Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Сургутского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора фио на постановление судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 26 июня 2023 года, которым постановлено:
"Признать ООО "Инновационные нефтегазовые технологии" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей",
УСТАНОВИЛ:
18 мая 2023 года государственным инспектором Сургутского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора фио в отношении ООО "Инновационные нефтегазовые технологии" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Материал был направлен в районный суд, постановлением которого Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с постановлением суда, должностное лицо обратилось в Московский городской суд с жалобой, в которой просит судебное постановление отменить, дело вернуть на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в обоснование жалобы ссылаясь на наличие оснований к вынесению более строго наказания в виде приостановления деятельности Общества.
В судебное заседание Московского городского суда государственный инспектор Сургутского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора фио не явился, о дате и времени его проведения уведомлялся надлежащим образом путем направления судебного извещения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителей ООО "Инновационные нефтегазовые технологии", оснований для отмены или изменения оспариваемых актов должностного лица и судьи районного суда не нахожу ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Исходя из особенностей конструкции объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, обстоятельством, подлежащим выяснению и доказыванию в рамках производства по данному делу, является установление факта принадлежности опасного производственного объекта, на котором выявлено соответствующее нарушение, лицу, привлекаемому к административной ответственности.
По смыслу ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" производственные объекты - территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности.
В преамбуле к Федеральному закону указано, что его положения распространяются на все организации независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона, под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В силу ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с п. 3 ст. 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать
и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации
последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
На основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, 26 апреля 2023 года в 17 час. 00 мин. Общество, расположенное по адресу: адрес, офис 17/4, при эксплуатации опасных производственных объектов - Фонд скважин Западно-Каюмовского лицензионного участка, расположенный по адресу:.., адрес, Западно-Каюмовский лицензионный участок; Система промысловых трубопроводов Западно-Каюмовского лицензионного участка, расположенная по адресу:.., адрес, Западно-Каюмовский лицензионный участок; Система межпромысловых трубопроводов Западно-Каюмовского лицензионного участка, расположенная по адресу:.., адрес, Западно-Каюмовский лицензионный участок; Парк резервуарный (промысловый) приемо-сдаточного пункта, расположенный по адресу:.., адрес, НПС "... "; Установка предварительной подготовки нефти Западно-Каюмовского лицензионного участка, расположенная по адресу:.., адрес, Западно-Каюмовский лицензионный участок, не соблюдает положения Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а именно:
1. не зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, 2. организация не имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, 3. не обеспечен ввод объекта в эксплуатацию после проведенной реконструкции (выполнено строительство двух РВС 2000, РВС 700, сепаратора Т-1 зав. N 018-17, фильтров газовых зав. NN 019-17, 023-17, сепаратора зав. N 2269, ресивера топливного марка автомобиля зав. N 772); объект эксплуатируется без заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (ЗОС), 4. не разработана декларация промышленной безопасности, опасного производственного объекта "Установка предварительной подготовки нефти Западно-Каюмовского лицензионного участка" организацией эксплуатирующей опасный производственный объект, 5. не обеспечивается проведение учебно-тренировочных занятий по выработке навыков выполнения мероприятий ПЛА; в журнале регистрации учебно-тренировочных занятий по ПЛА отсутствуют соответствующие записи, 6. в технологическом регламенте "Установка подготовки нефти (УПН) Западно-Каюмовского лицензионного участка" в разделе 1 "Общая характеристика производственного объекта" не указано количество технологических линий (потоков) и их назначение, отсутствует информация о проведенном строительстве-реконструкции, проведенных в период 2017-2020 годов (выполнено строительство двух РВС 2000, РВС 700, сепаратора Т-1 зав. N 018-17, фильтров газовых зав. NN 019-17, 023-17, сепаратора зав. N 2269, ресивера топливного марка автомобиля зав. N 772); отсутствует информация об оснащении РВС дыхательными клапанами,
предохранительными клапанами, огнепреградителями, уровнемерами, пробоотборниками, сигнализаторами уровня, устройствами для предотвращения слива (хлопушами), приемо-раздаточными патрубками, зачистным патрубком, вентиляционными патрубками, люками (люк световой, люк замерный), 7. в отсутствие утвержденной проектной документации и положительного заключения экспертизы промышленной безопасности документации внесены изменения в технологический процесс на опасном производственном объекте "Установки предварительной подготовки нефти Западно-Каюмовского лицензионного участка" выполнен монтаж не предусмотренных проектной документацией сепаратора Т-1 зав.
