Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лобовой Л.В., и судей Дегтеревой О.В., Рачиной К.А., при помощнике судьи Филатовой Н.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе УСЗН ЮВАО города Москвы и Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы на решение Люблинского районного суда города Москвы от 10 апреля 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Василевского... к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, Отделу социальной защиты населения района Марьино г. Москвы о признании решения незаконным, установлении юридического факта, обязании выдать удостоверение - удовлетворить частично.
Признать решение Отдела социальной защиты населения района Марьино г. Москвы (ИНН 7723026910) от 13 октября 2022 года N 221700050951 незаконным.
Обязать Отдел социальной защиты населения района Марьино г. Москвы (ИНН 7723026910) выдать Василевскому... (паспорт...) удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС установленного образца.
УСТАНОВИЛА:
Василевский С.Л. обратился в суд с иском к УСЗН ЮВАО г. Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, Отделу социальной защиты населения района Марьино г. Москвы, в котором просил признать решение ОСЗН района Марьино N 221700050951 от 13.10.2022 г. об отказе в предоставлении государственной услуги - выдаче удостоверения (дубликата) участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, незаконным, установить факт его участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в период с 13 мая 1986 года по 16 июня 1986 года, обязать ОСЗН района Марьино выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, - ссылаясь в обоснование иска на то, что в период с 16 ноября 1985 года по 19 августа 1986 года проходил службу в войсковой части 67665 в должности курсанта в звании рядовой, в период с 13 мая 1986 года по 16 июня 1986 года принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные обстоятельства следуют из военного билета серия МН N 4946057, выданного Севастопольским районным военным комиссариатом г. Москвы 14.11.1985 года. 01.04.1991 г. истцу было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Однако Василевским С.Л. данное удостоверение было утеряно, при обращении в ОСЗН района Марьино г. Москвы с заявлением о выдаче удостоверения ответчиком было отказано в выдаче истцу удостоверения, в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт участия Василевского С.Л. в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Полагает отказ в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС является незаконным, нарушает его права на получение социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Истец Василевский С.Л. в судебное заседание не явился, извещен, обеспечил в суд явку представителя Абраимова И.А, который уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить по доводам иска.
Представитель ответчика ОСЗН района Марьино г. Москвы по доверенности Синичкина О.В. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать по доводам письменных возражений.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в суд не явился, извещался своевременно и надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят ответчик УСЗН ЮЗАО г.Москвы и ДТСЗН г. Москвы по доводам апелляционных жалоб.
В заседании судебной коллегии истец и представитель ДТСЗН г.Москвы не явились, о рассмотрении дела извещены, в порядке ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя УСЗН ЮВАО г.Москвы Плигачевой Е.В, возражения представителя истца Абраимова И.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10 октября 2022 года Василевский..,... года рождения, обратился в ОСЗН района Марьино г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "Выдача удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и его дубликата" (регистрационный номер обращения 221700050951).
В связи с отсутствием документов, подтверждающих факт участия Василевского С.Л. в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, 13 октября 2022 года вынесено решение об отказе в предоставлении государственной функции N 221700050951.
В возражениях на иск ответчик ссылался на то, что при принятии решения об отказе в предоставлении услуги было учтено, что в представленном Василевским С.Л. военном билете N 4946057, выданном Севастопольским районным военным комиссариатом г. Москвы 14.11.1985 г, сведения о факте участия истца в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, отсутствуют. Представленная Василевским С.Л. карточка учета доз радиоактивного облучения, выданная в/ч N71432, не может служить основанием для выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вместе с тем, из архивной справки Министерства обороны РФ от 24.09.2019 г. N 4/216062 следует, что Василевский С.Л. проходил службу в войсковой части 67665 (г. Тапа, Прибалтийский военный округ) в период с 16 ноября 1985 г. по 19 августа 1986 г. в должности курсант 9 учебной роты, в воинском звании "рядовой".
Согласно архивной справки, на основании приказа в/ч 67665 N 154 от 03 июля 1986 г. значится, что Василевский С.Л. был направлен с личным составом на участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 13.05.1986 г. по 16.06.1986 г.
Из материалов дела следует, что в подтверждение своего права на получение требуемого удостоверения и факта участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС истцом были представлены сведения о том, что
01.04.1991 г. Тушинским РВК г. Москвы Василевскому С.Л. было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1991 году серия А N 470048 (л.д.107).
Указанное удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС серии А N 470048 от 1991 года было утеряно Василевским С.Л, что следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 20.01.2020 г.
Кроме того, сведения об участии в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС внесены в военный билет Василевского С.Л.
