Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 11 сентября 2023 года гражданское дело по иску Авдонина ФИО7 к Федеральной службе судебных приставов России, Управлению Федеральной службе судебных приставов России по Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в стаж службы в органе принудительного исполнения, понуждении к назначению пенсии по выслуге лет
по кассационной жалобе Авдонина ФИО8
на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 26 января 2023 года по гражданскому делу N 2-161/2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 3 мая 2023 года по гражданскому делу N 33-1484/2023, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Авдонин С.А. обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов России (далее по тексту - ФССП России), Управлению Федеральной службе судебных приставов России по Пензенской области (далее по тексту - УФССП России по Пензенской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в стаж службы в органе принудительного исполнения, понуждении к назначению пенсии по выслуге лет.
Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 26 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 3 мая 2023 года, в удовлетворении исковых требований Авдонина С.А. отказано.
В поданной кассационной жалобе Авдонин С.А. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для включения спорного периода в выслугу лет и назначения пенсии по выслуге лет, ввиду достижения предельного возраста 55 лет, при наличии стажа службы 17 лет, трудового стажа - 30 лет.
В возражениях представитель ФССП России просит решение Ленинского районного суда г. Пензы от 26 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 3 мая 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия посчитала возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, с 1 июня 2006 г. Авдонин С.А, ДД.ММ.ГГГГ, принят на службу в ФССП России, назначен на должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в Мокшанский районный отдел УФССП России по Пензенской области.
31 мая 2020 г. Авдонин С.А. освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен с федеральной государственной гражданской службы, в связи с переводом на государственную службу иного вида.
Согласно материалам дела, 1 июня 2020 г. Авдонин С.А. принят на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
29 мая 2020 г. с Авдониным С.А. заключен контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения сроком на 2 года с 1 июня 2020 г. по 31 мая 2022 г. в должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Мокшанского районного отделения судебных приставов.
29 апреля 2021 г. Авдониным С.А. на имя директора ФССП РФ подан рапорт о расторжении контракта и увольнении со службы в органах принудительного исполнения в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ (по инициативе сотрудника).
На основании приказа ФССП России от 15 июня 2021 г. N 2998-лс Авдонин С.А. уволен со службы с 16 июня 2021 г. в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ (по инициативе сотрудника), с установлением стажа службы (выслуга лет) 17 лет 01 месяц 13 дней.
Как следует из материалов дела, 21 июля 2021 г. Авдонин С.А. направил в адрес директора ФССП - главному судебному приставу Российской Федерации заявление с просьбой назначить ему пенсию по выслуге лет с даты увольнения на основании п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Решением ФССП России от 4 августа 2021 г. Авдонину С.А. отказано в назначении пенсии по выслуге лет в связи с отсутствием правовых оснований для назначения пенсии в соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Разрешая спор и отказывая Авдонину С.А. в удовлетворении требований о назначении пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Авдонина С.А. совокупности условий, необходимых для назначения пенсии по выслуге лет по п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, поскольку истец уволен в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ (по инициативе сотрудника), а не в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе.
В судебных постановлениях в указанной части приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные Авдониным С.А. в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для назначения пенсии по выслуге лет, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Ссылки истца в кассационной жалобе на достижение предельного возраста, основанием для назначения пенсии за выслугу лет не является, поскольку увольнение Авдонина С.А. произведено по иным основаниям - по инициативе сотрудника.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, в указанной части не допущено.
Между тем, судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы Авдонина С.А. о незаконности отказа включения спорного периода в стаж службы в органе принудительного исполнения обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы в указанной части.
В статье 1 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ) дано определение службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Согласно части 1 статьи 44 Закона "О службе в органах принудительного исполнения" гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, государственную или муниципальную службу, при назначении на должности в органах принудительного исполнения первое специальное звание присваивается в соответствии со статьями 39 и 41 Закона "О службе в органах принудительного исполнения" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом присвоенного специального (воинского) звания, классного чина и дипломатического ранга и продолжительности пребывания в специальном (воинском) звании, классном чине и дипломатическом ранге.