N 018-17, фильтров коалесцеров газовых зав. NN 019-17, 023-17, сепаратора N 2269, ресивера топливного марка автомобиля зав. N 772, фильтра на линии подтоварной воды с РВС на шурфы, линии циркуляции с насосным агрегатом ЦНС между РВС 400 N 1, 2; отсутствует нормативно-техническая или проектная документация, согласованная с организацией-разработчиком технологического процесса или организацией-разработчиком изменяемой документации, 8. схема технологического процесса не соответствует фактически смонтированному оборудованию на площадках установки и участвующему в технологическом процессе подготовки нефти не указаны фильтры на линии подтоварной воды с РВС на шурфы, линии циркуляции с насосным агрегатом ЦНС между РВС 400
N 1, 2, 9. в нерабочем состоянии система светового, звукового оповещения при срабатывании пожарной сигнализации, индивидуальные пожарные извещатели, установленные на входе в здание операторной, в блоке БРХ-1, в блоке станции насосной внешней перекачки нефти, в насосной пластовой воды, в блоке оперативного учета нефти, 10. в нерабочем состоянии система приточно-вытяжной вентиляции в закрытых помещениях блоков БРХ-1, насосной внешней откачки нефти, 11. внесены изменения в технологический процесс путем проведения реконструкции, замены элементов схемы технологического процесса без наличия утвержденной проектной документации на опасном производственном объекте - демонтированы предусмотренные проектной документацией электропривод запорной арматуры ЗД 46 в насосной внутренней перекачки, насосные агрегаты Н-1, Н-2 (ЦНС 60х66) в насосной пластовой воды, насосный агрегат НВД 50/50-3, с емкостью ЕК-1, 12. не обеспечено наличие закрытой системы сбора и подготовки нефти: не герметичны горловины емкости дренажной ЕД-3, отсутствует часть крепежных деталей, пропуск продукта соединению крышки фильтра на линии очищенной пластовой воды с РВС в шурфы, 13. не обеспечены условия для предотвращения проникновения посторонних лиц на объекте повышенной опасности путем установки забора, предусмотренного проектной документацией "Обустройств первоочередного адрес месторождения Западно-Каюмовского лицензионного участка" (шифр 1104ПЛ); имеется возможность несанкционированного доступа на территорию объекта, 14. отключено питание электроприводов запорной арматуры (ЗД NN 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39) на линиях по входу и выходу продуктов резервуарного адрес 400 NN 1, 2, 3, 4, предусмотренных проектной документацией "Обустройств первоочередного адрес месторождения Западно-Каюмовского лицензионного участка" (шифр 1104ПЛ), 15. не обеспечено проведение осмотров заземляющих устройств РВС 400 NN 1, 2, 3, 4 вместе с осмотром
оборудования резервуаров не реже одного раза в 6 месяцев, 16. резервуары РВС 400 NN 1, 2, 3, 4, находящиеся в эксплуатации, не обеспечены журналом текущего обслуживания, журналом контроля состояния устройств молниезащиты, защиты от проявления статического электричества, 17. не обеспечена замена или проверка на взрывонепроницаемость кассет огневых предохранителей через 5 лет эксплуатации в соответствии с разделом 7 Паспорта-инструкции изготовителя клапана дыхательного КДС-3 1500/150, установленных на РВС 400 NN 1, 2, 3, 4; в эксплуатации с 2012 года, 18. отсутствуют заводские паспорта и документы, подтверждающие оценку соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям промышленной безопасности (клапанов дыхательных, генераторов пены установленных на нефтяных резервуарах РВС 400 NN 1, 2, 3, 4, фильтров в насосной внешней перекачки, фильтров в блоке оперативного учета нефти), фильтры на линии подтоварной воды с РВС на шурфы, 19. не обеспечено нанесение обозначения на расширительные камеры (КР-1, 2), теплообменники (ТО 1, 2), запорной арматуры на площадке узла дополнительных работ (УДР) в соответствии их нумерацией в технологической схеме и проектной документацией, 20. схема молниезащиты и защиты резервуаров от проявлений статического электричества РВС 400 NN 1, 2, 3, 4 приложенная к паспортам резервуаров не соответствует фактически выполненному контуру заземления резервуаров; в схеме указано 2 луча горизонтальных заземлителей, фактически имеется по 3 луча горизонтальных заземлителей, 21. не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности технологическим трубопроводам рег. NN В-33, В-33Н, В-36, В-37 с целью продления сроков безопасной эксплуатации установленных проектной документацией. В эксплуатации с 2012 года; срок безопасной эксплуатации согласно проектной документации "Обустройства первоочередного адрес месторождения Западно-Каюмовского лицензионного участка" (шифр 1104ПЛ) - 8 лет, 22. не
обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности оборудования работающего под избыточным давлением (БПГ зав. N 6204, ГС-1 зав. N 11499, ГС-2 зав. N 11500, ГС-3 зав. N 11498, АД-1 зав. N 11500/2, АД-2 зав. N 11500/1, ГС-3 зав. N 382) с целью продления сроков безопасной эксплуатации установленных изготовителем; в эксплуатации с 2011 года; срок безопасной эксплуатации, установленный изготовителем, указанный в паспорте оборудования, 10 лет, 23. к паспортам технологических трубопроводов не приложены: схемы (чертежи) технологического трубопровода с указанием размеров участков, номинального диаметра, исходной и отбраковочной толщины элементов технологического трубопровода, мест установки опор, арматуры, фланцев, заглушек и других деталей, мест спускных, продувочных и дренажных устройств, сварных стыков, контрольных засверловок (если они имеются), 24. отсутствуют паспорта, не обеспечивается проведение технического диагностирования, обследования технического состояния, технологических трубопроводов линий обвязки в насосных внешней, внутренней перекачки, насосной пластовой воды, блоке оперативного учета нефти, 25. не указаны в паспортах технологических трубопроводов установки - показатели надежности (срок службы (расчетный или назначенный), ресурс (наработка в часах и (или) в количестве циклов нагрузки, при наличии) определенных проектной организацией, 26. не обеспечена организация и порядок безопасного ведения газоопасных работ на опасном производственном объекте; отсутствует разработанный, утвержденный и согласованный с собственной ПАСС(Ф), аттестованной на ведение газоспасательных работ, либо с ПАСС(Ф), с которой заключен договор на обслуживание, со службой производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности или с лицами, назначенными ответственными за осуществление производственного контроля - перечень газоопасных мест и работ; представлен перечень работ повышенной опасности в составе, которого имеется раздел на проведение газоопасных
работ, 27. не разработаны и не утверждены на основе руководств (инструкций) по эксплуатации конкретного вида оборудования с учетом особенностей технологического процесса, установленных проектной и технологической документацией, производственные инструкции для персонала, осуществляющего обслуживание и ремонт оборудования под давлением, определяющие его обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность, 28. не обеспечена исправность необходимого комплекта средств измерений прямого и дистанционного действия, стационарно установленных на оборудовании под давлением и в составе автоматизированных систем безопасности и управления, а также переносных для контроля параметров, влияющих на безопасность осуществляемых на ОПО технологических процессов и безопасность работы оборудования под давлением, а также точность их показаний в соответствии с положениями Федерального закона от
26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (не производится метрологическая поверка средств измерений), 29. не установлен распорядительным документом по организации порядок хранения и ведения технической (технологической и эксплуатационной) документации на оборудование под давлением, организации учета оборудования под давлением и учета его освидетельствований (в бумажном или электронном виде), 30. на табличках сосудов не нанесены надписи с указанием даты истечения срока службы, установленного организацией-изготовителем или указанного в заключении экспертизы промышленной безопасности, 31. на рабочих местах персонала отсутствуют схемы включения сосудов с указанием источника давления, параметров, рабочей среды, арматуры, контрольно-измерительных приборов, средств автоматического управления (при наличии), предохранительных и блокирующих устройств, в том числе место их установки (расположения) (штуцер сосуда, трубопровод) и порядковый номер (по нумерации эксплуатирующей организации), 32. для периодической проверки рабочих манометров между манометром и сосудом не установлены трехходовые краны или заменяющие их устройства, 33. не соблюден порядок пуска (включения) в работу оборудования на основании решения о вводе его в эксплуатацию (сосуд Р-25-1, 6-2 зав. N 772, фильтры-коалесцеры газовые "Титан" ФК-150-1, 8 зав. N 019-17 зав. N 018-17, зав. N 023-17), 34. порядок проведения осмотра (визуального и измерительного контроля) внутренней поверхности сосуда, иных работ внутри сосуда и его гидравлического испытания в зависимости от свойств рабочей среды, конструкции сосуда, особенностей схемы его включения и технологического процесса и требований, указанных в главе IV ФНП, не установлен в производственной инструкции или в иной документации по безопасному ведению работ (технологический регламент, инструкция), утвержденной эксплуатирующей и (или) уполномоченной специализированной организацией осуществляющей выполнение указанных работ, 35. производственными
инструкциями по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, работающих под избыточным давлением, не регламентирована последовательность выполнения определенных действий, проводимых при проверке и замене манометров, предохранительных клапанов, с указанием порядковых номеров (согласно схемы включения) или наименований устройств (трехходовых кранов, переключающих устройств), в отношении которых производятся указанные действия.
Не определен порядок, сроки и способы проверки арматуры, предохранительных устройств, приборов автоматики защиты и сигнализации, 36. порядок и сроки проверки исправности действия, ремонта и проверки настройки срабатывания на стенде предохранительных устройств в зависимости от условий технологического процесса не указаны в производственной инструкции по эксплуатации предохранительных устройств, утвержденной руководством эксплуатирующей организации, 37. объем, методы и периодичность технических освидетельствований сосудов не соответствуют указаниям организации-изготовителя в руководстве по эксплуатации (не производится толщинометрия элементов сосуда, не определяется скорость коррозии), 38. для обслуживания, осмотра, ремонта оборудования под давлением не обеспечено наличие стационарных металлических площадок и лестниц, а также переносных, передвижных площадок и лестниц (отсутствуют площадки для обслуживания предохранительных клапанов сосудов зав. NN 302, 772), 39. отсутствует исполнительная документация (журналы сварочных работ, паспорта, акты и заключения по неразрушающему контролю, протоколы испытаний сварных соединений) и иные документы, предусмотренные требованиями НД на сварочные работы, выполненные на газопроводах в БПГ и ГРУ котельной, 40. порядок и условия хранения проектной и исполнительной документации сетей газопотребления не определен приказом руководителя эксплуатирующей организации, 41. не назначены из числа руководителей или инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности, лица, ответственные за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов сетей газораспределения и газопотребления в целом и за каждый участок (объект) в отдельности, 42. в составе организации отсутствует газовая служба по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения, 43. не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт сетей газопотребления, обеспечивающих содержание сетей
газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, 44. кустовые площадки NN 1, 2, 4, 7, 8, Лумутинского месторождения, N 12 Западно-Каюмовского месторождения эксплуатируются без заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (ЗОС), 45. данные о состоянии воздушной среды в АГЗУ на кустовой площадке N 3 Западно-Каюмовского лицензионного участка не фиксируются на рабочем месте и не передаются на диспетчерский пункт одновременно с передачей основных технологических параметров работы объекта, 46. в нерабочем состоянии индивидуальный пожарный извещатель установленный на входе в блоке АГЗУ кустовой площадки N 3 Западно-Каюмовского лицензионного участка, 47. не обеспечена организация и порядок безопасного ведения газоопасных работ на опасном производственном объекте; отсутствует разработанный, утвержденный и согласованный с собственной ПАСС(Ф), аттестованной на ведение газоспасательных работ, либо с ПАСС(Ф), с которой заключен договор на обслуживание, со службой производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности или с лицами, назначенными ответственными за осуществление производственного контроля - перечень газоопасных мест и работ; представлен перечень работ повышенной опасности в составе, которого имеется раздел на проведение газоопасных работ, 48. в технологическом регламенте "Фонд скважин Западно-Каюмовского лицензионного участка" отсутствует раздел "Описание технологического процесса и схемы производства" не приведено описание технологической схемы, по стадиям технологического процесса начиная с поступления сырья, с указанием основных технологических параметров процесса (температуры, давления, расхода оборудования,