Учитывая, что какие-либо доказательств, свидетельствующих, о выдаче Василевскому С.Л. удостоверения в 1991 году в нарушение установленного порядка и без достаточных к тому оснований, либо о наличии обоснованных сомнений в правомерности получения истцом указанного удостоверения, не представлено, суд обоснованно исходил из того, что условия для принятия решения Отделом соцзащиты населения района Марьино г.Москвы от 13.10.2022 об отказе в выдачи истцу удостоверения (дубликата) участника ликвидации аварии на ЧАЭС у ответчика отсутствовали.
Разрешая заявленные истцом требования об обязании выдать ему удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Приказом МЧС России N253, Минтруда России N207н, Минфина России N73н от 21.04.2020, правовыми позициями Конституционного Суда РФ, решения Верховного Суда РФ от 09.04.2019, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении, поскольку совокупность представленных истцом документов свидетельствует о выполнении им работ в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС и выдаче ему ранее в связи с этим соответствующего удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1991 году, серии А N470048 от 01.04.1991, действовавшего на всей территории Союза ССР.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения, при этом к лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся: офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Такой порядок и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утвержден приказом МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N73н от 21.04.2020 (далее - Порядок).
В соответствии с п.4 данного Приказа, для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; один или несколько документов (оригиналы либо заверенные копии), подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, из числа документов, предусмотренных пунктами 6 или 7 Порядка и условий.
Пункт 6 Порядка содержит перечень документов, представление которых может подтвердить участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
В силу п.13 Порядка дубликат удостоверения выдается на основании личного заявления гражданина с объяснением обстоятельств утраты или порчи удостоверения и указанием места его получения на основании первичных документов, указанных в п.п.4 - 7 Порядка и условий. При утрате удостоверения уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает справку из органа внутренних дел, подтверждающую, что утраченное удостоверение не найдено. Испорченное удостоверение сдается гражданином по месту получения дубликата удостоверения.
Как установлено выше удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС первоначально выдано истцу Тушинским районным военным комиссариатом 01.04.1991 и сведения внесены в военный билет.
Ранее выданное удостоверение выдано истцу до принятия Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и порядок выдачи удостоверений был урегулирован Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 31.03.1990 N325 "О мерах по улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" и Письмом Госкомтруда СССР от 04.07.1990 N2125-ФК "О выдаче удостоверений и нагрудных знаков, подтверждающих право на льготы, лицам принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС".
Указанными нормативными актами было предусмотрено, что лицам (в том числе временно направленным и командированным), включая военнослужащих воинских частей и военнообязанных запаса, призванных на специальные сборы и принимавшим в 1986 - 1988 годах участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 30-километровой зоны (зоны отселения), а также занятым в тот же период на эксплуатационных и других работах на этой станции независимо от продолжительности выполнения работ подлежат предоставлению льготы с 01.07.1990; этим лицам выдается удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, являющееся документом, подтверждающим право на установленные льготы, и нагрудный знак; оформление и выдача удостоверений и нагрудных знаков производится военными комиссариатами - военнообязанным запаса, призванным на специальные сборы и принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; записи в удостоверения вносятся на основании документов, подтверждающих участие работника в указанных работах (командировочного удостоверения, военного билета, трудовой книжки, табеля учета рабочего времени, справки о праве на повышенную оплату труда за работу в соответствующих зонах опасности) с обязательным указанием года участия работника в этих работах и заверяется печатью органа выдающего удостоверение.
Таким образом, действовавшим ранее нормативно-правовым регулированием было предусмотрено, что удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС подлежало выдачи лицам (в том числе временно направленным и командированным), включая военнослужащих воинских частей и военнообязанных запаса, призванных на специальные сборы и принимавшим в 1986 - 1988 годах участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 30-километровой зоны (зоны отселения), а также занятым в тот же период на эксплуатационных и других работах на этой станции независимо от продолжительности выполнения работ.
Согласно правовых позиций Конституционного Суда РФ, который неоднократно указывал в судебных постановлениях, что признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства; сам факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причиненного их здоровью, между гражданами и государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда; особенности этих отношений предполагают обеспечение государством гарантированной стабильности при реализации закрепленного статьей 42 Конституции РФ права каждого на возмещение ущерба; при этом, федеральный законодатель, определяя порядок обеспечения функционирования механизма возмещения вреда, может избирать различные способы возмещения вреда - льготы, денежные (материальные) компенсации, входящие в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения, однако независимо от того, о каких способах возмещения идет речь, он не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объем возмещения вреда - такой объем должен безусловно соблюдаться (Постановления от 01.12.1997 N 18-П, от 19.06.2002 N 11-П и др.).
