Кассационным определением СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2025 г. N 18-КАД24-66-К4 настоящее определение оставлено без изменения
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Семейкиной С.А., Струковой А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-37/2023 по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Краснодарского краевого суда от 15 марта 2023 г, вынесенное по административному иску Галаевой Ларисы Станиславовны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об установлении ее в размере равном рыночной стоимости, заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
Галаева Л.С. обратилась в Краснодарский краевой суд с административным иском о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной в отношении объектов недвижимого имущества:
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 649, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 24 декабря 2018 г. в размере 14 355 900 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 564, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 12 474 600 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 391 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 6 305 800 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 316, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 2 апреля 2018 г. в размере 2 539 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 322 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 17 октября 2018 г. в размере 3 024 200 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 332, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 2 апреля 2018 г. в размере 2 662 400 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 325, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 254 500 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 440, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 7 099 200 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 434 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 5 551 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 328, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" нежилые помещения 36, 37, 38, 39, 40, по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 5 299 400 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 378, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 6 107 400 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 97, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 1 836 700 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 38, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", нежилое помещение 7, по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 729 800 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 590, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 18 октября 2018 г. в размере 5 226 300 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 352, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", нежилые помещения 1, 2, по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 4 129 900 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 1806, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 23 апреля 2020 г. в размере 6 352 900 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 296 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 15 октября 2020 г. в размере 1 255 400 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 353 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 30 марта 2020 г. в размере 2 288 800 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 232 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 30 марта 2020 г. в размере 1 563 900 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 548, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 24 июня 2019 г. в размере 2 174 700 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 94, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 12 сентября 2019 г. в размере 445 500 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 223, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 30 декабря 2019 г. в размере 969 100 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 224, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 30 декабря 2019 г. в размере 973 900 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 295 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 30 декабря 2019 г. в размере 1 245 400 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 316, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 14 января 2020 г. в размере 2 059 600 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 440, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 18 ноября 2019 г. в размере 2 764 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 378, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 27 декабря 2021 г. в размере 9 450 700 рублей.
В основание заявленных требований указывает, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует рыночной стоимости и нарушает права административного истца, так как ведёт к необоснованному увеличению размера налога на имущество физических лиц.
Решением Краснодарского краевого суда от 15 марта 2023 года административные требования удовлетворены частично, установлена по состоянию кадастровая стоимость объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 24 декабря 2018 г. в размере 8 915 100 рублей на период с 1 января 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 7 031 000 рублей на период с 1 января 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 5 102 200 рублей на период с 1 января 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 2 апреля 2018 г. в размере 2 907 800 рублей на период с 1 января 2019 года до 14 января 2020 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 17 октября 2018 г. в размере 4 094 900 рублей на период с 1 января 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 2 апреля 2018 г. в размере 3 030 800 рублей на период с 1 января 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого здания с кадастровым номером N, по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 2 822 600 рублей на период с 1 января 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 5 658 800 рублей на период с 1 января 2019 года до 18 ноября 2019 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 5 591 700 рублей на период с 1 января 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 4 383 700 рублей на период с 1 января 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 4 963 500 рублей на период с 1 января 2019 года до 27 декабря 2021 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 1 498 900 рублей на период с 1 января 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 668 300 рублей на период с 1 января 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 18 октября 2018 г. в размере 7 133 300 рублей на период с 1 января 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 3 398 000 рублей на период с 1 января 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 23 апреля 2020 г. в размере 23 144 000 рублей на период с 23 апреля 2020 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 15 октября 2020 г. в размере 5 172 100 рублей на период с 15 октября 2020 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 30 марта 2020 г. в размере 5 960 600 рублей на период с 30 марта 2020 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 30 марта 2020 г. в размере 4 050 300 рублей на период с 30 марта 2020 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 24 июня 2019 г. в размере 8 904 000 рублей на период с 24 июня 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 12 сентября 2019 г. в размере 1 723 900 рублей на период с 12 сентября 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 30 декабря 2019 г. в размере 4 191 900 рублей на период с 30 декабря 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 30 декабря 2019 г. в размере 4 209 500 рублей на период с 30 декабря 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 декабря 2019 г. в размере 5 408 400 рублей на период с 30 декабря 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 14 января 2020 г. в размере 5 031 100 рублей на период с 14 января 2020 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, по состоянию на 18 ноября 2019 г. в размере 7 555 500 рублей на период с 18 ноября 2019 года до 1 января 2022 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 27 декабря 2021 г. в размере 4 846 800 рублей на период с 27 декабря 2021 года до 1 января 2022 года.
