Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника фио Дамиона по ордеру адвоката Машковой Л.А. на постановление судьи Кузьминского районного суда адрес от 10 октября 2022 года, которым гражданин адрес Дамиона признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
10 октября 2022 года должностным лицом ОМВД России по адрес в отношении гражданина адрес Дамиона составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
На основании п.1 ч.2 ст.29.9 КоАП РФ данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Кузьминский районный суд адрес, судьей которого вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд данное постановление судьи районного суда обжалует защитник фио Дамиона по доводам поданной жалобы, согласно которым, при рассмотрении настоящего дела не проверены и не получили должной правовой оценки доводы стороны защиты; на адрес заявитель проживает одной семьей со своей супругой фио - гражданкой Российской Федерации, с которой брак заключен 06 марта 2021 года, что подтверждено документально; заявителем оформлены и 22 мая 2022 года поданы документы на получение РВП; не учтен тот факт, что миграционный учет не был им продлен в связи с тем, что заявитель в указанный период времени находился на лечении в связи с переломом шейки бедра; назначено чрезмерно суровое административное наказание, без учета личности заявителя, признавшего свою вину, раскаявшегося в содеянном, предпринявшего меры к легализации своего положения.
В судебное заседание Московского городского суда фио Дамиона, будучи в установленном порядке извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по ордеру адвоката Машковой Л.А. в полном объеме поддержала изложенные в жалобе доводы, настаивала на их удовлетворении.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, имеются основания к изменению оспариваемого судебного акта в силу следующего.
Административное правонарушение по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрено за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через адрес, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 ст. 18.8 КоАП РФ, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, подлежат квалификации по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции на день совершения правонарушения).
Согласно положениям Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18 июля 2006 года N109-ФЗ и Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
Исходя из ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2006 года N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", миграционный учет включает в себя регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом; обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов; ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Статьей 7 того же Федерального закона от 18 июля 2006 года N109-ФЗ предусмотрены обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета, в соответствии с ч. 1 и ч. 3 которой, при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Также частями 1 и 2 ст. 20 вышеназванного Федерального закона от 18 июля 2006 года N109-ФЗ определено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
По смыслу положений п.9 ч.1, ч.2 ст. 9 Федерального закона от 18 июля 2006 года N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", при осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование сведений об иностранном гражданине, в том числе заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации; в случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, соответствующие данные должны сообщаться в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 32 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 года N 9 (ред. от 28.10.2022), постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок, установленный Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Как установлено судьей районного суда и усматривается из материалов рассматриваемого дела, в 08.30 час. 10 октября 2022 года по адресу: адрес, должностными лицами ОМВД России по адрес выявлен гражданин адрес Дамиона, прибывший на адрес по многократной гостевой виде 09 февраля 2022 года в порядке, требующем получения визы, вставший на миграционный учет до 09 августа 2022 года, и который в нарушение требований ч.1 ст.20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", до настоящего времени не продлил миграционный учет по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, в связи с чем действия данного лица квалифицированы по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
Установленные судьей районного суда фактические обстоятельства совершения фио Дамионом указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью добытых должностными лицами административного органа и подробно исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, рапортом сотрудника ОМВД России по адрес по обстоятельствам выявления в действиях фио Дамиона административного правонарушения по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ; письменными объяснениями фио Дамиона; копиями паспорта гражданина адрес, миграционной карты и отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания на имя фио Дамиона; информацией из базы данных ГУ МВД России по адрес; сведениями АС ЦБДУИГ согласно которым, с 09 августа 2022 года на миграционном учете фио Дамиона не состоит; протоколом об административном правонарушении от 10 октября 2022 года в отношении фио Дамиона, в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, указаны нормы Закона, нарушение которой вменяется заявителю, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии заявителя, с протоколом он ознакомлен, с ним согласился, копию его для сведения получил на руки, права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст.ст.24.2, 25.1 КоАП РФ, ему разъяснялись, о чем имеются его собственноручные подписи, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Данные доказательства должностным лицом административного органа и судьей районного суда проверены на предмет относимости, допустимости и достоверности, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, получили должную оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой у суда второй инстанции не имеется.
