2017, 2018 годы прекращено в связи с тем, что данное постановление не затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца.
Определением Приморского краевого суда от 16 августа 2022 года административные дела по административным исковым заявлениям КГУП "Приморский водоканал" к Департаменту по тарифам Приморского края о признании нормативных правовых актов недействующими объединены в одно производство в соответствии с частью 6 статьи 136 КАС РФ.
Определением Приморского краевого суда от 13 сентября 2022 года производство по административному делу по административному исковому заявлению КГУП "Приморский водоканал" о признании недействующим постановления Департамента по тарифам Приморского края от 28 октября 2015 года N 45/1 (в редакции постановления Департамента по тарифам Приморского края от 30 ноября 2015 года N 55/2) "Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на питьевую воду, транспортировку воды, подвоз воды, водоотведение и транспортировку сточных вод для потребителей АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", находящихся на территории Приморского края" прекращено.
Решением Приморского краевого суда от 13 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 января 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления КГУП "Приморский водоканал" отказано. На агентство по тарифам Приморского края возложена обязанность опубликовать сообщение о принятом решении в официальном печатном издании данного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
6 июля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба КГУП "Приморский водоканал", поданная через Приморский краевой суд 27 июня 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения о направлении дела на новое рассмотрение со ссылкой на то, что судами нарушены нормы материального и процессуального права. В нарушение требований статьи 308 КАС РФ судом апелляционной инстанции были необоснованно приобщены и оценены новые доказательства, предоставленные административным ответчиком. Выводы судов об уничтожении тарифного дела за 2015 год опровергаются представленными в суд материалами, содержащимися в нем, исходя из которых можно сделать вывод о сохранности по состоянию на 2 февраля 2022 года дела по оспариваемому постановлению Департамента по тарифам Приморского края от 28 октября 2015 года N 45/1 за период 2015 года. Судом не принято во внимание, что в нарушение требований действующего законодательства в части ценообразования административным ответчиком не запрашивались дополнительные материалы с целью определения расходов на амортизацию основных средств регулируемой организации, что явилось причиной установления экономически необоснованного тарифа. Судом не приняты во внимание доводы КГУП "Приморский водоканал" о том, что Департаментом по тарифам Приморского края необоснованно не учтены сведения об объемах транспортируемой воды и сточных вод в составе услуги по водоснабжению и водоотведению, осуществляемой с 2011 по 2015 годы АО "Славянка", а затем АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" тем же потребителям (военным городкам), с использованием тех же инженерных систем.
Судами сделаны ошибочные выводы об отсутствии факта завышения АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" объемов транспортируемой холодной воды и сточных вод, и о влиянии этого факта на размер установленного тарифа, а также о правовых основаниях владения объектами и сетями водопроводно-канализационного хозяйства.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июля 2023 года кассационная жалоба КГУП "Приморский водоканал" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме; в судебное заседание не явились представители административного истца, заинтересованного лица; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, изучив отзыв на кассационную жалобу агентства по тарифам Приморского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Часть 2 статьи 329 КАС РФ устанавливает, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20, части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе обратиться лица, в отношении которых применен такой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту - Правила регулирования), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее по тексту - Методические указания).
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Департаменте по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 6 августа 2007 года N 214-па (действовавшего на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) Департамент по тарифам Приморского края (далее по тексту - Департамент, тарифный орган) является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.
Во исполнение Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ, а также в соответствии с пунктом 9.21 Положения, Департамент устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
Подпунктами "а", "п" пункта 17 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности; для регулируемых организаций, осуществляющих транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод, - данные по каждой централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения о протяженности, диаметре и условиях прокладки соответственно водопроводных и (или) канализационных сетей, протяженности водопроводных и (или) канализационных сетей, по которым осуществляется транспортировка холодной воды и (или) транспортировка сточных вод, планируемых объемах транспортируемой холодной воды и (или) сточных вод на очередной год, об объемах транспортируемой холодной воды и (или) сточных вод за 3 последних года.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний, объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.
К сбытовым расходам гарантирующей организации относятся, в том числе расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, используемых при осуществлении сбытовой деятельности (пункт 42 Основ ценообразования).
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 43 Основ ценообразования).
Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений регулируемой организации об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении органа регулирования тарифов. Экспертное заключение органа регулирования тарифов является документом, обосновывающим решение органа регулирования тарифов об установлении регулируемых тарифов, подготовленным уполномоченным экспертом (уполномоченными экспертами) органа регулирования тарифов, содержащим объективные выводы об экономической обоснованности предлагаемых к установлению тарифов, указанных в предложении регулируемой организации об установлении тарифов (пункт 25 Правил регулирования тарифов).
Приказом Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 года N 236 утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (далее по тексту - Перечень).
Пунктом 235 Перечня установлено, что дело об установлении цен (тарифов) федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен и тарифов, органами местного самоуправления хранится 5 лет с даты окончания периода регулирования, в том числе долгосрочного. Состав документов дела определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов настоящего административного дела и установлено судами, оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликованы и по этим основаниям не оспариваются.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 года N 1089-р АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015 - 2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
В соответствии с договорами от 16 октября 2015 года и 10 ноября 2015 года Министерством обороны Российской Федерации АО "ГУ ЖКХ" во временное безвозмездное пользование переданы объекты и сети водопроводно-канализационного хозяйства, принадлежащие Министерству обороны Российской Федерации на праве оперативного управления.
Указанные документы были предоставлены тарифному органу.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований КГУП "Приморский водоканал", суды нижестоящих судебных инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ (в том числе экспертное заключение от 7 декабря 2015 года по утверждению производственных программ, расчету долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду, водоотведение, транспортировку воды и сточных вод и подвоз воды АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года, а также выписку из протокола заседания правления департамента по тарифам Приморского края от 16 декабря 2015 года), а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов и утверждения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения у АО "ГУ ЖКХ" имелись в законном владении и пользовании объекты и сети водопроводно-канализационного хозяйства; для АО "ГУ ЖКХ" тарифы установлены впервые на период с 30 октября 2015 года по 31 декабря 2015 года, планируемый объем транспортировки воды и сточных вод для регулируемой организации на 2016 год на территории Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского муниципального района, а также объем транспортировки сточных вод на территории Владивостокского и Артемовского городских округов принят тарифным органом в размере, утвержденном для АО "Славянка", которое ранее эксплуатировала объекты и сети водопроводно-канализационного хозяйства.
При этом доводам административного истца об имеющихся доказательствах иных объемов транспортируемой холодной воды и сточных вод согласно ведомостям объемов водоснабжения и водоотведения на период с ноября 2015 года по август 2016 года, апелляционным судом дана критическая оценка со ссылкой на то, что указанная ведомость не может быть принята в качестве доказательства иных объемов транспортируемой холодной воды и сточных вод, так как тарифы на 2016 год устанавливались в декабре 2015 года; исходя из экспертного заключения от 7 декабря 2015 года, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов регулируемой организацией не заявлялись; тарифное дело уничтожено согласно установленным срокам хранения (5 лет с даты окончания периода регулирования), что подтверждается протоколом заседания экспертной комиссии агентства по тарифам Приморского края от 20 сентября 2021 года N 27-ЭК-1 и акта от 20 сентября 2021 года N 1.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы КГУП "Приморский водоканал" по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Само по себе несогласие административного истца с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального или процессуального права.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений нижестоящими судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Приморского краевого суда от 13 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу КГУП "Приморский водоканал" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.