Разрешен вопрос о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении заявленных требований. Полагает недоказанным недостоверность установленной в предусмотренном законе порядке кадастровой стоимости. Настаивает на недостоверности проведенной экспертизы, считает ненадлежащим доказательством, поскольку факт расхождения кадастровой и рыночной стоимости составляет от 13, 4% до 78, 8%. Указывает на ряд нарушений, допущенных судебным экспертом при производстве судебной экспертизы по делу. Эксперт необоснованно отказался от применения сравнительного подхода, не мотивированно указав на недостаточно развитый рынок, что не соответствует действительности. Эксперт в расчетах использовал неинформативные аналоги, которые применять некорректно. По мнению апеллянта, эксперт принял данные из своих личных суждений и использовал недостоверные и неподтвержденные данные. В объявлениях на стр. 281 (аналог N 2), стр. 283 (аналог N 1), стр. 286 аналог N 3), стр. 292 (аналог N 1) отсутствуют фотоматериалы и данные о состоянии объектов аналогов. Настаивает, что эксперт не провел полное исследование объектов и материалов дела, не дал обоснованное и объективное заключение по поставленным вопросам, что привело к искажению результатов оценки и существенному снижению рыночной стоимости объектов.
В отзыве на апелляционную жалобу ГБУ Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" поддерживает доводы апелляционной жалобы, а также замечания на судебную экспертизу, положенную в основу решения суда, настаивая на отмене решения и вынесении нового об отказе в удовлетворении административных требований. В качестве замечаний к судебной экспертизе указывает, что эксперт в ходе расчета самостоятельно определяя ставку капитализации не обосновал, каким образом на объект экспертизы повлияют ухудшение геологических условий, транспортной доступности объекта и коммерческого потенциала объекта; по некоторым аналогам отсутствует точное местоположение, которое определяет расположение относительно красной линии. Кроме того, эксперт не исследовал и не провел осмотр объектов экспертизы, тем самым не определили не уточнил ценообразующие факторы для проведения итоговой рыночной стоимости, В отзыве на апелляционную жалобу представитель административного истца Скляров О.В. просит отклонить доводы апелляционной жалобы как необоснованные, оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель административного истца Скляров О.В. настаивал на оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в рассмотрении административного дела, извещенные своевременно и в надлежащей форме, не явились. Учитывая положения статей 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционной жалобы, поступившие отзывы и возражения, выслушав представителя административного истца, исследовав приобщенные новые доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случаях, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты права и обязанности, предоставлено юридическим лицам и гражданам положениями главы 25 КАС РФ, в частности статьей 245.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Частью 1 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, установлен переходный период применения данного закона с 1 января 2017 г. до 1 января 2023 г. (далее - переходный период), в течение которого государственная кадастровая оценка может проводиться как в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ, так и в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных ч. 2 ст. 24 Федерального закона N 237-ФЗ.
При этом высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право принятия решения о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории соответствующего субъекта в соответствии с законом N 237-ФЗ.
Данное право реализовано на территории Краснодарского края, - постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 318 от 27 апреля 2017 г, установлена дата перехода к проведению в Краснодарском крае государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", - 1 мая 2017 г.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также даты определения кадастровой стоимости оспариваемых объектов, - 24 декабря 2018 г, 1 января 2018 г, 2 апреля 2018 г, 17 октября 2018 г, 18 октября 2018 г, 23 апреля 2020 г, 15 октября 2020 г, 30 марта 2020 г, 24 июня 2019 г, 12 сентября 2019 г, 30 декабря 2019 г, 14 января 2020 г, 18 ноября 2019 г, 27 декабря 2021 г, правоотношения, связанные с пересмотром кадастровой стоимости таких объектов, подлежат регулированию в соответствии с нормами Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Оспариваемая кадастровая стоимость утверждена уполномоченными органами (ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ", департаментом имущественных отношений Краснодарского края) и установлена в отношении объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 24 декабря 2018 г. в размере 34 409 534 рубля 84 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 25 097 847 рублей 40 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 18 034 240 рублей 95 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 2 апреля 2018 г. в размере 13 730 466 рублей 62 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 17 октября 2018 г. в размере 13 916 305 рублей 48 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 2 апреля 2018 г. в размере 14 357 132 рубля 55 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 3 263 014 рублей 44 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 19 992 482 рубля 47 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 19 308 607рублей 23 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 14 440 879 рублей 31 копейка;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 16 683 898 рублей 44 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 3 624 300 рублей 75 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 1 440 045 рублей 58 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 18 октября 2018 г. в размере 25 878 421 рубль 43 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 10 504 768 рублей 88 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 23 апреля 2020 г. в размере 83 240 969 рублей 25 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 15 октября 2020 г. в размере 13 640 772 рубля 24 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 марта 2020 г. в размере 15 475 322 рубля 32 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 марта 2020 г. в размере 10 170 750 рублей 8 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 24 июня 2019 г. в размере 25 267 687 рублей 23 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N состоянию на 12 сентября 2019 г. в размере 4 350 300 рублей 34 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 декабря 2019 г. в размере 10 290 487 рублей 98 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 декабря 2019 г. в размере 10 341 180 рублей 04 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 декабря 2019 г. в размере 13 594 688 рублей 55 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 14 января 2020 г. в размере 13 691 570 рублей 11 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 18 ноября 2019 г. в размере 19 393 323 рубля 54 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 27 декабря 2021 г. в размере 16 683 897 рублей 38 копеек.