Наличие у сотрудников полиции властных полномочий по отношению к иностранным гражданам, призванным соблюдать на адрес требования Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не может ставить под сомнения их действия по сбору доказательств, составлению процессуальных документов.
Вопреки ссылкам в жалобе, как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела в суде первой инстанции привлекаемому к административной ответственности лицу были разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ и процессуальные права, предусмотренные ст.ст.24.2, 25.1 КоАП РФ, в том числе, право пользоваться услугами защитника и переводчика, в чем заявитель собственноручно расписался, указав в процессуальных документах на то, что в услугах переводчика он не нуждается, отдельных ходатайств о предоставлении переводчика и защитника заявлено не было, в судебном заседании суда первой инстанции пользовался всеми процессуальными правами привлекаемого к административной ответственности лица, пояснения давал на русском языке, оформил и получил РВП в адрес, с 06 марта 2021 года состоит в официальном браке с гражданкой Российской Федерации, что не позволяет усомниться во владении им языком, на котором ведется судопроизводство, в той степени, которая необходима для понимания смысла и значения процессуальных действий, совершаемых в рамках возбужденного дела об административном правонарушении.
На основании полного и всестороннего анализа представленных доказательств, в соответствии со статьей 24 КоАП РФ, судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, действия заявителя правильно квалифицированы по части 3 статьи 18.8 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку после 09 августа 202 года в установленном законом порядке не продлил миграционный учет на новый срок по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации, не исполнив тем самым предусмотренную миграционным законодательством обязанность, допустив нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Ссылки заявителя жалобы на нахождении фио Дамиона на длительном лечении, на наличие супруги - гражданки Российской Федерации, на подачу заявления на получение РВП, не могут повлиять на квалификацию его действий по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, и явиться основанием к освобождению от административной ответственности, так как данные обстоятельства не освобождали последнего от обязанности продлить миграционный учет после 09 августа 2022 года.
Принимая в рамках настоящего дела оспариваемый акт, судья районного суда, вопреки утверждениям в жалобе, правильно сочла, что фио Дамион, будучи иностранным гражданином, временно пребывающим на адрес, обязан знать и неукоснительно соблюдать требования миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе, и в части продления миграционного учета по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела и заинтересованности в его исходе.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N3-П, от 13 марта 2008 года N5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N15-П, от 17 января 2013 года N1-П и др.).
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации может быть распространена и на сферу административной ответственности.
С учетом изложенных норм, установленных обстоятельств, того факта, что фио Дамиона ранее к административной ответственности не привлекался, вину признал, в содеянном раскаялся, по прибытии на адрес в установленном порядке встал на миграционный учет, проживает по месту регистрации своей супруги фио - гражданки РФ, получил разрешение на временное проживание в адрес на период с 09 сентября 2022 года 09 сентября 2025 года, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено, необходимость применения столь суровой меры ответственности в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, в рассматриваемом случае не обоснована, не является действительно необходимой, имеются основания для изменения оспариваемого судебного акта, дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации исключить, с учетом того, что справедливый баланс публичных и частных интересов в данном случае будет соблюден.
Административное наказание в виде административного штрафа судьей районного суда назначено по правилам ст.ст.3.1, 3.5, 3.10, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного правонарушения, объектом которого является миграционный учет иностранного гражданина на адрес, личности заявителя, соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок рассмотрения и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел, а также принципы презумпции невиновности и законности соблюдены, бремя доказывания по делу распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения постановления судьи, в том числе, по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.
В остальной части оспариваемое постановление подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника по ордеру адвоката Машковой Л.А. удовлетворить частично.
Постановление судьи Кузьминского районного суда адрес от 10 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина адрес Дамиона изменить, исключить указание на назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда с адрес.
В остальной части данное постановление судьи районного суда оставить без изменения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.