Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Ижемского районного суда Республики Коми от 17 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 декабря 2022 года по административному делу N 2-219/2022 по исковому заявлению заместителя военного прокурора Воркутинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, в лице Департамента строительства Министерства обороны России об обязании произвести капитальный ремонт здания военного комиссариата Ижемского района Республики Коми.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, возражения против кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель военного прокурора Воркутинского гарнизона обратился в Пресненский районный суд г. Москвы с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в длительном непринятии мер, направленных на организацию проведения капитального (текущего) ремонта здания, выделенного для пользования военным комиссариатом Ижемского района Республики Коми, в целях приведения его технического состояния в соответствие с требованиями руководящих документов; обязании Министерства обороны Российской Федерации в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать проведение капитального (текущего) ремонта здания военного комиссариата Ижемского района Республики Коми, в том числе путем совершения действий, направленных на включение указанного объекта в титульный список капитального ремонта, с обязательным выполнением видов работ: ремонтом фундамента здания, устранением промерзания стен путем их сплошного утепления, ремонтом всех перекрытий и полов, с заменой их оснований на прочный и долговечный материал, заменой оконных и дверных блоков, оборудованием системы пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении пожара, по приведению объекта в соответствие с требованиями приказа Министерства обороны Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 572 по обеспечению его доступности для инвалидов, по увеличению электрических мощностей с заменой всех светильников.
В обоснование заявленных требований указано, что военной прокуратурой Воркутинского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства по факту ненадлежащего технического состояния помещений, предназначенных для размещения военного комиссариата Ижемского района Республики Коми, по результатам которой установлено, что вверенные военному комиссариату помещения, не отвечают требованиям закона, по своему техническому состоянию, что препятствует их эффективной эксплуатации по своему предназначению. Ненадлежащее исполнение возложенных на собственника - Министерство обороны России обязательств по содержанию своей собственности в технически исправном состоянии, создает предпосылки к причинению вреда жизни и здоровью граждан и иных лиц, круг которых не определен.
Определением Пресненского районного суда г. Москвы от 18 апреля 2022 года гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Воркутинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации об обязании провести капитальный ремонт передано по подсудности в Ижевский районный суд Республики Коми.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства.
Решением Ижемского районного суда Республики Коми от 17 августа 2022 года исковые требования заместителя военного прокурора Воркутинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в длительном непринятии мер, направленных на организацию проведения капитального (текущего) ремонта здания, выделенного для пользования военным комиссариатом Ижемского района Республики Коми, расположенного по адресу: "адрес" целях приведения его технического состояния в соответствие с требованиями руководящих документов.
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать проведение капитального (текущего) ремонта здания военного комиссариата Ижемского района Республики Коми, расположенного по адресу "адрес", в том числе путем совершения действий, направленных на включение указанного объекта в титульный список капитального ремонта, с обязательным выполнением следующих видов работ: ремонтом фундамента здания; устранение промерзания стен путем их сплошного утепления; ремонтом всех перекрытий и полов, с заменой их оснований на прочный и долговечный материал; заменой оконных и дверных блоков; оборудованием системы пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении пожара; по приведению объекта в соответствие с требованиями приказа Министерства обороны Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 572 по обеспечению его доступности для инвалидов; по увеличению электрических мощностей с заменой всех светильников.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 7 ноября 2022 года дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 декабря 2022 года решение Ижемского районного суда Республики Коми от 17 августа 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
При этом решение Ижемского районного суда Республики Коми от 17 августа 2022 года уточнено, изложив абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции: "Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать проведение капитального ремонта здания военного комиссариата Ижемского района Республики Коми, расположенного по адресу "адрес", в том числе путём совершения действий, направленных на включение указанного объекта в титульный список капитального ремонта".
В кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Ижемского районного суда Республики Коми от 17 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 декабря 2022 года, поданной 19 июня 2023 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 4 июля 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требования заместителя военного прокурора Воркутинского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также предусмотрено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно положению о Министерстве обороны России, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Минобороны России осуществляет предписанные ему полномочия, в том числе организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации (пункт 52).
