Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-679/2022 по иску Департамента муниципальной собственности и градостроительства администрации г. Югорска Ханты-Мансийского автономного округа- Югры к Султанову Рамилю Раисовичу о возмещении материального ущерба, по кассационной жалобе Департамента муниципальной собственности и градостроительства администрации г. Югорска Ханты-Мансийского автономного округа- Югры на решение Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Департамент муниципальной собственности и градостроительства администрации г. Югорска Ханты-Мансийского автономного округа- Югры (далее по тексту - Департамент) обратился в суд с иском к Султанову Р.Р. о взыскании причиненного материального ущерба в размере 1 999 143 руб. 70 коп.
В обоснование иска указано, что на основании трудового договора, заключенного между Департаментом и Султановым Р.Р, последний в период с 28 апреля 2017 года по 25 февраля 2022 года работал в должности директора муниципального унитарного предприятия "Югорскэнергогаз" (далее по тексту - МУП "Югорскэнергогаз"). Согласно Уставу МУП "Югорскэнергогаз" его учредителем является муниципальное образование городской округ Югорск Ханты-Мансийского автономного округа- Югры. Органом уполномоченным осуществлять функции и полномочия собственника имущества МУП "Югорскэнергогаз" является Департамент. МУП "Югорскэнергогаз" подотчетно Департаменту по вопросам целевого использования и сохранности муниципального имущества, перечисления в бюджет муниципального образования части прибыли, оставшейся после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей. На основании решения учредителя МУП "Югорскэнергогаз", в соответствии с распоряжением администрации города Югорска от 07 июня 2022 года N 252-р проведена проверка МУП "Югорскэнергогаз" на предмет начисления и выплаты заработной платы руководителю, заместителям руководителя, главному инженеру, главному бухгалтеру и начальникам отделов за период с января 2021 года по февраль 2022 года. По результатам проверки установлено, что Султанову Р.Р. за проверяемый период выплачено премий на сумму 2 297 866 руб. 70 коп. (в том числе НДФЛ - 298 723 руб.). При этом приказы о премировании директором Департамента не издавались, документы в обоснование выплаты премий в Департамент не предоставлялись. Выплаты Султановым Р.Р. себе премий произведены в отсутствие правовых оснований. В силу занимаемой должности он не уполномочен принимать решения о своем премировании, но используя свое должностное положение вопреки интересам собственника имущества, выплачивал себе премии, чем причинил МУП "Югорскэнергогаз" ущерб. Султанову Р.Р. направлена претензия о необходимости возместить ущерб, которая оставлена без удовлетворения.
Решением Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 апреля 2023 года, Департаменту муниципальной собственности и градостроительства администрации г. Югорска Ханты-Мансийского автономного округа- Югры отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Департамент муниципальной собственности и градостроительства администрации г. Югорска Ханты-Мансийского автономного округа- Югры ставит вопрос об отмене решения Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 ноября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 апреля 2023 года, как незаконных, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В доводах кассационной жалобы выражает несогласие с применением судами при разрешении спора положений статьи 247 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку заявлен спор об ответственности руководителя муниципального унитарного предприятия за ненадлежащее управление вверенным ему предприятием, спор не относится к спорам о материальной ответственности директора, как работника, за причиненный работодателю материальный ущерб. При разрешении спора подлежали применению положения статей 53, 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 25 Федерального закона от 14 ноября 2022 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", поскольку требования к Султанову Р.Р. предъявлены как к бывшему руководителю учредителем (собственником имущества), суть требований заключалась в возмещении реального ущерба. Настаивает на отсутствии у Султанова Р.Р. полномочий самостоятельно без решения учредителя определять условия и размер вознаграждения в связи с исполнением должностных обязанностей. Вопрос о собственном премировании к компетенции директора МУП "Югорскэнергогаз" не отнесен. Ссылается на получение Султановым Р.Р. постановления администрации г..Югорска от 25 февраля 2021 года N 207-п "Об утверждении Положения об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий города Югорска", что подтверждается его резолюцией на первом листе постановления об его передаче Сорокиной И.Ф, занимающей на тот момент должность заместителя директора по экономике и финансам МУП "Югорскэнергогаз".