Из смысла положения части 1 статьи 44 Закона "О службе в органах принудительного исполнения" усматривается, что при присвоении специального звания в органах принудительного исполнения РФ учитываются специальные звания (классные чины), ранее присвоенные в органах государственной власти Российской Федерации или военнослужащим, состоящим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N 615 "О соотношении специальных званий сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников" утверждена таблица соотношения специальных званий сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников.
Как следует из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 710-О законодатель, определяя правовой статус сотрудника - гражданина, проходящего в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, закрепил за сотрудниками в том числе право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для реализации данного права предусмотрел внесение изменений в Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N4468-1 (п. 7 ст. 1, п. 17 ч. 1 ст. 11 и ст. 96). При этом за указанными лицами сохранялась возможность зачета в стаж работы (выслугу лет) отдельных периодов их службы до 1 июля 2020 года, в том числе в должностях судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов, должностях гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах (ч. 14 ст. 92).
Таким образом, право сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации на пенсию за выслугу лет в соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N4468-1, исключительно в связи с переходом Федеральной службы судебных приставов на иной вид государственной службы с 1 января 2020 г, возникнет у них не ранее 1 июля 2032 г, что явно нарушит их социальные (пенсионные), гарантированные Конституцией Российской Федерации права, в том числе, право на равенство всех перед законом и поставит в неравное положение с иными категориями лиц, указанными в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Авдонина С.А. о включении периодов работы в стаж службы в органе принудительного исполнения с 1 июня 2006 г. по 31 мая 2020 г, суд первой инстанции исходил из того, что периоды замещения должностей государственной гражданской службы не относятся к военной либо правоохранительной службе.
Суд апелляционной инстанции не согласился с утверждением суда первой инстанции, что исключение ответчиком из стажа, дающего право на пенсию по выслуге лет, периодов прохождения истцом государственной службы в УФССП России по Пензенской области с 1 июня 2006 г. по 31 мая 2020 г, противоречит вышеприведенному правовому регулированию и нарушает гарантированное законом право истца на пенсионное обеспечение.
Вместе с тем, признавая ошибочность вышеуказанного вывода и суждения суда первой инстанции в части отказа включения периодов работы в стаж службы в органе принудительного исполнения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они основанием для отмены судебного акта не являются, поскольку не свидетельствуют о его незаконность в целом.
Как следует из материалов дела, Авдониным С.А. заявлялись исковые требования о признании незаконным решения ФССП России от 4 августа 2021 года об отказе в назначении пенсии по выслуге лет, включении периода работы Авдонина С.А. в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в Мокшанском районном отделе УФССП России по Пензенской области в стаж службы в органе принудительного исполнения, возложить на УФССП по Пензенской области, ФССП России обязанность назначить Авдонину С.А. пенсию за выслугу лет с 21 июля 2021 года, со дня обращения с заявлением в ФССП России о назначении пенсии по выслуге лет.
Однако, придя к выводу о нарушении гарантированного законом права истца на пенсионное обеспечение и необходимости включения спорного периода в выслугу лет Авдонину С.А, суд апелляционной инстанции не рассмотрел исковые требования Авдонина С.А. в части включении периодов работы в стаж службы в органе принудительного исполнения и не принял по нему решения.
Указание суда апелляционной инстанции на то, что отказ в иске в полном объеме не привел к вынесению незаконного и необоснованного решения, не основаны на нормах материального и процессуального права, т.к. влияют на установление истцу иного стажа, дающего право на пенсию по выслуге лет, отличного от установленного ответчиком на 14 лет.
В связи с вышеизложенным, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 3 мая 2023 года подлежит отмене в части оставления без изменения решения Ленинского районного суда г. Пензы от 26 января 2023 год об отказе в удовлетворении требований Авдонина С.А. о включении спорного периода в стаж службы в органе принудительного исполнения, т.к. оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 3 мая 2023 года отменить в части оставления без изменения решения Ленинского районного суда г. Пензы от 26 января 2023 год об отказе в удовлетворении требований Авдонина ФИО9 об отказе включения периода работы в стаж службы в органе принудительного исполнения, включения спорных периодов в стаж службы в органе принудительного исполнения.
Дело направить в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Пензенский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.