Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Ульянкина Д.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации г. Твери, Департамента финансов администрации г. Твери по доверенности ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Твери от 19 декабря 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 26 апреля 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-2002/2022 по административному исковому заявлению прокурора Пролетарского района г. Твери, действующего в интересах несовершеннолетних Кафтаровых Ольги Владимировны, Ларисы Владимировны, Маргариты Владимировны к администрации г. Твери о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить земельный участок объектами инженерной инфраструктуры.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Пролетарского района г. Твери, действующий в интересах указанных граждан обратился в суд с административным иском, в котором просил:
- признать незаконным бездействие администрации г. Твери по обеспечению земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", предоставленного гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой, а именно водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, газоснабжением к границам земельного участка.
В обоснование ссылался на то, что прокуратурой проведена проверка реализации требований пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качестве жилищно-коммунальных услуг", Закона Тверской области N 75-30 от 7 декабря 2011 года "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков на территории Тверской области".
По результатам проведённой проверки установлено, что администрацией г. Твери семье Кафтаровых, относящейся к категории многодетных, предоставлен в общедолевую собственность земельный участок с кадастровым N, расположенный, по адресу: "адрес"
Однако предоставленный земельный участок не обеспечен инженерной инфраструктурой (водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, газоснабжением).
Администрация г. Твери не принимает мер по обеспечению строительства инженерных сетей к земельным участкам, что нарушает социальные права граждан, относящихся к льготной категории, и создаёт препятствия к осуществлению прав по использованию земельных участков в соответствии с назначением.
Решением Центрального районного суда г. Твери от 19 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 26 апреля 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 7 июля 2023 года, представителем администрации г. Твери, Департамента финансов администрации г. Твери по доверенности ФИО1 ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор ФИО7 возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом споре таких нарушений судами не допущено.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Порядок предоставления в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 года N 372 предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок предоставления в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Тверской области от 16 апреля 2013 года N 167-рп в целях реализации указанного права граждан утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трёх и более детей".
Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов решения задач, связанных с улучшением жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, путём предоставления земельных участков для строительства жилья, обеспеченных инженерной инфраструктурой.
В соответствии с данным планом мероприятий организация проведения работ по обустройству инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим трёх и более детей, отнесена к исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, а внесение изменений в закон Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих финансирование мероприятий "дорожной карты", возложено на Министерство строительства Тверской области и Министерство финансов Тверской области.
Разработанный Правительством Тверской области план мероприятий ("дорожная карта") по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов данного дела, в рамках реализации Закона Тверской области от 7 декабря 2011 года N 75-30 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей в Тверской области" на основании приказа департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери от 23 апреля 2021 года N 507/р Кафтаровой Н.В, Кафтарову В.В, ФИО2, ФИО8, ФИО9 бесплатно в общую долевую собственность предоставлен земельный участок, площадью 1498 кв.м, кадастровый N, местонахождение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, по адресу: "адрес"
Сведения о том, что инженерные сети подведены к границам земельного участка, в материалах дела отсутствуют, доказательства обратного административным ответчиком не представлены.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, полагал, что на администрации г. Твери лежит обязанность организовать проведение работ по строительству инженерной инфраструктуры, а именно водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение к границам земельного участка, предоставленного в собственность административным истцам.
Поскольку данная обязанность административным ответчиком не исполнена, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным допущенное администрацией г. Твери бездействие по формированию инженерной инфраструктуры для указанного земельного участка, поскольку такое бездействие свидетельствует о нарушении социальных прав многодетных семей и создании препятствий к использованию земельного участка в целях, в соответствии с которыми он был предоставлен многодетным семьям для улучшения их жилищных условий, и удовлетворил административный иск.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции.
Утверждение кассатора об отсутствии незаконного бездействия опровергается материалами административного дела и нормативными правовыми актами, которыми должен был руководствоваться административный ответчик при реализации прав многодетных семей на бесплатное предоставление земельных участков в собственность.
Доводы кассационной жалобы о том, что обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков не является обязанностью администрации г. Твери являются не состоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (пункты 4, 5).
При этом вопреки доводам жалобы, полномочия органов местного самоуправления в соответствующих областях предусмотрены положениями статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416 "О водоснабжении и водоотведении", статьи 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьи 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение правильность постановленных по делу судебных актов.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов, повторяют доводы и правовую позицию административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда кассационной инстанции в данном случае не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 19 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 26 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Твери, Департамента финансов администрации г. Твери по доверенности Репиной Оксаны Юрьевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.