Данная кадастровая стоимость является архивной, что верно установлено судом первой инстанции с определением периода ее действия.
Действующая кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 2259 от 9 сентября 2021 г. "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Краснодарского края" в результате проведения массовой государственной кадастровой оценки зданий, и установлена по состоянию на 1 января 2021 г. в отношении объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 39 915 060 рублей 16 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 29 642 840 рублей 13 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 21 300 076 рублей 09 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 14 251 095 рублей 94 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 14 485 015 рублей 44 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 14 943 857 рублей 54 копейки;
- нежилого здания с кадастровым номером N в размере 3 006 319 рублей 34 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N размере 22 905 278 рублей 76 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 22 805 220 рублей 06 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 17 055 992 рубля 86 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N размере 3 701 785 рублей 37 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 470 832 рубля 59 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 11 651 712 рублей 55 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 98 315 156 рублей 89 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 16 110 992 рубля 88 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 18 277 757 рублей 55 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N размере 12 012 577 рублей 02 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 29 843 437 рублей 15 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 5 138 100 рублей 43 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 12 154 002 рублей 40 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 12 213 874 рубля 33 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 16 056 563 рубля 85 копеек.
Действующая кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости определена ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" в отношении объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 25 марта 2022 г. в размере 30 564 760 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 27 декабря 2021 г. в размере 16 683 897 рублей 38 копеек.
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц. В силу положений части 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Как следует из материалов дела и подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, административный истец Галаева Л.С. является собственником объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 649, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 564, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 391 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 316, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 322 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 332, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 325, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 440, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 434 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 328, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 378, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 97, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 38, 7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 590, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 352, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 1806, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 296 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 353 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 232 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 548, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 94, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 223, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 224, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 295 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 316, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 440, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 378, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Следовательно, административный истец имеет право на оспаривание кадастровой стоимости, в том числе архивной, как непосредственно влияющей на его материальные права. Выводы суда в указанной части являются верными, судебная коллегия соглашается с ними.
В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной. Аналогичное разъяснение содержит пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости". На административном истце лежит обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Обращаясь в суд с рассматриваемыми административными требованиями, административный истец, в подтверждение нарушения его имущественных прав по уплате налога, предоставил отчеты об оценке N 356-П-2022/1 от 27 июня 2022 года и N 356-П-2022/2 от 28 июня 2022 года, выполненные оценщиком ООО "Альфа эксперт", согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости определена в следующем размере:
- нежилого помещения с кадастровым номером N состоянию на 24 декабря 2018 г. в размере 14 355 900 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 12 474 600 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 6 305 800 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 2 апреля 2018 г. в размере 2 539 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 17 октября 2018 г. в размере 3 024 200 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 2 апреля 2018 г. в размере 2 662 400 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N состоянию на 1 января 2018 г. в размере 254 500 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 7 099 200 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 5 551 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 5 299 400 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 6 107 400 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 1 836 700 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 729 800 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 18 октября 2018 г. в размере 5 226 300 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 4 129 900 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 23 апреля 2020 г. в размере 6 352 900 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 15 октября 2020 г. в размере 1 255 400 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 марта 2020 г. в размере 2 288 800 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 марта 2020 г. в размере 1 563 900 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 24 июня 2019 г. в размере 2 174 700 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 12 сентября 2019 г. в размере 445 500 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N состоянию на 30 декабря 2019 г. в размере 969 100 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 декабря 2019 г. в размере 973 900 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 декабря 2019 г. в размере 1 245 400 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 14 января 2020 г. в размере 2 059 600 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 18 ноября 2019 г. в размере 2 764 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 27 декабря 2021 г. в размере 9 450 700 рублей.
Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и выводами отчетов об оценке, представленных административным истцом, имелись существенные различия, определением Краснодарского краевого суда от 24 августа 2022 г. верно назначена по делу судебная экспертиза по определению соответствия представленных отчетов об оценки законодательству об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объектов недвижимости, что соответствует полномочиям суда по рассмотрению указанной категории споров и разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28, при этом судом учтено, что отчеты получены во внесудебном порядке по заказу административного истца на платной основе, оценщик не был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ.
В дальнейшем, удовлетворяя административные требования, в основу решения суда было положено полученное заключение эксперта N 193-1114/2022 от 16 октября 2022 года, выполненное ООО "АТЛАС-КОНСАЛТ" (эксперт ФИО12 Согласно выводам указанной экспертизы, отчеты об оценке N 356-П-2022/1 от 27 июня 2022 года и N 356-П-2022/2 от 28 июня 2022 года, выполненные оценщиком ООО "Альфа эксперт", предоставленные административным истцом, не соответствуют требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.
Экспертом определена рыночная стоимость объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 24 декабря 2018 г. в размере 8 915 100 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 7 031 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 5 102 200 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 2 апреля 2018 г. в размере 2 907 800 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 17 октября 2018 г. в размере 4 094 900 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 2 апреля 2018 г. в размере 3 030 800 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N состоянию на 1 января 2018 г. в размере 2 822 600 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 5 658 800 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 5 591 700 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 4 383 700 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 4 963 500 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 1 498 900 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 668 300 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 18 октября 2018 г. в размере 7 133 300 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 3 398 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 23 апреля 2020 г. в размере 23 144 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 15 октября 2020 г. в размере 5 172 100 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 марта 2020 г. в размере 5 960 600 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 марта 2020 г. в размере 4 050 300 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 24 июня 2019 г. в размере 8 904 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 12 сентября 2019 г. в размере 1 723 900 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 декабря 2019 г. в размере 4 191 900 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 декабря 2019 г. в размере 4 209 500 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 декабря 2019 г. в размере 5 408 400 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 14 января 2020 г. в размере 5 031 100 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 18 ноября 2019 г. в размере 7 555 500 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 27 декабря 2021 г. в размере 4 846 800 рублей.
Заключение судебной экспертизы, положенное в основу решения суда, оспаривается административным ответчиком, который приводит в апелляционной жалобе замечания, не получившие, по мнению судебной коллегии, надлежащей оценки при рассмотрении дела по существу в первой инстанции.
Из заключения судебной экспертизы N 193-1114/2022 от 16.10.2022 г, выполненной экспертом ООО "АТЛАС-КОНСАЛТ" ФИО13 следует, что эксперт отказался от применения сравнительного подхода, ввиду отсутствия сходных объектов-аналогов, предложенных к продаже на дату оценки.
Отказ от затратного подхода эксперт объяснил тем, что рынок коммерческой недвижимости достаточно развит, в связи с чем имеется возможность применения доходного подхода.
Оценка рыночной стоимости экспертом проведена исключительно доходным подходом.
Доводы апелляционной жалобы департамента имущественных отношений о необоснованном отказе от использования сравнительного и затратного подхода экспертом хотя и отвергнуты со ссылкой на подп. "в" п. 24 ФСО N 7, но не устранили сомнения. Так, эксперт ФИО14 письменных пояснениях указывает об обоснованности отказа от применения затратного подхода при достаточной развитости рынка коммерческой недвижимости, мотивируя при этом отказ от использования сравнительного подхода недостаточным количеством объектов-аналогов в сегменте коммерческой недвижимости. При этом из содержания судебной экспертизы следует, что г. Краснодар является быстро развивающимся региональным центром с высокой развитостью рынка, что также следует из общедоступных источников. В связи с чем подобные выводы вызывают сомнения и необходимость проверки доводов апелляционной жалобы и выводов эксперта, а выводы о выборе подходов к оценке с точки зрения положений пунктов 22 и 24 Федерального стандарта оценки N 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. N 611, являются сомнительными.