Кроме того, судебная коллегия учитывает выводы вступившего в законную силу решения Верховного Суда РФ от 09.04.2019, в котором указано, что ст. 47 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривая контроль органов исполнительной власти за исполнением указанного закона, включая возможную проверку правомерности выдачи гражданам удостоверений и нагрудных знаков участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не наделяет эти или иные упоминаемые в данной норме органы полномочиями возлагать на гражданина обязанность по доказыванию обоснованности получения ранее оформленного и выданного ему в установленном порядке удостоверения. Подобный контроль должен осуществляться непосредственно субъектами, реализующими соответствующие функции, в частности путем проверки и анализа материалов по учету оформленных и выданных удостоверений, а также документов, послуживших основанием для выдачи удостоверений, которые в силу п. 16 Порядка хранятся в уполномоченных органах постоянно; уменьшение ранее признанного и подтвержденного соответствующим удостоверением права граждан на получение компенсаций и льгот (а равно мер социальной поддержки) недопустимо по основаниям, не предусмотренным законом.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы жалоб об отсутствии у истца документов, на основании которых ему может быть выдано удостоверение, не влекут отмену решения суда, поскольку не опровергают изложенные в судебном решении выводы о том, что представленные истцом доказательства, которые оценены судом по правилам ст. ст. 55, 59, 60, 67 ГПК РФ, в своей совокупности являются допустимыми, относимыми и достаточными для выдачи истцу удостоверения (дубликата) участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Довод жалобы ДТСЗ г.Москвы о том, что бланки удостоверений выдаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий непосредственно представителям уполномоченных органов на основании заявки (письменного обращения), в связи с чем судом не было привлечено к участию в деле Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от действий которых фактически зависит принятие решения о выдаче бланка удостоверения, является несостоятельным.
Согласно пункту 3 приказа МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N 73н от 21 апреля 2020 года "Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", оформление и выдача гражданам удостоверения производится федеральными органами исполнительной власти, в том числе в системе которых законодательством предусмотрена военная (приравненная к ней) служба; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органами в сфере социальной защиты населения.
В силу пункта 4 названного Порядка, для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением.
К указанным уполномоченным органам относится именно Управление социальной политики.
С учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия правовых оснований для привлечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий к участию в деле. Доводы представителя ответчика о том, что бланки удостоверений выдаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не свидетельствуют о том, что обжалуемое решение повлияло на права или обязанности этого лица по отношению к одной из сторон.
Кроме того, в соответствии с указанным Порядком и условиями оформления и выдачи гражданам удостоверения, бланки удостоверений выдаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий непосредственно представителям уполномоченных органов на основании заявки (письменного обращения), доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, и копий документов, послуживших основанием для принятия решений о выдаче гражданам удостоверения. При представлении уполномоченным органом документов, не соответствующих требованиям Порядка и условий, бланк удостоверения не выдается.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, вынесенное решение суда, вступившее в законную силу, является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, в том числе и органов МЧС, а при возникновении вопросов требующих устранения неясностей при исполнении судебного акта, стороны вправе обратиться с соответствующим заявлением в порядке положений статьи 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, обязывая ответчика в лице Отдела социальной защиты населения района Марьино г. Москвы выдать Василевскому С.Л. удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС установленного образца, суд не учел, что Отдел соцзащиты населения района Марьино г.Москвы в процессе реорганизации путем присоединения к УСЗН прекратило свою деятельность как юридическое лицо.
В связи с чем Отдел социальной защиты района Марьино г. Москвы надлежащим ответчиком по заявленным требованиям не является, так как не обладает в соответствии со статьи 36 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальной правоспособностью и не может выступать ответчиком по делу, поэтому в указанной части решение подлежит отмене, с принятием нового решения об обязании УСЗН ЮВАО г. Москвы выдать Василевскому С.Л. удостоверение (дубликат) участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС установленного образца.
В остальной части, требования закона, суд правильно применил и разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционных жалобах являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального права, что не может служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2023 года отменить в части обязания Отдела социальной защиты населения района Марьино г. Москвы выдать Василевскому С.Л. удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС установленного образца, принять в указанной части новое решение.
Обязать УСЗН ЮВАО г. Москвы (ИНН 772307808/772301001) выдать Василевскому... (паспорт...) удостоверение (дубликат) участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС установленного образца.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционные жалобы УСЗН ЮВАО города Москвы и ДТСЗН г.Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.