Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Украинской Т.И, судей Панфиловой Л.Ю, Бузьской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брусинской В.В. к ФКУЗ МСЧ 27 ФСИН России о возложении обязанности возобновить выплату стимулирующей надбавки, произвести перерасчет и выплатить денежные средства, по кассационной жалобе ФКУЗ МСЧ 27 ФСИН России на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Хабаровского краевого суда от 17 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, пояснения представителя ответчика Жатик А.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Брусинская В.В. обратилась в суд с иском к ФКУЗ МСЧ 27 ФСИН России о возложении обязанности возобновить выплату стимулирующей надбавки, произвести перерасчет и выплатить денежные средства, указав, что
с 05.07.1994 по настоящее время занимает должность заведующей аптекой-провизора в филиале "Медицинская часть N 3", находится в подчинении начальника филиала. В период с декабря 2017 года по июнь 2020 года ей производилась доплата в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", с июля 2020 года выплата прекращена. Отказ в выплате ответчик обосновывает тем, что занимаемая ею должность отнесена к должности руководителя со ссылкой на приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, форму федерального статистического наблюдения N ЗП-здрав "Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала" и п.19 Указаний по заполнению этой формы, утвержденных приказом Росстата от 15.07.2019 N 4040, в которой должность заведующего аптекой отнесена, по мнению ответчика, к строке 03 к иным руководителям в организации. С отказом ответчика производить выплату не согласна, считает его незаконным, поскольку аптека филиала N 3 является структурным подразделением медицинской части, она является руководителем этого структурного подразделения, занимаемая ею должность не может быть отнесена к должностям иных руководителей в организации, согласно штатному расписанию в аптеке предусмотрена одна должность заведующего аптекой-провизора, основной функцией которого согласно её должностной инструкции является не административная деятельность руководителя, а производственная деятельность провизора. Считает, что она, как работник медицинской организации, имеющий высшее фармацевтическое образование и обеспечивающий предоставление медицинских услуг, имеет право на получение выплаты в соответствии с Указом N 597. На основании изложенного Брусинская В.В. просила обязать ФКУЗ МСЧ 27 возобновить ей выплату надбавки, произвести перерасчет и выплатить недополученные денежные средства с июля 2020 года.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 7 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 августа 2022 года решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 07 апреля 2022 года оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 августа 2022 года отменено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 марта 2023 года, решение суда первой инстанции отменено. Принято новое решение об удовлетворении исковых требований. На ФКУЗ МСЧ 27 ФСИН России возложена обязанность возобновить выплату стимулирующей надбавки Брусинской В.В. по Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политике", а также произвести перерасчет и выплатить денежные средства Брусинской В.В, начиная с июля 2020 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политике".
В кассационной жалобе ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России ставится вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. Обращает внимание, что согласно разъяснениям Минздрава России от 02.07.2019 N11-3/411 в части распространения Указа Президента РФ от 07.05.2012 N597 должности заведующей аптекой, заведующего аптекой-провизора, согласно разделам 1.1 и 2.1 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, относятся к должностям руководителей, в связи с чем, оснований для выплаты истцу стимулирующей надбавки не имеется.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, выслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Брусинская В.В. с 05.07.1994 работает заведующей аптекой-провизором филиала "Медицинская часть N 3" ФКУЗ МСЧ 27 ФСИН России.
На основании приказа от 05.05.2015 N-лс переведена на должность заведующей аптекой - провизора аптеки филиала "Медицинская часть N 3" (ИК-5 г. Советская Гавань).
"Медицинская часть N 3" является филиалом ФКУЗ МСЧ 27 ФСИН России.
По условиям трудового договора N от 01.12.2015, заключенного между ФКУЗ МСЧ 27 ФСИН России (работодатель) и Брусинской В.В. (работник), работодатель предоставляет работнику работу по должности заведующей аптеки - провизора аптеки, работа истца является основной, за выполнение трудовых обязанностей истцу установлена оплата труда, состоящая из: должностного оклада в соответствии со штатным расписанием, процентной надбавки к заработной плате - районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в отдаленных местностях, ежемесячных надбавок к заработной плате размер, основания и условия выплаты которых, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами Минюста России, ФСИН России и локальными нормативными актами, на основании отдельных приказов ФКУЗ МСЧ ФСИН России.