Заслуживающими внимания являются и замечания относительно отсутствия осмотра объекта. Поясняя отказ от осмотра ретроспективностью даты оценки, эксперт упускает указания, содержащиеся в пункте 5 приказа Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 N 611 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)" установлено, что при сборе информации об оцениваемом объекте недвижимости оценщик проводит осмотр объекта оценки в период, возможно близкий к дате оценки, если в задании на оценку не указано иное. В случае не проведения осмотра оценщик указывает в отчете об оценке причины, по которым объект оценки не осмотрен, а также допущения и ограничения, связанные с не проведением осмотра.
Приведенные в апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края и отзыве на нее ГБУ Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" данные о средней рыночной стоимости 1 кв.м. коммерческой недвижимости существенно разнятся с выводами судебной экспертизы, свидетельствуют о более высокой рыночной стоимости подобной недвижимости, являющейся предметом оценки, и вызывают необходимость проверки при том, что экспертом в заключении не исследован рынок недвижимости в указанном сегменте и не приведены данные о диапазоне рыночных цен.
В полученных письменных пояснениях, эксперт не разъяснил свою позицию относительно поступивших замечаний, не устранил сомнения в их обоснованности. Вместе с тем, судебная коллегия не усматривает оснований к его допросу, поскольку письменные пояснения тождественны устным, и соответствуют требованиям процессуального законодательства о даче пояснений как в устной, так и в письменной форме в соответствии с требованиями статей 45, 68, 140 КАС РФ.
В абзаце 4 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано на право суда в случае возникновения сомнения в обоснованности доводов заявителя (административного истца) выносить эти обстоятельства на обсуждение, даже если заинтересованное лицо (административный ответчик) на них не ссылалось (статья 56 ГПК РФ, статья 62 КАС РФ).
Судебная коллегия, установив изложенное, пришла к выводу о сомнительности и противоречивости выводов, наличии ошибок при описании и применении корректировок, изложенных в заключении экспертизы, а также о наличии нарушений требований Федеральных стандартом оценки в части немотивированности отказа от применения сравнительного подхода к оценке объектов капитального строительства, о выборе объектов-аналогов, неустановлении фактического использования объектов капитального строительства при применении к ним доходного подхода и отсутствием обоснования выбора объектов-аналогов. Замечания подлежат проверке путем назначения по делу повторной судебной оценочной экспертизы в соответствии с положениями части 2 статьи 83 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральных стандартов оценки, ввиду необходимости исключения неоднозначного толкования экспертного заключения. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что замечания могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта исследования.
Признавая кадастровую стоимость не соответствующей рыночной стоимости и изменяя ее размер, суд, в рамках предоставленных ему полномочий, обязан проверить всю совокупность доказательств на предмет их достаточности, достоверности, допустимости, поскольку подобным решением затрагиваются публичные интересы.
В пункте 23 того же Постановления разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, часть 1 статьи 308 КАС Российской Федерации позволяет суду апелляционной инстанции в интересах законности проверить акты суда первой инстанции, в том числе на наличие нарушений или неправильного применения норм материального или норм процессуального права независимо от доводов сторон, и, будучи направленной на обеспечение принятия законного и обоснованного решения суда по конкретному делу, не может расцениваться как нарушающая конституционные права участников административного судопроизводства (определения от 20 апреля 2017 года N 791-О, от 28 января 2021 года N 164-О, определение от 31 марта 2022 г. N 567-О, и др.).
Следовательно, назначая по настоящему делу в суде апелляционной инстанции повторную судебную оценочную экспертизу, судебная коллегия реализует полномочия, предусмотренные положениями статей 77, 78, 308 КАС РФ, пунктами 19, 23 Постановления Пленума Верховного суда от 30 июня 2015 г. N 28.
Учитывая вышеизложенное и реализуя предоставленные полномочия, судебная коллегия назначила проведение повторной оценочной экспертизы, производство которой поручило эксперту ФИО37 ООО "ЭКСПЕРТ-СТ".