Указывает что все постановления администрации города Югорска, в том числе постановление администрации города Югорска от 06 октября 2011 года N2126 "Об утверждении Положения о премировании руководителей муниципальных унитарных предприятий города Югорска" и постановление администрации г..Югорска от 25 февраля 2021 года N 207-п "Об утверждении Положения об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий города Югорска" опубликованы, доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам. Указанное, по мнению заявителя, свидетельствует об осведомленности Султанова Р.Р. о порядке его премирования. Кроме того, в силу пункта 2.3 приложения N 1 к Положению об оплате труда МУП "Югорскэнергогаз" на 2020 год, утвержденному директором Султановым Р.Р, следует, что оплата труда директора предприятия производится по контракту с учредителем. Настаивает на том, что трудное материальное положение, в котором с января 2021 года находится МУП "Югорскэнергогаз", имеет правовое значение для рассматриваемого спора, поскольку основанием премирования является ежемесячный экономический анализ по каждому участку предприятия, премия выплачивается при наличии свободных денежных средств, которые могут быть использованы на материальное стимулирование без ущерба для основной деятельности предприятия. Для анализа работы аппарата управления используется, в том числе, дебиторская и кредиторская задолженность предприятия. Необоснованное начисление и выплата себе премий повлекли негативные последствия для МУП "Югорскэнергогаз", в том числе несовременную выплату заработной платы работникам, невозможность оплаты обязательных платежей ввиду отсутствия денежных средств у предприятия. Такое поведение Султанова Р.Р. нарушает интересы предприятия, не отвечает критерию добросовестного ведения дел предприятия.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Югорска Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 05 ноября 2013 года N 3312 создано МУП "Югорскэнергогаз".
Согласно пункту 1.4 Устава МУП "Югорскэнергогаз" от 05 ноября 2013 года учредителем предприятия и собственником его имущества является муниципальное образование городской округ г. Югорск Ханты-Мансийского автономного округа- Югры. Органом уполномоченным осуществлять функции и полномочия учредителя является Департамент муниципальной собственности и градостроительства администрации города Югорска Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, на основании вышеуказанного постановления администрации г. Югорска от 05 марта 2013 года N 3312.
В соответствии с Уставом МУП "Югорскэнергогаз" подотчетно учредителю, осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность за счет собственных средств и не имеет в собственности имущества.
Приказом от 28 апреля 2017 года N 56 в соответствии с постановлением администрации г. Югорска Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 25 февраля 2013 года N 466 "О порядке назначения на должность руководителей муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий г. Югорска" на основании решения конкурсной комиссии по формированию резерва управленческих кадров для замещения должностей категории "Руководитель" муниципальных учреждений и муниципальных предприятий г. Югорска от 26 апреля 2017 года Султанов Р.Р. назначен на должность директора МУП "Югорскэнергогаз" со 02 мая 2017 года.
Согласно трудовому договору от 28 апреля 2017 года, заключенному с Султановым Р.Р, он принят на должность директора МУП "Югорскэнергогаз" с должностным окладом в размере 90 000 руб, с ежемесячной процентной надбавкой к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 50% заработка, районным коэффициентом к заработной плате в размере 1, 7.
Пунктом 2.4 Положения о премировании руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Югорска, утвержденного постановлением администрации г. Югорска Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 06 октября 2011 года N 2126, предусмотрено, что премиальные выплаты руководителям предприятий по итогам работы за месяц производятся по приказу директора Департамента муниципальной собственности и градостроительства администрации г. Югорска, который издается на основании листа согласования, оформленного согласно приложению N 2 к Положению.
Постановлением администрации г. Югорска Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 25 февраля 2021 года N 207-п утверждено Положение об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий г. Югорска.
Согласно Положению об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий г. Югорска предусмотрено, что для материального поощрения руководителей предприятий могут устанавливаться следующие выплаты стимулирующего характера. В том числе премиальные выплаты по итогам работы (за месяц, год) (пункт 6); премиальные выплаты по итогам работы за месяц производятся с учетом показателей и критериев оценки эффективности работы предприятия, личного вклада руководителя в осуществление основных задач и функций, определенных уставом предприятия в порядке, утвержденном постановлением администрации г. Югорска. Ханты-Мансийского автономного округа- Югры Максимальный размер премиальной выплаты по итогам работы за месяц руководителя предприятий устанавливается ежегодно распоряжением администрации г. Югорска Ханты-Мансийского автономного округа- Югры (пункт 9).