Кроме того, условиями трудового договора предусмотрено, что работнику могут устанавливаться другие доплаты и надбавки к заработной плате (премия, премия по итогам работы за квартал, надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам работы за год) размеры и условия которых определяется приказами Минюста России, ФСИН России, Положением о премировании ФКУЗ ММСЧ 27ФСИН России, на основании отдельных приказов ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России.
В соответствии с Уставом ФКУЗ МСЧ 27 ФСИН России функции и полномочия Учредителя в отношении Учреждения осуществляет ФСИН. Приказы, распоряжения, указания, поступающие из ФСИН (структурных подразделений, в том числе финансово-экономического управления ФСИН России) являются обязательными к исполнению.
Приказом ФСИН России от 13.11.2008 N утверждена система оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы, оплата труда которого осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, которой установлены оклады, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 постановлено Правительству РФ в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 01.12.2012 программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе (подп. "е" п.1).
До июня 2020 года Брусинской В.В. производились выплаты на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, с июля 2020 года выплата прекращена.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 22, 129, 135 Трудового кодекса РФ, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N597, Письмом Минтруда России от 28.11.2013 "Ответы на отдельные вопросы, возникающие в ходе реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", указав на то, что Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 не регулирует процедуру начислений спорной стимулирующей выплаты и обязательность ее выплаты, стимулирующие выплаты по программе "дорожная карта" не являются обязательными составными частями заработной платы истца, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Брусинской В.В, суд апелляционной инстанции указал, что при разрешении данного спора юридически значимыми обстоятельствами являются факты, подтверждающие, что истец относится к категории лиц, указанных в абз. 2 п.п. "е" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, а именно: является работником медицинской организации, имеет высшее фармацевтическое образование, выполняет работу по должности, обеспечивающей предоставление медицинских услуг.
Так, 20.01.2020 заместителем директора ФСИН России утверждены Методические указания по выплате медицинским работникам из числа гражданского персонала медицинских учреждений (организаций) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в целях обеспечения показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
В соответствии с наименованием и пунктом 1 Методических указаний они определяют единый методический подход для расчета выплаты медицинским работникам из числа гражданского персонала медицинских учреждений (организаций) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации с учетом требований приказа Росстата, утверждающего формы федерального статистического наблюдения N ЗП-здрав, и указания по его заполнению.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 не содержит предписаний о необходимости соответствия перечисленных в нем работников конкретным категориям персонала, указанным в форме федерального статистического наблюдения N ЗП-здрав (Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала).
Имеющиеся в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, указания на необходимость учета статистического наблюдения показателей заработной платы категорий работников, повышение оплаты труда которых определено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, с целью планирования дополнительного финансирования на эти цели, мониторинга выполнения целевых значений индикаторов повышения оплаты труда указанных категорий работников, формирования официальной статистической информации об их средней заработной пате, также не устанавливают в качестве юридически значимых условий требования о соответствии таких работников конкретным категориям персонала, указанным в форме N ЗП-здрав.
Из буквального содержания наименования и п. 1 Методических указаний ФСИН России от 20.01.2020 следует, что они разработаны только в отношении медицинских работников из числа гражданского персонала медицинских учреждений (организаций) ФСИН России.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
Под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (п. 10 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Под понятие медицинские работники не подпадают работники медицинской организации, имеющие высшее фармацевтическое образование и исполняющие трудовые обязанности на должностях провизор, провизор-стажер, провизор-аналитик, провизор-технолог, старший провизор, а также заведующий аптекой-провизор.
Таким образом, в пункте 1 Методических указаний ФСИН России от 20.01.2020 допущено сужение круга работников медицинских учреждений, в отношении которых предусмотрено повышение оплаты труда Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597.
Вместе с тем, пунктом 3 Методических указаний ФСИН России определено, что выплата производится работникам по основной работе, занимающим должности: руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, кабинетов и другое) медицинских учреждений (организаций), наименование должностей которых дополняется наименованием должности врача, соответствующего профилю структурного подразделения (например, заведующий хирургическим отделением - врач-хирург); врачей и работников, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование (врач-стажер, врачи-специалисты всех наименований, старший врач; провизор, провизор-стажер, провизор-аналитик, провизор-технолог, старший провизор, биолог, зоолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинский психолог, специалист по социальной работе, специалист по реабилитации инвалидов); среднего медицинского (фармацевтического) персонала; младшего медицинского персонала (младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитар, сестра-хозяйка).
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, Брусинская В.В. имеет высшее фармацевтическое образование, является работником ФКУЗ МСЧ 27 ФСИН России, относящегося к медицинским организациям.
