Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 23 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 18 мая 2023 года по административному делу N 2а-24/2023 по административному исковому заявлению прокурора Вилегодского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области о признании незаконным постановления от 14 ноября 2022 года в части, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, возражения против кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Вилегодского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Вилегодский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением к администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области о признании незаконным постановления от 14 ноября 2022 года N 154-п и возложении обязанности по установлению иного срока отселения граждан, предоставления гражданам жилых помещений, сноса многоквартирного дома до 31 декабря 2023 года.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемым постановлением определено в срок до 1 декабря 2028 года организовать отселение физических лиц из многоквартирного дома и предоставить гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, другие жилые помещения, а также в срок до 1 декабря 2029 года предъявить к собственникам помещений требования о сносе аварийного дома, расположенного по адресу: "адрес". Указанные в постановлении сроки являются необоснованно пролонгированными и неразумными, поскольку жилой дом, учитывая аварийное техническое состояние конструкций, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в части обеспечения безопасности, имеется реальная угроза его обрушения, причинения вреда жизни и здоровью проживающих в нем граждан, неопределенного круга лиц.
К участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц ФИО9, ФИО2, ФИО10 в лице законного представителя ФИО9, ФИО3 в лице законного представителя ФИО2, ФИО8
Решением Вилегодского районного суда Архангельской области от 23 января 2023 года административное исковое заявление удовлетворено, признаны незаконными пункты 2, 4.1, 4.3 постановления администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области от 14 ноября 2022 года N 154-п "О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу "адрес"", в части установления сроков отселения физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" - до 1 декабря 2028 года; предоставления гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, в многоквартирном доме, расположенного по адресу: "адрес", другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма - до 1 декабря 2028 года; предъявления к собственникам помещений требования о сносе аварийного дома, расположенного по адресу: "адрес" - до 1 декабря 2029 года.
На администрацию Вилегодского муниципального округа Архангельской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить иные и разумные сроки отселения физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес"; предоставления гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, в многоквартирном доме, расположенного по адресу: "адрес", другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма; предъявления к собственникам помещений требования о сносе аварийного дома, расположенного по адресу: "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 18 мая 2023 года решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 23 января 2023 года изменено в части и принято по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление прокурора Вилегодского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области о признании незаконным постановления от 14 ноября 2022 года N 154-п "О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу" в части возложения обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворено.
Признаны незаконными пункты 2, 4.1, 4.3 постановления администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области от 14 ноября 2022 года N 154-п "О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ж/д станция Кивер, "адрес", аварийным и подлежащим сносу", в части сроков отселения физических лиц из многоквартирного дома, предоставления гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма в многоквартирном доме, других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, предъявления к собственникам помещений требования о сносе аварийного дома.
На администрацию Вилегодского муниципального округа Архангельской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить срок отселения физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", и срок предоставления гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма - не позднее 31 декабря 2023 года; срок предъявления к собственникам помещений требования о сносе аварийного дома, расположенного по адресу: "адрес", не позднее 31 декабря 2024 года.
В кассационной жалобе администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 23 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 18 мая 2023 года, поданной 21 июня 2023 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 30 июня 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, и направлении дела на новое рассмотрение в соответствующий суд.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31 октября 2022 года обществом с ограниченной ответственностью "Северпроект" (далее - ООО "Северпроект") проведена оценка технического состояния строительных конструкций многоквартирного жилого дома, 1990 года постройки, расположенного по адресу: "адрес", которой установлена аварийная категория технического состояния жилого многоквартирного здания. По результатам оценки рекомендовано здание демонтировать, так как имеются повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
14 ноября 2022 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области от 1 марта 2021 года N 71-р (с изменениями от 10 августа 2022 года N 387-р), проведено обследование указанного многоквартирного дома, выявлено, что фундамент дома имеет сквозные трещины в цокольной части, установлено физическое отсутствие единичной конструкции, потеря целостности, разрушение материала по толщине сечения, несущие и внутренние капитальные стены имеют крен, перекрытия - прогиб, физическое отсутствие единичной конструкции, потеря целостности.
Актом обследования многоквартирного дома от 14 ноября 2022 года, в том числе на основании отчета об оценке ООО "Северпроект" рекомендовано признать многоквартирный жилой дом аварийным и подлежащим сносу.
Заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (жилого дома) требованиям, установленным в Положении, от 14 ноября 2022 года, принято решение о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области от 14 ноября 2022 года N 154-п многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу со сроком отселения физических лиц из многоквартирного дома, предоставления гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма - до 1 декабря 2028 года и предъявления к собственникам жилых помещений требований о сносе указанного аварийного дома до 1 декабря 2029 года.
Полагая установленные сроки неразумными, представляющими реальную угрозу обрушения дома и причинения вреда жизни и здоровью граждан, прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая административное дело и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленные оспариваемым постановлением чрезмерно длительные сроки расселения граждан и сноса многоквартирного дома, являются неразумными и нарушают права и законные интересы жильцов дома.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда с указанным выводом суда первой инстанции согласилась.
Вопреки доводам кассационной жалобы администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области, при установленных обстоятельствах дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции вышеприведенный вывод судов также находит правильным, основанным на верном применении норм материального права.
В то же время суд апелляционной инстанции, указав, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является исключительно компетенцией органа местного самоуправления, пришел к выводу о том, что в целях реализации принципа правовой определенности, исключения возможности злоупотребления и порождения нового судебного спора, а также учитывая, что постановление оспаривается в части установленных сроков, на орган местного самоуправления должна быть возложена обязанность по установлению разумных сроков расселения граждан из аварийного дома и осуществления собственниками сноса дома, границы которых определены судом.