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России.
Согласно пункту 68 Положения Минобороны России осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организует выполнение работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов.
В соответствии с пунктом 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N 1609 военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (Северного флота).
Согласно пункту 7 Положения о военных комиссариатах руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов (командующего Северным флотом).
Военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа (Северного флота) в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации (пункт 23 Положения о военных комиссариатах).
Как следует из материалов дела и установлено судами, федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Коми" является юридическим лицом. Его структурное подразделение - военный комиссариат Ижемского района дислоцируется по адресу: "адрес".
Согласно выписке из ЕГРН здание, кадастровый N, расположенное по адресу: "адрес", площадью 230 кв.м, год ввода в эксплуатацию - 1988, правообладателем является Российская Федерация, ограничений и обременений не зарегистрировано, оперативное управление на основании N от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Коми".
На основании акта приема - передачи здания в эксплуатацию от 1 апреля 2017 года N СФ/ЖЭ (К)О N4 Архангельский/ЖКС N4/3 N 68 объект основных средств - административное здание, расположенное по адресу: "адрес", ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" передано в пользование Военному комиссариату Ижемского района Республики Коми. Основание Приказ Минобороны России от 2 марта 2017 года N 155.
Как установлено судами, подтверждается актом технического состояния здания, являющегося приложением к акту приёма-передачи от 1 апреля 2017 года, и не опровергается доводами кассационной жалобы, состояние фундамента здания, несущих стен, перегородок, перекрытия, полов, проемов, кровли неудовлетворительное, отсутствуют приборы учета тепла, радиаторы изношены, недостаточная освещенность, проводка не соответствует нормам.
В адрес ЖКС N 6 Архангельского филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ОСК СФ ежегодно направляется заявочный план на проведение текущего и капитального ремонта.
Несмотря на это, работы по капитальному ремонту здания до настоящего времени собственником помещений - Минобороны России не проведены, здание в титульный список капитального ремонта не включено.
Разрешая административное дело, суд, на основании представленных в материалы дела доказательств, пришёл к выводу о том, что бездействие Минобороны России, выразившееся в длительном непринятии мер, направленных на организацию и проведение капитального (текущего) ремонта помещений в здании, выделенных для пользования военным комиссариатом Ижемского района Республики Коми, в целях приведения их технического состояния в соответствие с требованиями руководящих документов, является незаконным, в связи с чем обязал Министерство обороны Российской Федерации организовать проведение капитального (текущего) ремонта здания военного комиссариата Ижемского района Республики Коми, в том числе путём совершения действий, направленных на включение указанного объекта в титульный список капитального (текущего) ремонта.
Проверяя законность и обоснованность судебного акта в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми с указанными выводами суда первой инстанции согласилась.
При этом судебной коллегией решение суда первой инстанции уточнено, поскольку включение в титульный список объекта не предполагает указание конкретных видов работ, которые необходимо произвести, при капитальном ремонте, реконструкции должен производиться весь необходимый комплекс работ, в том числе и работы, относящиеся к текущему ремонту.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
При разрешении спора по существу, судами признаны обоснованными и доводами кассационной жалобы не опровергаются выводы прокурора о том, что ненадлежащее исполнение возложенных на собственника Министерство обороны России обязательств по содержанию своей собственности в технически исправном состоянии, в отношении здания военного комиссариата Ижемского района по адресу: "адрес", создает предпосылки к причинению вреда жизни и здоровью граждан и иных лиц, круг которых не определен.
Доводы кассационной жалобы по своему содержанию идентичны доводам апелляционной жалобы. При этом конкретный перечень работ, на необоснованность указания которого ссылается административный ответчик, исключен судом апелляционной инстанции.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ижемского районного суда Республики Коми от 17 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Решение Ижемского районного суда Республики Коми от 17 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 декабря 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.