Согласно положению об оплате труда МУП "Югорскэнергогаз", утвержденного приказом N 497/2 от 30 октября 2017 года, оплата труда директора предприятия производится по контракту с учредителем (раздел 2 пункт 2.3).
Положением утверждено премирование по итогам работы за месяц: в целях материальной заинтересованности, повышения эффективности и качества труда, поощрения особых достижений работников МУП "Югорскэнергогаз", производится их премирование (пункт 4.1); основанием для премирования является ежемесячный экономический анализ по каждому участку предприятия и отчетности предоставляемой в вышестоящие организации и статистические органы. Для анализа работы аппарата управления используется дебиторская и кредиторская задолженность предприятия, ежемесячные показатели работы участков по видам деятельности, результаты работы с заказчиками по контрактам и населением по оказанию услуг. За выполнение производственных показателей (объем оказанных услуг, поступление денежных средств, работа с дебиторами и кредиторами) работники могут ежемесячно премироваться в следующих размерах: рабочие - до 80 % месячного тарифа, руководители, специалисты и другие служащие - до 100 % должностного оклада. Премирование работников осуществляется по результатам хозяйственной деятельности за месяц, в соответствии с Положениями о премировании (Приложение N 3, N 4) (пункт 4.2); начисление премии работникам по результатам работы за месяц производится на основании экономического расчета за предшествующий месяц в отчетном периоде. Заключение на выплату премии утверждается директором предприятия (пункт 4.3); кроме ежемесячного премирования допускается также единовременное премирование работников в соответствии с Положением о единовременном материальном стимулировании - премирование за выполнение особо важных производственных заданий работников МУП "Югорскэнергогаз" (Приложение N 1) (пункт 4.4); в целях снижения текучести кадров, укрепления трудовой и производственной дисциплины для работников может производиться выплата вознаграждения по итогам работы за год. Выплата производится согласно приказу Предприятия, в соответствии с Положением о вознаграждении по итогам работы за год, в пределах выделенных средств.
Сумма вознаграждения по итогам работы за год согласовывается с учредителем предприятия. Сумма вознаграждения по итогам работы за год рассчитывается исходя из годового поступления средств, работы с дебиторами и годового экономического эффекта (пункт 5.1).
Приказом от 25 февраля 2022 года N 18 Султанов Р.Р. уволен 25 февраля 2022 года на основании пункта 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.
Распоряжением администрации г. Югорска Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 07 июня 2022 года N 252-р Управлению контроля администрации г. Югорска поручено провести в период с 08 июня 2022 года по 28 июня 2022 года внеплановую проверку по начислению и выплате заработной платы в МУП "Югорскэнергогаз" руководителю, заместителям руководителя, главному инженеру и начальникам отделов за период с января 2021 года по февраль 2022 года.
Согласно справке по результатам внеплановой проверки МУП "Югорскэнергогаз" от 23 июня 2022 года за период с 01 января 2021 года по 28 февраля 2022 года зафиксирована необоснованная выплата премии директору в сумме 2 297 866 руб. 70 коп. (в том числе НДФЛ - 298 723 руб.).
Обращаясь в суд с иском, Департамент ссылается на то, что действиями Султанова Р.Р. причинен ущерб в размере 1 999 143 руб. 70 коп. Данная денежная сумма является материальным ущербом, подлежащим возмещению Султановым Р.Р.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 247 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из несоблюдения работодателем порядка привлечения работника к материальной ответственности, поскольку проверка обоснованности начисления Султанову Р.Р. премий проводилась после его увольнения, он в проведении проверки не участвовал, с результатами проверки не ознакомлен, письменные объяснения у него не истребовались. Также суд отклонил доводы истца об отсутствии оснований для премирования Султанова Р.Р. ввиду трудного материального положения МУП "Югорскэнергогаз", как не имеющих правового значения для рассматриваемого спора и не являющихся основанием для взыскания с ответчика денежных средств.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии с частью первой статьи 277 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Под прямым действительным ущербом согласно части второй статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Привлечение руководителя организации к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, осуществляется в соответствии с положениями раздела XI "Материальная ответственность сторон трудового договора" Трудового кодекса Российской Федерации (главы 37 "Общие положения" и главы 39 "Материальная ответственность работника").