Указанные сроки определены судом апелляционной инстанции: срок предоставления гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма в спорном многоквартирном доме, других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма - не позднее 31 декабря 2023 года, предусмотренный частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации срок - не позднее 31 декабря 2024 года.
В указанной части судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит доводы кассационной жалобы администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области о необоснованности обжалуемого апелляционного определения заслуживающими внимания
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которые предусматривают, что решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Такое правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты, без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое апелляционное определение приведенным требованиям не соответствует в виду следующего.
Согласно пунктам 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
По результатам работы комиссия принимает одно из решений, приведенных в пункте 47 Положения.
Согласно пункту 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайных ситуаций, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 названного Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года) и Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года), определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. В то же время решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено в суде.
При этом если помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Рассматривая вопросы разграничения компетенции органов местного самоуправления и суда по вопросу о признании жилого помещения непригодным для проживания, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 декабря 2022 года N 55-П указал, что такое разграничение в целом основано на принципе разделения властей, провозглашенном в статье 10 Конституции Российской Федерации и предполагающем установление системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая обеспечивала бы самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие, исключая концентрацию власти у одной из них.
Из предписаний Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует общее правило о недопустимости рассмотрения судами вопросов, непосредственно отнесенных законодателем к компетенции органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Но сказанное не означает, что суд не правомочен разрешать дела, касающиеся реализации таких полномочий, которые состоят в принятии решения на основе исследования фактических обстоятельств и их сопоставления с теми или иными нормативно закрепленными критериями, предопределяющими наступление конкретных правовых последствий. В противном случае будет нарушен баланс между ветвями власти, обеспечивающий полноценное развитие России как демократического правового государства. Нельзя, однако, не учитывать, что проверка всех обстоятельств, необходимых для возложения на государственные или муниципальные органы обязанности принять решение о признании жилого помещения непригодным для проживания, может повлечь превышение разумного уровня загруженности судебной системы, не оправданное состоянием разрешаемой правовой проблемы и остротой породившей ее жизненной ситуации, прямым следствием чего станет кардинальное снижение доступности для других граждан правосудия, осуществляемого в целях защиты их прав.
В то же время, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, при рассмотрении дел суд не должен ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное вело бы к существенному ущемлению права на судебную защиту, с учетом того что данное право включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получить реальную судебную защиту, предполагает конкретные гарантии, позволяющие осуществить его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости. Причем одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления от 6 июня 1995 года N 7-П, от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П, от 20 февраля 2006 года N 1-П, от 5 февраля 2007 года N 2-П, от 19 июля 2011 года N 17-П, от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 27 июня 2013 года N 15-П, от 11 января 2022 года N 1-П и другие).
В конечном счете только суд вправе констатировать, имело ли место то или иное обстоятельство и требуется ли новое рассмотрение дела (Постановление от 16 декабря 2021 года N 53-П; определения от 18 июля 2006 года N 282-О, от 19 октября 2010 года N 1379-О-О, от 25 января 2012 года N 41-О-О, от 28 мая 2013 года N 827-О и др.).
С учетом приведенных правовых позиций, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что в целом не исключена возможность суда в конкретном деле, исходя из установленных им конкретных обстоятельств спора самостоятельно определить срок (предельный срок) сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срок (предельный срок) отселения физических и юридических лиц, при условии, что установлены все необходимые и достаточные для этого обстоятельства.
При этом определение соответствующего срока не может являться произвольным, не основанным на объективных данных, в том числе с учетом необходимости выполнения органом местного самоуправления организационно-финансовых и иных предусмотренных действующим законодательством мероприятий.
Между тем, как усматривается из материалов данного административного дела, ставя перед судом апелляционной инстанции в апелляционном представлении на решение Вилегодского районного суда Архангельской области вопрос об его изменении и возложении на администрацию Вилегодского муниципального округа соответствующей обязанности в период до 31 декабря 2023 года, прокурор Вилегодского района какого-либо обоснования указанного срока, помимо состояния многоквартирного дома, послужившего основанием для его признания аварийным, не привел.
Суд апелляционной инстанции определяя в постановленном им апелляционном определении вышеуказанные сроки: срок предоставления гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма в спорном многоквартирном доме, других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма - не позднее 31 декабря 2023 года, срок, предусмотренный частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации срок - не позднее 31 декабря 2024 года, какого-либо их мотивированного обоснования, с учетом, в том числе объективной возможности выполнения органом местного самоуправления организационно-финансовых и иных предусмотренных законодательством процедур, также не привел, ограничившись общей ссылкой на фактическое техническое состояние дома, наличие опасности его обрушения.
Между тем указанные обстоятельства сами по себе о законности и обоснованности определенных судом апелляционной инстанции сроков (предельных сроков) не свидетельствуют.
Фактические обстоятельства, связанные с возможностью выполнения органом местного самоуправления в соответствующие сроки предусмотренных законодательством процедур по предоставлению гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма в спорном многоквартирном доме, других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, процедур по изъятию земельного участка, на котором расположен указанный дом, для муниципальных нужд и изъятию жилых помещений в указанном доме, судом апелляционной инстанции не исследованы и не установлены.
При таком положении содержащиеся в кассационной жалобе доводы о том, что установленные судом апелляционной инстанции сроки не отвечают принципам разумности, материалами дела не опровергнуты. Постановленное апелляционное определение не может быть признано законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правом устанавливать новые обстоятельства по делу не наделен.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, обжалуемое апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в Архангельский областной суд.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, принять меры для всестороннего и полного установления юридически значимых обстоятельств по административному делу и совершить иные действия, направленные на его правильное разрешение в соответствии с подлежащими применению нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 18 мая 2023 года отменить.
Административное дело по административному исковому заявлению прокурора Вилегодского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области о признании незаконным постановления от 14 ноября 2022 года в части, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, направить на новое апелляционное рассмотрение в Архангельский областной суд.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.