участвующего в процессе и включенного в состав технологической схемы) с указанием основных схем автоматизации и блокировки; в схеме технологического процесса не указаны условные обозначения средств контроля и автоматики, а также арматуры, 49. внесены изменения в технологический процесс путем проведения реконструкции, замены элементов схемы технологического процесса без наличия утвержденной проектной документации на основном производственном объекте, а именно: демонтированы предусмотренные проектной документацией:
- (частично) покровный слой теплоизоляции, состоящий из матов минераловатных, прошивных М1-100-1000.500.50 s=50мм. М1-100-1000.500.80 s=80мм. по ГОСТ 21880-94 толщиной 50, 80 мм, листов алюминия марки АД-1Н толщиной 0, 3 мм, 0, 8 мм. по ГОСТ 21631-76, на наземных участках трубопроводов на кустовой площадке (К-3К), - автоматизированная установка дозирования химреагентов (УДХ), (К-3К), отсутствует нормативно-техническая или проектная документация, согласованная с организацией-разработчиком технологического процесса или организацией-разработчиком изменяемой документации, 50. в отсутствие утвержденной проектной документации и положительного заключения экспертизы промышленной безопасности документации внесены изменения в технологический процесс на опасном производственном объекте "Фонд скважин Западно-Каюмовского лицензионного участка", а именно: выполнен монтаж не предусмотренной проектной документацией линии из НКТ на кустовой площадке N 3 ЗКЛУ; отсутствует нормативно-техническая или проектная документация, согласованная с организацией-разработчиком технологического процесса или организацией-разработчиком изменяемой документации, 51. в технологическом регламенте "Система промысловых трубопроводов Западно-Каюмовского лицензионного участка" отсутствуют разделы: "Общая характеристика производстивенного объекта", "Характеристика исходного сырья, материалов, реагентов", "Нормы технологического режима", "Описание технологического процесса и схемы производства", "Контроль технологического процесса", "Основные положения пуска и остановки производственного объекта при нормальных условиях"; не приведено описание технологической схемы, по стадиям технологического процесса начиная с поступления сырья, с указанием основных технологических параметров процесса (температуры, давления, расхода оборудования, участвующего в процессе и включенного в состав технологической схемы) с указанием основных схем автоматизации и блокировки; в схеме технологического процесса не указаны условные
обозначения средств контроля и автоматики, а также арматуры, 52. не обеспечена организация и порядок безопасного ведения газоопасных работ на опасном производственном объекте; отсутствует разработанный, утвержденный и согласованный с собственной ПАСС(Ф), аттестованной на ведение газоспасательных работ, либо с ПАСС(Ф), с которой заключен договор на обслуживание, со службой производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности или с лицами, назначенными ответственными за осуществление производственного контроля - перечень газоопасных мест и работ; представлен перечень работ повышенной опасности в составе, которого имеется раздел на проведение газоопасных работ, 53. не обеспечен ввод объектов в эксплуатацию после строительства нефтепроводов от точек врезки до кустовых площадок NN 1, 2, 4, 7, 8, 12 Лумутинского месторождения, кустовой площадки N 9 Западно-Каюмовского месторождения, трубопровода (выкидной трубопровод) от площадки одиночной скважины N 10288 до кустовой площадки скважин N 1 Лумутинского месторождения, нефтепровода ПКИОС куст N 1 Лумутинского месторождения - точка врезки УП N 4 межпромыслового трубопровода от куста N 3 Западно-Каюмовского лицензионного участка до пункта нефтеналива; объекты эксплуатируются без заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (ЗОС), 54. в отсутствие утвержденной проектной документации и положительного заключения экспертизы промышленной безопасности документации внесены изменения в технологический процесс на опасном производственном объекте; выполнен монтаж не предусмотренных проектной документацией и не соответствующих требованиям правил: нефтепровода ПКИОС К-1 Лумутинского месторождения - точка
