Дело N 88-23540/2023
N 2-22/2022
г. Саратов 21 сентября 2023 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции
в составе судьи Козлова А.М, рассмотрев гражданское дело по иску Саратовской Региональной Общественной Организации "Институт Защиты Прав Потребителей", действующей в интересах ФИО2, к публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд), жилищно-строительному кооперативу "Огни Саратова" (далее - ЖСК "Огни Саратова") о взыскании возмещения по заявлению ФИО2 об индексации присужденных денежных сумм
по кассационной жалобе Саратовской Региональной Общественной Организации "Институт Защиты Прав Потребителей" в лице представителя ФИО3, действующей в интересах ФИО2, на определение Кировского районного суда г. Саратова от 1 марта 2023 г. и апелляционное определение Саратовского областного суда от 24 мая 2023 г,
УСТАНОВИЛ:
решением Кировского районного суда г. Саратова от 18 января 2022 г. с Фонда в пользу ФИО2 взысканы денежные средства в размере 1 374 746, 15 руб.
Признано прекращенным право требования ФИО2 к ЖСК "Огни Саратова" о передаче однокомнатной квартиры под строительным N, общей площадью 33, 79 кв.м. на 12 этаже в секции N 1Б, строящегося дома по адресу: "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 мая 2022 г. указанное решение суда оставлено без изменения.
16 января 2023 г. Саратовская Региональная Общественная Организация "Институт Защиты Прав Потребителей" в лице представителя ФИО3, действующая в интересах ФИО2, обратилась в суд с заявлением об индексации присужденных денежных сумм в соответствии с положениями статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) на сумму 162 165, 13 руб, ссылаясь на то, что решение суда от 18 января 2022 г. исполнено 22 июля 2022 г.
Определением Кировского районного суда Саратовской области от 1 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением Саратовского областного суда от 24 мая 2023 г, в удовлетворении заявления ФИО2 отказано.
В кассационной жалобе Саратовская Региональная Общественная Организация "Институт Защиты Прав Потребителей" в лице представителя ФИО3, действующая в интересах ФИО2, ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений как незаконных.
При рассмотрении дела кассационный суд общей юрисдикции руководствуется частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ, согласно которой проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
С учетом положений части 10 статьи 379.5 ГПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с частью 1 статьи 208 ГПК РФ по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда.
Суд установил, что исполнительный лист на основании вышеуказанного решения суда выдан представителю истца ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ
Решение суда исполнено ДД.ММ.ГГГГ
Отказывая заявителю в индексации присужденных денежных сумм, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для индексации данных сумм в порядке статьи 208 ГПК РФ, поскольку исполнение вышеуказанного решения суда производится по правилам главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и только по предъявлении исполнительного документа к исполнению.
Суд принял во внимание, что исполнительный лист был исполнен в пределах установленного абзацем первым пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации трехмесячного срока со дня предъявления исполнительного документа к исполнению.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права при разрешении заявления об индексации присужденных сумм.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" переименована в "Фонд развития территорий".
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ) Фонд развития территорий является унитарной некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 1).
Учредителем Фонда является Российская Федерация (часть 2).
К функциям и полномочиям Фонда, связанным с защитой прав и законных интересов граждан - участников строительства, относится, в том числе формирование компенсационного фонда за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, и имущества, приобретенного за счет инвестирования указанных денежных средств (далее - компенсационный фонд) и выплата за счет имущества Фонда возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений (пункты 1 и 3 части 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ).
Согласно пункту 5 Устава публично-правовой компании "Фонд развития территорий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. N 1231, Фонд имеет счета в Центральном банке Российской Федерации и лицевые счета в органах Федерального казначейства. Фонд вправе в установленном порядке открывать счета в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами, в том числе расчетный, валютный и другие банковские счета.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ имущество фонда формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, имущества юридических лиц, правопреемником которых является Фонд, компенсационного фонда, а также имущества, приобретенного за счет имущественных взносов Российской Федерации, инвестирования временно свободных средств, добровольных имущественных взносов, в том числе публично-правовых образований, доходов, полученных Фондом от осуществления своей деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений (часть 1 статьи 4).
Компенсационный фонд обособляется от иного имущества Фонда. По компенсационному фонду ведется обособленный учет.
Денежные средства компенсационного фонда должны учитываться на отдельном счете, открываемом Фондом в кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (далее - счет компенсационного фонда) (части 1 и 2 статьи 5).
По смыслу приведенных правовых норм Фонд может иметь:
- счета в Центральном банке Российской Федерации, - лицевые счета в органах Федерального казначейства, - счета в кредитных организациях на территории Российской Федерации.
При этом средства компенсационного фонда, хранятся на отдельном счете, открываемом Фондом в кредитной организации.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении заявления об индексации присужденных сумм пришли к выводу, что решение Кировского районного суда г. Саратова от 18 января 2022 г. было исполнено за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем, установив соблюдение срока его исполнения после предъявления исполнительного листа, отказали в удовлетворении указанного заявления.