Согласно штатного расписания ФКУЗ МСЧ 27 ФСИН России, утвержденного приказом ФСИН России от 31.03.2015 N, в филиале "Медицинская часть N 3" (ИК-5, город Советская Гавань) в качестве структурного подразделения предусмотрена аптека, в штате которой одна должность - заведующий аптекой-провизор.
Вместе с тем, судом не учтено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 с 01.12.2008 введены в действие новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов.
Пунктом 2 вышеуказанного постановления предусмотрено, что введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется федеральными государственными органами - в отношении работников этих органов и подведомственных им учреждений.
Пунктом 5 Постановления Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предписано утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти согласованных с соответствующими профсоюзами.
Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (ч.6 ст. 144 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 144 Трудового кодекса РФ профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 526 утверждены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников, согласно которым к 4-й профессиональной квалификационной группе "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)" 1 квалификационного уровня относятся должности: заведующий структурным подразделением (кроме заведующих отделениями хирургического профиля стационаров) (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения (отдела; отделения; лаборатории; кабинета; отряда и др.); руководитель бюро медико-социальной экспертизы.
В разделе 3 Приложения N 1 к приказу ФСИН России от 13.11.2008 N 624 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы", изданному в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 526, утверждены должностные оклады по профессиональным квалификационным группам должностей медицинских и фармацевтических работников.
Согласно пункту 3.4 названного раздела, замещаемая истцом должность относится к профессиональной квалификационной группе "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)" - заведующий (начальник) структурным подразделением (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом и др.) (кроме заведующего отделением хирургического профиля стационаров): при наличии в подразделении менее 7 врачебных и (или) провизорских должностей (включая руководителя). Для данной должности предусмотрен должностной оклад в размере 8 500 руб.
Таким образом, замещаемая истцом должность относится к профессиональной квалификационной группе, в которою также включены должности заведующих структурными подразделениями - врачей-специалистов, для которых пунктом 3.1 Методических указаний ФСИН России от 20.01.2020 право на выплату, установленную абз. 2 подпункта "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, предусмотрено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на приказ Минздрава России от 12.12.2012 N 1183н, которым утверждена Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, в соответствии с п. 2.1 раздела II "Фармацевтические работники" которой заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации относится к должностям руководителей.
Вместе с тем, этой же Номенклатурой к аналогичной группе должностей руководителей в разделе I "Медицинские работники" пунктом 1.1. отнесены заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-специалист, для которых пунктом 3.1 Методических указаний ФСИН России от 20.01.2020 предусмотрено право на спорную выплату.
Кроме того, пунктом 3.2 Методических указаний ФСИН России от 20.01.2020 право на указанную выплату предусмотрено для следующих работников, имеющих высшее фармацевтическое образование: провизора, провизора-стажера, провизора-аналитика, провизора-технолога, старшего провизора.
Как следует из штатных расписаний ФКУЗ МСЧ 27 ФСИН России, представленных стороной ответчика по запросу судебной коллегии, в филиале "Медицинская часть N 3" (ИК-5, город Советская Гавань) в качестве структурного подразделения предусмотрена аптека, в штате которой одна должность - заведующий аптекой-провизор.
Принимая во внимание, что Брусинская В.В. имеет высшее фармацевтическое образование, исходя из имеющейся в материалах дела должностной инструкции заведующей аптекой (провизора), а также принимая во внимание, что в штате филиала учреждения имеется только одна должность - должность заведующей аптекой-провизора, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Брусинская В.В. осуществляла трудовую функцию провизора, в связи с чем, имеет право на получение выплат в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N597.
Установив фактические обстоятельства дела, применив указанные нормы права, суд апелляционной инстанции дал оценку всем представленным доказательствам в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований. Выводы суда подробно мотивированы.
Доводы кассационной жалобы, со ссылкой на разъяснения Минздрава России от 02.07.2019 N11-3/411, о том, что должность занимаемая истцом относится в должностям руководителей, в связи с чем, у Брусинской В.В. отсутствует право на получение стимулирующей выплаты, судебная коллегия отклоняет, поскольку повторяют доводы стороны в споре и им дана оценка судом апелляционной инстанции, оснований сомневаться в правильности выводов суда апелляционной инстанции, у судебной коллегии не имеется, так как в силу ст. ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Поскольку суд кассационной инстанции, определяя наличие (или отсутствие) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений, должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Хабаровского краевого суда от 17 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУЗ МСЧ 27 ФСИН России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.