врезки УП N 4 межпромыслового трубопровода от куста N 3 Западно-Каюмовского лицензионного участка до пункта нефтеналива, трубопровода (выкидной трубопровод) от площадки одиночной скважины N 10288 до кустовой площадки скважин N 1Л протяженностью L=618, 6 адрес заводская, эксплуатационная документация на данные устройства, отсутствует антикоррозионная изоляция, состоящая из пленочной изоляции в трассовых условиях полимерными лентами усиленного типа, не обеспечивается обслуживание в объемах и сроках обеспечивающих безопасную эксплуатацию; имеется вероятность возникновения аварийной ситуации, связанной с разгерметизацией и попадания продуктов на почву и ее загрязнению с возможностью нанесения травмы обслуживающему персоналу; отсутствует нормативно-техническая или проектная документация, согласованная с организацией-разработчиком технологического процесса или организацией-разработчиком изменяемой документации, 55. не разработана декларация промышленной безопасности, опасного производственного объекта "Система межпромысловых трубопроводов Западно-Каюмовского лицензионного участка" организацией эксплуатирующей опасный производственный объект, 56. не обеспечена организация и порядок безопасного ведения газоопасных работ на опасном производственном объекте, отсутствует разработанный, утвержденный и согласованный с собственной ПАСС(Ф), аттестованной на ведение газоопасных работ, либо с ПАСС(Ф), с которой заключен договор на обслуживание, со службой производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности или с лицами, назначенными ответственными за осуществление производственного контроля - перечень газоопасных мест и работ, представлен перечень работ повышенной опасности в составе, которого имеется раздел на проведение газоопасных работ, 57. в технологическом регламенте "Система межпромысловых трубопроводов Западно-Каюмовского лицензионного участка" отсутствуют разделы: "Общая характеристика производственного объекта", "Характеристика исходного сырья,
материалов, реагентов", "Нормы технологического режима", "Описание технологического процесса и схемы производства", "Контроль технологического процесса", "Основные положения пуска и остановки производственного объекта при нормативных условиях"; не приведено описание технологической схемы, по стадиям технологического процесса начиная с поступления сырья, с указанием основных технологических параметров процесса (температуры, давления, расхода оборудования, участвующего в процессе и включенного в состав технологической схемы) с указанием основных схем автоматизации и блокировки, в схеме технологического процесса не указаны условные обозначения средств контроля и автоматики, а также арматуры, 58. не обозначено наличие закрытой системы сбора и подготовки нефти, а именно: не герметичен люк емкости подземной дренажной ЕП-2 на площадке камер приема-запуска средств очистки и диагностики трубопроводов NN 1, 2, 59. не разработана декларация промышленной безопасности, опасного производственного объекта "Парк резервуарный (промысловый) приемо-сдаточного пункта" организацией эксплуатирующей опасный производственный объект, 60. резервуары РВСП NN 1, 2, находящиеся в эксплуатации, не обеспечены техническим паспортом на понтон, 61. внесены изменения в технологический процесс путем проведения реконструкции, замены элементов схемы технологического процесса без наличия утвержденной проектной документации на опасном производственном объекте, а именно: демонтированы предусмотренные проектной документацией "ПСП ООО "КНГ-добыча", шифр 740-135/10-000 электроприводные задвижки на входе и выходе насосов N 82... N 97 (всего сумма шт) в насосной, на площадке фильтров грязеуловителей ЗКЛ N 70, 71, 62. отключено питание электроприводов запорной арматуры (NN 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52) на линиях по входу и выходу продуктов резервуарного адрес, предусмотренных проектной документацией "ПСП ООО "КНГ-добыча", шифр 740-135/10-000, 63. не обеспечена организация и порядок безопасного ведения
