Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, судей Климовой С.В, Рачиной К.А, при помощнике судьи Ипатове С.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Макеева...
на решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 02 декабря 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Макеева... к ГУП "Мосгортранс" Филиал Северо-восточный о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, компенсации морального вреда - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Макеев М.Ю. обратился в суд с иском к ГУП "Мосгортранс" и в уточненной редакции заявленных требования просил обязать ответчика оплатить листки нетрудоспособности, сделать перерасчет неполученного заработка за период незаконного отстранения от работы с 18.05.2022 по 29.06.2022, взыскать компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что он работает водителем автобуса автоколонны N1 Северо-восточного филиала ГУП "Мосгортранс". Приказом от 21.10.2021 истец был отстранен от работы без выплаты заработной платы. 29 июня 2022 года ответчиком был отменен приказ об отстранении от работы, произведена оплата периода отстранения от работы и листов нетрудоспособности, но не в полном размере. За период незаконного отстранения истца от работы ему была выплачена заработная плата, которая была рассчитана по тарифной ставке, указанной в приказе о переводе истца на другую работу - водителем автобуса от 01 октября 2021 года, однако в заявлении о переводе на другую работу он указывал о переводе на два месяца тогда как работодатель в одностороннем порядке перевел его на другую работу на неопределенный срок. В связи с изложенным истец полагает, что заработная плата должна была быть выплачена ему по тарифу, который действовал до перевода его на другую работу, должен быть произведен перерасчет и оплата листков нетрудоспособности, взыскана компенсация морального вреда.
Истец и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица - ГУ МРО ФСС РФ в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда, в письменном отзыве на исковое заявление указал, о том, что указанные истцом листы нетрудоспособности оплачены в полном объеме.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы Макеев М.Ю.
Истец Макеев М.Ю. и его представитель в судебное заседание апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ответчика ГУП "Мосгортранс" Бадина С.Н, Раменская Ю.В. в судебное заседание апелляционной инстанции явились, доводы апелляционной жалобы не признали.
Представитель третьего лица ОСФР по Москве и Московской области Бейбулатова О.Г. в судебное заседание апелляционной инстанции явилась, представила письменный отзыв.
Проверив материалы дела, а также документы, представленные по запросу судебной коллегии ответчиком, приобщенные к материалам дела в порядке ст. 327.1 ГПК РФ и исследованные, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившиеся стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 72.1 Кодекса перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса.
Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора (часть третья статьи 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 183 ТК РФ установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.
Назначение, исчисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности производятся в соответствии со ст. ст. 12 - 15 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Согласно ст. 14 названого Закона пособие по временной нетрудоспособности, исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730 за вычетом календарных дней, приходящихся на период приостановления действия трудового договора в соответствии со статьей 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации или приостановления прохождения государственной гражданской службы в соответствии со статьей 53.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Статьей 14.1 Закона определено, что назначение и выплата застрахованным лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, пособия по временной нетрудоспособности в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за первые три дня временной нетрудоспособности (далее - пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности) осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. Выплата пособия осуществляется в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы. Исчисление пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что на основании трудового договора от 07.09.2012 истец был принят ответчиком на работу с 12.09.2012 на должность водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов в редакции дополнительного соглашения с тарифной ставкой 238, 20 руб. в час.
В соответствии с Приказом N 2578к от 01.10.2021 и на основании личного заявления истца от 01.10.2021, он с 02.10.2021 переведен на более легкую другую работу - на должность водителя автобуса в отдел эксплуатации, автоколонна N1 с тарифной ставкой 147, 70 руб. в час.
Написание заявления являлось добровольным волеизъявлением истца, каких-либо доказательств того, что истец написал заявление о переводе под давлением или по причине введения в заблуждение - не представлено. Указанный приказ о переводе истцом не оспаривается.
Довод истца о том, что перевод должен был быть временным - на 2 месяца, является несостоятельным, поскольку сторонами было подписано дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому, перевод является постоянным, условия о сроке дополнительное соглашение не содержит. С приказом о переводе на другую работу истец ознакомлен.
В соответствии с Приказом N 1343/2005 от 21.10.2021 истец был отстранен от работы с 21.10.2021 на период эпидемиологического неблагополучия до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения без начисления заработной платы за период отстранения.
Приказом N 1949к от 29.06.2022 Приказ от 21.10.2021 г. об отстранении от работы ответчиком отменен ввиду вновь открывшихся обстоятельств, а именно, ввиду того, что истцом были переданы работодателю листки нетрудоспособности, имевшей место весь период отстранения истца от работы. При этом, согласно направленным работодателем истцу письмам и возражениям ответчика, приказ об отмене приказа об отстранении истца от работы был издан не в связи с незаконностью его издания, а ввиду соблюдения интересов истца по оплате периода болезни, поскольку в соответствии с положениями трудового законодательства и ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ не предусмотрена оплата работнику листков нетрудоспособности в период отстранения от работы.
Также из материалов дела усматривается, что за период отстранения истца от работы после 17 мая 2022 года, ответчиком произведен расчет и выплата заработной платы в полном объеме, исходя из тарифной ставки - 147, 70 руб. в час, что истцом не оспаривается. При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, каких-либо оснований для расчета оплаты периода отстранения исходя из тарифной ставки по ранее занимаемой истцом (до перевода) должности, не имеется ввиду того, что перевод незаконным признан не был.
Как следует из материалов дела, все листки нетрудоспособности за период с 16 октября 2021 года по 17 мая 2022 года, были переданы истцом работодателю 27 июня 2022 года, каких-либо доказательств того, что ранее истец передавал листки работодателю, либо что у него отказывались их принимать, не представлено, соответствующие доводы работника являются голословными. 29 июня 2022 года ответчиком была произведена оплата листков нетрудоспособности (за первые три дня) и в этот же день листки нетрудоспособности были внесены в реестр и направлены для оплаты в ГУ - МРО ФСС России, что истцом также не оспаривалось при рассмотрении дела.
На дату направления в суд 11 июля 2022 года искового заявления и его поступления 28 июля 2022 года, соответствующие выплаты ответчиком в связи с отстранением истца от работы произведены, также произведена оплата листков нетрудоспособности.
Из представленных ГУ - МРО ФСС РФ сведений, протоколов расчета пособий, сведений о перечислениях и пояснений следует, что органами социального страхования также произведена оплата листков нетрудоспособности, за исключением трех листков, в связи с чем 27.10.2022 ответчиком повторно направлен реестр для оплаты трех листков нетрудоспособности за период с 04.11.2021 по 22.11.2021, с 23.11.2021 по 09.12.2021, с 09.12.2021 по 24.12.2021 и произведена их оплата.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно принял во внимание, что факт дискриминации Макеева М.Ю. в сфере труда со стороны ответчика и допущение в отношении него неправомерных действий, ограничении его трудовых прав не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, какими-либо доказательствами не подтвержден, в связи с чем заявленные Макеевым М.Ю. исковые требования, в том числе о компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм материального и гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену или изменение решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Доводы истца, указанные в апелляционной жалобе, являлись предметом проверки в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, судебная коллегия полагает, что суд обоснованно с ними не согласился.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 02 декабря 2022 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Макеева... - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.