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/1-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО16, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемого объекта нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 24 декабря 2018 года составляет 26 123 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/2-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО17, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемого объекта нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года составляет 22 964 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/3-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО18, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемого объекта нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года составляет 16 985 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/4-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО19, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемых объектов:
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 2 апреля 2018 года составляет 14 794 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 2 апреля 2018 года составляет 13 186 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/5-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО20, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемого объекта нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 17 октября 2018 года составляет 18 144 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/6-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО21, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемых объектов:
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года составляет 6 266 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года составляет 2 103 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/7-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО22, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемого объекта нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года составляет 3 297 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/8-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО23, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемых объектов:
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года составляет 19 122 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года составляет 16 450 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/9-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО25, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемого объекта нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года составляет 20 608 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/10-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО26, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемых объектов:
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года составляет 14 274 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года составляет 9 507 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/11-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО27, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемого объекта нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 18 октября 2018 года составляет 31 124 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/12-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО28, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемых объектов:
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 марта 2020 года составляет 18 582 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 марта 2020 года составляет 11 547 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/13-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО29, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемого объекта нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 23 апреля 2020 года составляет 78 114 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/14-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО30, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемого объекта нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 15 октября 2020 года составляет 17 809 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/15-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО31, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемого объекта нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 24 июня 2019 года составляет 28 498 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/16-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО32, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемого объекта нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 12 сентября 2019 года составляет 4 640 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/17-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО33, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемых объектов:
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 декабря 2019 года составляет 10 219 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 декабря 2019 года составляет 10 270 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 30 декабря 2019 года составляет 15 529 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/18-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО34, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемого объекта нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 14 января 2020 года составляет 14 175 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/19-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО35, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемого объекта нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 18 ноября 2019 года составляет 18 538 000 рублей.
Заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 21 августа 2023 г. N 13/20-Э/08/2023-А, выполненной экспертом ФИО36, ООО "ЭКСПЕРТ-СТ", установлено, что рыночная стоимость оцениваемого объекта нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 27 декабря 2021 года составляет 26 130 000 рублей.
Недостатки судебной экспертизы, положенной в основу решения суда, для проверки влияния которых на размер рыночной стоимости судебной коллегией было назначено проведение повторной судебной оценочной экспертизы, устранены заключениями повторной экспертизы. В частности, из содержания повторной судебной экспертизы следует, что все объекты оценки экспертом осмотрены, о чем имеются соответствующие акты. Проводя осмотр объектов, эксперт установилих фактическое использование, в связи с чем выбор объектов-аналогов проведен корректно.
Для определения рыночной стоимости оцениваемых объектов эксперт использовал два подхода - сравнительный и доходный, что соответствует требованиям пунктом 22, 23 ФСО N 7, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 г. N 611 (в действующей редакции).
Изучив заключение первичной и повторной судебных экспертиз с поступившими замечаниями департамента имущественных отношений Краснодарского края и ГБУ Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ", судебная коллегия установилафакт обоснованности приведенных замечаний, как непосредственно влияющих на размер рыночной стоимости. Не подвергая проверке поступившие замечания, суд не установилюридически значимые обстоятельства, подлежащие выяснению в данной категории дел, - реальный размер оспариваемой рыночной стоимости.
Оценивая заключения повторной судебной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что они являются допустимым доказательством, подготовленными лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ, Федерального закона N 237-ФЗ, Федеральных стандартов оценки, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, какие-либо сомнения в обоснованности заключений эксперта отсутствуют.
Совокупная оценка судебных экспертиз свидетельствует о том, что выбор объектов-аналогов, анализ рынка, применённые корректировки, выбранные подходы к оценке, наиболее соответствуют положениям законодательства, содержащимся в Федеральных стандартах оценки, в заключениях повторной судебной экспертизы, выполненной ООО "ЭКСПЕРТ-СТ". Учитывая наличие недостатков в заключении судебной экспертизы, положенной в основу решения суда, исключение из числа доказательств о рыночной стоимости отчета об оценке, судебная коллегия приходит к выводу о принятии в качестве надлежащего доказательства о рыночной стоимости объектов оценки заключений повторной оценочной экспертизы.
Поступившие замечания на результаты и содержание повторной судебной экспертизы от административного истца Галаевой Л.С. судебная коллегия рассматривает критически.
В истребованных письменных пояснениях, эксперт признал наличие опечаток, не влияющих на результаты проведенной экспертизы, такие как неверное указание города и описание методологии, при верных расчетах. Экспертом дополнительно подробно изложены вопросы о принятой ставке капитализации, учета стоимости земельных участков в составе Единого объекта недвижимости, а также приведены расширенные пояснения относительно выбора объектов-аналогов и примененных корректировок.