газоопасных работ на опасном производственном объекте, отсутствует разработанный, утвержденный и согласованный с собственной ПАСС(Ф), аттестованной на ведение газоопасных работ, либо с ПАСС(Ф), с которой заключен договор на обслуживание, со службой производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности или с лицами, назначенными ответственными за осуществление производственного контроля - перечень газоопасных мест и работ, представлен перечень работ повышенной опасности, в составе которого имеется раздел на проведение газоопасных работ, 64. в технологическом регламенте "Приемо-сдаточного пункта" в разделе 4 "Описание технологического процесса и схемы производства" описание процесса и алгоритм пуска приведены без учета фактически установленного оборудования отраженного в технологической схеме установки в части последовательности открытия запорной арматуры и включения в работу оборудования, 65. организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, не обеспечивает функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями проектной документации "ПСП ООО "КНГ-добыча"; шифр 740-135/10-000; в нерабочем состоянии предусмотренные проектной документацией: извещатели пожарные, датчики контроля загазованности СГОЭС, система светового звукового оповещения, срабатывающие при превышении порога загазованности на производственных площадках, извещатели пламени в насосной (машинный зал) и на площадке для слива автоцистерн по 8 единиц, блокировка отсечных кранов СЕНС-П по отключению без заземления автоцистерны на площадке слива нефти, линии заполнения приемных емкостей, 66. не обеспечено нанесение обозначения на скоростные подогреватели нефти Т1-3 в соответствии их нумерацией в технологической схеме и проектной документацией, 67. к паспортам технологических трубопроводов не приложены: схемы (чертежи) технологического трубопровода с указанием размеров участков, номинального
диаметра, исходной и отбраковочной толщины элементов технологического трубопровода, мест установки опор, арматуры, фланцев, заглушек и других деталей, мест спускных, продувочных и дренажных устройств, сварных стыков, контрольных засверловок (если они имеются), 68. не указаны в паспортах технологических трубопроводов установки - показатели надежности (срок службы (расчетный или назначенный), ресурс (наработка в часах и (или) в количестве циклонов нагрузки, при наличии) определенных проектной организацией.
Действия ООО "Инновационные нефтегазовые технологии" квалифицированы по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Общества подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, достоверность которых сомнений у суда апелляционной инстанции не вызывает.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ООО "Инновационные нефтегазовые технологии" в совершении вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Указанные доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава и события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы должностного лица о наличии оснований к вынесению судом более строго административного наказания, связанного с приостановлением деятельности Общества, судом отклоняются, поскольку наказание в виде административного штрафа было вынесено Обществу в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, которая предоставляет суду право как приостановить деятельность юридического лица на срок до девяноста суток, так и избрать меру административной ответственности в виде административного штрафа.
Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного решения.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При этом, в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2) не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в решении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание назначено должностным лицом административного органа с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, характера совершенного административного правонарушения.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 26 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Инновационные нефтегазовые технологии" оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Сургутского комплексного отдела Северо-Уральского управления Ростехнадзора фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.