При этом суды не привели доказательств, на основании которых они пришли к данному выводу, не дали оценку платежному поручению N 474 от 22 июля 2022 г. о перечислении Фондом со счета, открытого в АО "Банк Дом.РФ" денежных средств ФИО2 в размере 1 374 746, 15 руб. по исполнительному листу.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1765 утверждены Правила казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Правила N 1765), которые устанавливают порядок осуществления Федеральным казначейством казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации, указанных в части 2 (с учетом положений частей 3 - 6) статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Федеральный закон), включая остатки средств, предусмотренных частями 10 и 11 статьи 5 Федерального закона, а также средств, указанных в части 7 статьи 5 Федерального закона (далее - целевые средства).
Согласно данным Правилам N 1765 операции по зачислению и списанию целевых средств на счетах, указанных в пункте 2 настоящих Правил, отражаются на лицевых счетах, предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открываемых юридическим лицам, получающим целевые средства, в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством (далее - лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса) (пункт 3).
Операции по списанию целевых средств по расходам юридических лиц, отраженных на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса, проводятся после осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (далее - порядок санкционирования целевых средств), и проверки представленных документов, установленных порядком санкционирования целевых средств, подтверждающих возникновение денежных обязательств юридических лиц (далее - документы-основания). Санкционирование расходов при казначейском сопровождении целевых средств осуществляется в соответствии с представляемыми юридическими лицами в территориальный орган Федерального казначейства сведениями об операциях с целевыми средствами, сформированными и утвержденными в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации (пункт 5).
В силу положений статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя (часть 2 статьи 242.1).
В соответствии с частью 1 статьи 242.6-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения, предоставляемые с целью исполнения обязательств участников казначейского сопровождения, предусмотренных пунктом 1 статьи 242.23 настоящего Кодекса, обязательств участников казначейского сопровождения по заключенным государственным (муниципальным) контрактам, договорам (соглашениям), контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются средства, предусмотренные пунктом 1 статьи 242.26 настоящего Кодекса, а также судебных актов о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, по месту открытия в соответствии с настоящим Кодексом участнику казначейского сопровождения - должнику лицевого счета (далее в настоящей статье - счет должника).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, в срок не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (часть 2 статьи 242.6-1).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа, предусматривающего взыскание по государственному (муниципальному) контракту (контракту, договору, соглашению), по которому возникло требование (часть 3 статьи 242.6-1).
При нарушении должником сроков исполнения исполнительного документа, установленных настоящей статьей, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения данного нарушения осуществление операций по расходованию средств на соответствующем разделе лицевого счета должника, связанных с исполнением государственного (муниципального) контракта (контракта, договора, соглашения), по которому возникло требование (за исключением операций по перечислению денежных средств для расчетов по оплате труда, перечислению удержанных налогов и уплате начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами, операций по исполнению исполнительных документов, в том числе по искам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью), с уведомлением должника (часть 4 статьи 242.6-1).
Операции по расходованию средств не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, одного из следующих документов: 1) документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа; 2) документа об отсрочке или о рассрочке исполнения судебных актов; 3) документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (часть 5 статьи 242.6-1).
В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с должника в связи с отсутствием на счете должника денежных средств в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган информирует об этом взыскателя в течение 10 дней со дня истечения указанного трехмесячного срока (часть 6 статьи 242.6-1).
В случае направления взыскателю уведомления об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя трехмесячный срок исчисляется со дня получения уточненных реквизитов банковского счета взыскателя (часть 7 статьи 242.6-1).
По смыслу приведенных правовых норм исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, не исполняются судебными приставами-исполнителями.
Указанные исполнительные документы исполняются в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных листов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных, бюджетных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Исполнительный лист предъявляется взыскателем или его представителем в орган Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет должника.
Таким образом, учитывая положения статьей 210, 428 ГПК РФ, из которых следует, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, а положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со статьёй 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой, соответственно процедура исполнения судебного решения, предусматривающая взыскание бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может превышать трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение с обязательным приложением документов, названных в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Между тем при разрешении заявления об индексации денежных сумм, взысканных на основании судебного постановления с Фонда, суд первой инстанции надлежащим образом не установил, в каком порядке и за счет каких денежных средств было исполнено решение суда.
При таких обстоятельствах выводы суд без приведения доказательств об использовании бюджетных средств для исполнения решения являются преждевременными.
Учитывая изложенное, кассационный суд общей юрисдикции полагает необходимым отменить определение Кировского районного суда г. Саратова от 1 марта 2023 г. и апелляционное определение Саратовского областного суда от 24 мая 2023 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении, исходя из фактических обстоятельств дела, суду следует учесть приведенные нормы права и разрешить вопрос по существу в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Кировского районного суда г. Саратова от 1 марта 2023 г. и апелляционное определение Саратовского областного суда от 24 мая 2023 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судья ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.