Руководитель организации (в том числе бывший) на основании части второй статьи 277 Трудового кодекса Российской Федерации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями, только в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, статьей 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 25 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьей 71 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N208-ФЗ "Об акционерных обществах", статьей 44 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и др.). Расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства, согласно которым под убытками понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода) (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует вывод о том, что руководитель организации (в том числе бывший) может быть привлечен к материальной ответственности за прямой действительный ущерб, причиненный организации в соответствии с положениями раздела XI "Материальная ответственность сторон трудового договора" Трудового кодекса Российской Федерации (главы 37 "Общие положения" и 39 "Материальная ответственность работника"). Также на основании части второй статьи 277 Трудового кодекса Российской Федерации с него могут быть взысканы убытки, причиненные виновными действиями, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Поскольку при обращении в суд Департамент ссылался как на положения Трудового кодекса Российской Федерации, так и на положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14 ноября 2002 года N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", заявленные требования подлежали рассмотрению исходя из приведенных норм материального права.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Согласно пункту 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.
Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе, если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
На основании положений статьи 25 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.
При рассмотрении споров о возмещении причиненных муниципальному унитарному предприятию единоличным исполнительным органом убытков подлежат оценке действия (бездействие) последнего с точки зрения добросовестного и разумного осуществления им прав и исполнения возложенных на него обязанностей.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" лицо, входящее в состав органов юридического лица (единоличный исполнительный орган - директор, генеральный директор и т.д, временный единоличный исполнительный орган, управляющая организация или управляющий хозяйственного общества, руководитель унитарного предприятия, председатель кооператива и т.п.; члены коллегиального органа юридического лица - члены совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) хозяйственного общества, члены правления кооператива и т.п.; далее - директор), обязано действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случае нарушения этой обязанности директор по требованию юридического лица и (или) его учредителей (участников), которым законом предоставлено право на предъявление соответствующего требования, должен возместить убытки, причиненные юридическому лицу таким нарушением.
В силу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации истец должен доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности и (или) неразумности действий (бездействия) директора, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица. Если истец утверждает, что директор действовал недобросовестно и (или) неразумно, и представил доказательства, свидетельствующие о наличии убытков юридического лица, вызванных действиями (бездействием) директора, такой директор может дать пояснения относительно своих действий (бездействия) и указать на причины возникновения убытков (например, неблагоприятная рыночная конъюнктура, недобросовестность выбранного им контрагента, работника или представителя юридического лица, неправомерные действия третьих лиц, аварии, стихийные бедствия и иные события и т.п.) и представить соответствующие доказательства. В случае отказа директора от дачи пояснений или их явной неполноты, если суд сочтет такое поведение директора недобросовестным (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), бремя доказывания отсутствия нарушения обязанности действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно может быть возложено судом на директора.
Исходя из пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффилированных лиц директора) и интересами юридического лица, в том числе при наличии фактической заинтересованности директора в совершении юридическим лицом сделки, за исключением случаев, когда информация о конфликте интересов была заблаговременно раскрыта и действия директора были одобрены в установленном законодательством порядке.
При разрешении спора суды приведенными нормами права не руководствовались, хотя они частично приведены в обжалуемых судебных актах. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, ограничился лишь указанием на нарушение Департаментом положений статьи 247 Трудового кодекса Российской Федерации, не рассмотрев спор исходя из всех оснований заявленных требований.
При разрешении требований Департамента о взыскании с Султанова Р.Р. убытков, причиненных необоснованной выплатой себе премий, суды не учли следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:
1) принимает решение о создании унитарного предприятия;
2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
9) утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность и отчеты унитарного предприятия;
10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
14) дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
16.1) в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, принимает решение об осуществлении государственным или муниципальным унитарным предприятием отдельных полномочий концедента;
17) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Действуя в переделах предоставленных полномочий администрацией города Югорска Ханты-Мансийского автономного округа- Югры утверждены Положение о премировании руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Югорска от 06 октября 2011 года, Положение об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий г. Югорска от 25 февраля 2021 года. Указанные нормативные акты регулируют основания и порядок премирования руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Югорска. Порядок оплаты труда ответчика предусмотрен в заключенном с ним трудовом договоре от 28 апреля 2017 года. Султанов Р.Р, зная условия трудового договора, будучи директором МУП "Югорскэнергогаз", в силу своего должностного положения обязан был знать и исполнять нормативные акты, принятые учредителем, в том числе по вопросам оплаты труда. Как утверждает истец, принятые Положения размещены в открытых источниках и доступны для ознакомления всеми заинтересованными лицами, они своевременно направлялись Султанову Р.Р. для использования в работе.
Статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Таким образом, по смыслу приведенного нормативного регулирования, источником норм трудового права (в том числе касающихся вознаграждения за работу единоличного исполнительного органа и прочих выплат) являются также нормативные акты, принятые учредителем муниципального унитарного предприятия.
При этом правовой статус работника - единоличного исполнительного органа (в рассматриваемом случае - директора МУП "Югорскэнергогаз") в силу специфики его положения регламентируется как нормами Федерального закона от 14 ноября 2002 года N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", так и нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом являясь единоличны исполнительным органом МУП "Югорскэнергогаз" Султанов Р.Р. наделен правами и обязанностями работодателя лишь в отношениях с работниками предприятия и выступает в качестве работника в отношениях с учредителем, функции которого исполняются Департаментом.
Более того, как следует из содержания статей 2, 21, 22, 57, 129, 135 и 136 Трудового кодекса Российской Федерации любые денежные выплаты работникам производятся исключительно с согласия и на основании выраженного волеизъявления работодателя, которым по отношению к единоличному исполнительному органу - директору МУП "Югорскэнергогаз" выступает Департамент муниципальной собственности и градостроительства администрации г. Югорска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Поскольку Положение о премировании руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Югорска от 06 октября 2011 года, Положение об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий г. Югорска от 25 февраля 2021 года, утверждены постановлениями администрации г. Югорска Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, они регулируют правоотношения по стимулированию указанных категорий руководителей муниципальных унитарных предприятий.
Таким образом, премирование Султанова Р.Р, в силу приведенных норм права, могло производиться исключительно после согласования в установленном порядке с учредителем предприятия при наличии указанных в Положениях оснований для премирования. Приведенные обстоятельства (наличие оснований для премирования, соблюдение порядка премирования, согласование выплаты премии и её размера с учредителем муниципального унитарного предприятия или с уполномоченным им лицом) являются юридически значимыми и подлежали установлению судами в ходе рассмотрения дела. Однако указанные обстоятельства предметом судебного рассмотрения не являлись.
В связи с изложенным необоснованными признаются выводы судов о том, что трудное материальное положение МУП "Югорскэнергогаз" не имеет правового значения для выплаты премии директору муниципального унитарного предприятия. Заслуживающими внимания являются доводы кассационной жалобы о том, что в силу утвержденных Положений основанием премирования является ежемесячный экономический анализ по каждому участку предприятия, премия выплачивается при наличии свободных денежных средств, которые могут быть использованы на материальное стимулирование без ущерба для основной деятельности предприятия; для анализа работы аппарата управления используется, в том числе, дебиторская и кредиторская задолженность предприятия.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N161-ФЗ собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
В силу положений частей 1 и 3 статьи 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
В ходе рассмотрения дела истец ссылался на то, что необоснованное начисление и выплата Султановым Р.Р. себе премий повлекли негативные последствия для МУП "Югорскэнергогаз", привели к несовременной выплате заработной платы работникам, невозможности вносить обязательные платежи ввиду отсутствия денежных средств у предприятия; такое поведение Султанова Р.Р. нарушает интересы предприятия, не отвечает критерию добросовестного ведения дел предприятия. Однако указанные доводы предметом рассмотрения и судебной оценки не являлись.
В силу приведенных норм материального права обязанность доказать недобросовестность и (или) неразумность действий директора лежит на МУП "Югорскэнергогаз". Директор обязан доказать добросовестность и разумность своих действий. Когда доказывание факта затруднительно для одной из сторон спора, суд, в силу положений статей 12 и 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вправе оказать содействие в предоставлении доказательств.
Судам при рассмотрении спора необходимо было руководствоваться, в том числе, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица", в пунктах 2 и 3 которого приведены универсальные примеры оснований недобросовестности и неразумности действий (бездействия) директора, перечень которых не является исчерпывающим, однако определяет некоторые оценочные критерии для квалификации действий руководителя предприятия с точки зрения содержания в них негативного риска для юридического лица.
При указанных обстоятельствах вынесенные судами постановления нельзя признать законными. Допущенные нарушения норм материального и процессуального права повлияли на результат рассмотрения спора, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами, мотивы принятого решения подробно изложить в судебном акте со ссылками на исследованные в судебном заседании и имеющиеся в материалах дела доказательства.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 апреля 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Югорский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.