Поступившие пояснения устраняют опечатки в представленных заключениях повторных экспертиз и не вызывают сомнения у судебной коллегии.
Замечания административного истца, как и ходатайство о назначении по делу повторной - третьей судебной экспертизы, судебная коллегия отклоняет, ввиду отсутствия оснований к сомнению в содержании и выводам повторной экспертизы.
Судебная коллегия отмечает допустимость составления нескольких заключений по назначенной судом повторной экспертизы исходя как из количества объектов, дифференциации в их местоположении, их назначения, и даты определения рыночной стоимости. Из указанных обстоятельств следует невозможность составления единого заключения ввиду различного исследования и объема материалов.
Признавая заключения повторной судебной экспертизы надлежащим доказательством по делу, в соответствии с требованиями статей 309-311 КАС РФ, решение Краснодарского краевого суда от 13 февраля 2023 г. в части установления рыночной стоимости подлежит частично отмене и изменению.
Так, установление в судебном порядке рыночной стоимости в размере выше кадастровой недопустимо, в связи с чем оспариваемое решение в части требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 316, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 2 апреля 2018 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 322 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 17 октября 2018 года;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 325, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 434 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 97, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 38, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 590, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 18 октября 2018 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 296 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 15 октября 2020 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 353 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 30 марта 2020 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 232 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 30 марта 2020 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 548, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 24 июня 2019 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 94, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 12 сентября 2019 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 295 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 30 декабря 2019 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 316, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 14 января 2020 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 378, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 27 декабря 2021 года, - подлежит отмене с вынесением нового об отказе в иске.
Это же решение Краснодарского краевого суда от 13 февраля 2023 г. в части установления кадастровой стоимости объектов недвижимости - изменить, установив в отношении:
- нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 649, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 24 декабря 2018 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 26 123 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 564, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 22 964 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 391 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 16 985 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 332, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 2 апреля 2018 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 13 186 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 440, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 19 122 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 328, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 14 274 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 378, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 16 450 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 352, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 9 507 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 1 806, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 23 апреля 2020 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 78 114 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 223, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 30 декабря 2019 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 10 219 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 224, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 30 декабря 2019 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 10 270 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 440, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 18 ноября 2019 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 18 538 000 рублей.
В иной части решение, в том числе о сроке действия оспоренной архивной стоимости, отмене либо изменению не подлежит.
В связи с тем, что доводы апелляционной жалобы административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края о влиянии замечаний к судебной экспертизе на рыночную стоимость объектов оценки нашли свое подтверждение заключениями повторных судебных оценочных экспертиз, то доводы апелляционной жалобы подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Краснодарского краевого суда от 15 марта 2023 г. в части установления кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 316, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 2 апреля 2018 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 322 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 17 октября 2018 года;
- нежилого здания с кадастровым номером N площадью 325, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 434 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 97, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 38, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 590, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 18 октября 2018 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 296 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 15 октября 2020 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 353 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 30 марта 2020 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 232 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 30 марта 2020 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 548, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 24 июня 2019 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 94, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 12 сентября 2019 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 295 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 30 декабря 2019 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 316, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 14 января 2020 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 378, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 27 декабря 2021 года, - отменить. Вынести в указанной части новое решение об отказе Галаевой Ларисе Станиславовне в удовлетворении административных исковых требований.
Это же решение Краснодарского краевого суда от 15 марта 2023 г. в части установления кадастровой стоимости объектов недвижимости - изменить.
Установить в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 649, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 24 декабря 2018 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 26 123 000 рублей.
Установить в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 564, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", обособленное помещение 1 этажа N 15, по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 22 964 000 рублей.
Установить в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 391 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 16 985 000 рублей.
Установить в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 332, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 2 апреля 2018 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 13 186 000 рублей.
Установить в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 440, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 19 122 000 рублей.
Установить в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 328, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 14 274 000 рублей.
Установить в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 378, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 16 450 000 рублей.
Установить в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 352, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 9 507 000 рублей.
Установить в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 1 806, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 23 апреля 2020 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 78 114 000 рублей.
Установить в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 223, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 30 декабря 2019 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 10 219 000 рублей.
Установить в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 224, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 30 декабря 2019 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 10 270 000 рублей.
Установить в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 440, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 18 ноября 2019 года кадастровую стоимость в размере рыночной равной 18 538 000 рублей.
В иной части решение Краснодарского краевого суда от 15 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.