Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Руновой Т.Д, с участием прокурора Кустикова А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-554/2023 по иску Гутовой Натальи Владимировны к Челябинской городской Думе, Контрольно-счетной палате г. Челябинска, Комитету финансов г. Челябинска об оспаривании решения о досрочном освобождении от занимаемой должности, возложении обязанности восстановить в должности, взыскании денежного довольствия, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Гутовой Натальи Владимировны на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 11 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, объяснения истца Гутовой Н.В, ее представителей Сиванькаевой Ю.Е, Сиванькаева С.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Челябинской городской Думы Ган О.С, представителя ответчика Контрольно-счетной палаты г. Челябинска Кузнецовой И.А, полагавших кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кустикова А.Г, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гутова Н.В. обратилась в суд с иском к Челябинской городской Думе, Контрольно-счетной палате г. Челябинска, Комитету финансов г. Челябинска, в котором, уточнив заявленные требования, просила признать незаконным решение Челябинской городской Думы N 33/3 от 25 октября 2022 г, восстановить ее в должности председателя Контрольно-счетной палаты города Челябинска; взыскать денежное вознаграждение за период с 26 октября 2022 г. до момента восстановления в должности, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 60 000 руб. (том 1 л.д. 3-11, том 3 л.д. 33-43).
В обоснование заявленных требований Гутова Н.В. ссылалась на то, что решением Челябинской городской Думы от 27 октября 2020 г..N 13/19 назначена на должность председателя Контрольно-счетной палаты г..Челябинска сроком на пять лет. Решением Челябинской городской Думы от 25 октября 2022 г..N 33/3 она освобождена досрочно от замещаемой муниципальной должности председателя Контрольно-счетной палаты г..Челябинска на основании пункта 8 части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2021 г..ФЗ-6 "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" 25 октября 2022 г..Основанием для принятия данного решения послужило представление прокурора г..Челябинска от 7 октября 2022 г..N 21-2022, согласно которому по результатам проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в Контрольно-счетной палате г..Челябинска было установлено, что распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты г..Челябинска Гутовой Н.В. от 1 июля 2021 г..N 55-лс на должность муниципальной службы главного специалиста Контрольно-счетной палаты г..Челябинска назначена "данные изъяты" которая является племянницей Гутовой Н.В, что свидетельствует о наличии личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение "данные изъяты" и Гутовой Н.В. должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), что приводит к конфликту интересов. Распоряжением от 12 августа 2022 г..N 91-лс трудовой договор с "данные изъяты" расторгнут на основании пункта 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по соглашению сторон). По результатам проверки также установлено, что в 2020-2022 гг. уведомления лиц, замещающих муниципальные должности в Контрольно-счетной палате г..Челябинска, о возникновении конфликта интересов в Челябинскую городскую Думу не поступали.
Полагала, что ответчиком Челябинской городской Думой нарушен порядок ее досрочного освобождения от занимаемой должности, поскольку изложенная в представлении прокурора города Челябинска от 7 октября 2022 г..N 21-2022 информация подлежала рассмотрению комиссией Челябинской городской Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности в г..Челябинске и внутригородских районах, чего сделано не было; представление прокурора г..Челябинска от 7 октября 2022 г..N 21-2022 Челябинской городской Думой рассмотрено формально, поскольку комиссией Челябинской городской Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности в г..Челябинске и внутригородских районах соответствующая проверка не назначалась и не проводилась, в связи с чем факт личной заинтересованности истца и возможного конфликта интересов не был установлен и доказан. Освобождение от замещаемой должности в нарушение статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации произведено в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске. Незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред, который выразился в стрессе из-за незаконного увольнения.
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 11 января 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 апреля 2023 г, в удовлетворении исковых требований Гутовой Н.В. отказано.
В кассационной жалобе истец Гутова Н.В. просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе судей.
От Контрольно-счетной палаты г. Челябинска, Челябинской городской Думы, Комитета финансов г. Челябинска поступили возражения на кассационную жалобу, в которых представители ответчиков просят жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Челябинской городской Думы от 27 октября 2020 г. N 13/19 Гутова Н.В. назначена на должность председателя Контрольно-счетной палаты города Челябинска с 31 октября 2020 г. сроком на пять лет.
7 октября 2022 г. председателю Челябинской городской Думы Шмидту А.В. прокурором г. Челябинска Самойловым Р.В. по результатам проведенной по поручению прокуратуры Челябинской области проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в Контрольно-счетной палате г. Челябинска вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии и коррупции, рассмотрении вопроса о привлечении к установленной законом ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, в том числе о досрочном освобождении от должности.
Из содержания представления следует, что в ходе проверки установлено: решением Челябинской городской Думы от 27 октября 2020 г..N 13/19 Гутова Н.В. назначена на должность председателя Контрольно-счетной палаты г..Челябинска сроком с 31 октября 2020 г..сроком на пять лет; в анкете, заполненной собственноручно при трудоустройстве в управление муниципальных закупок администрации г..Челябинска, Гутовой Н.В. в качестве близких родственников указан брат - "данные изъяты" "данные изъяты" г..рождения; распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты г..Челябинска Гутовой Н.В. от 1 июля 2021 г..N 55-лс на должность муниципальной службы главного специалиста Контрольно-счетной палаты г..Челябинска назначена "данные изъяты" Распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты г..Челябинска от 12 августа 2022 г..N 91-лс трудовой договор с Пыхтиной Т.А. расторгнут на основании пункта 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по соглашению сторон). В анкете "данные изъяты" в качестве близкого родственника указан отец "данные изъяты" "данные изъяты" г..рождения, то есть "данные изъяты" является племянницей Гутовой Н.В, что свидетельствует о наличии личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение "данные изъяты". и Гутовой Н.В. должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), что может приводить к конфликту интересов. У председателя Контрольно-счетной палаты г..Челябинска Гутовой Н.В. имелась прямая обязанность по уведомлению комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности в г..Челябинске и внутригородских районах, о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принятию мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта. В 2020-2022 гг. уведомлений
от лиц, занимающих муниципальные должности в Контрольно-счетной палате г..Челябинска, о возникновении конфликта интересов в Челябинскую городскую Думу не поступало.
Распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска "данные изъяты" от 7 февраля 2020 г. N 8 утвержден Порядок сообщения лицом, замещающим муниципальную должность, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей (осуществлении полномочий), которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Согласно данному Порядку лицо, замещающее муниципальную должность, обязано в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (пункт 2). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим муниципальную должность, и (или) состоящим с ним в близком родстве или свойстве лицами, гражданами или организациями, с которыми лицо, замещающее муниципальную должность, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (пункт 4). Сообщение направляется в Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности в г. Челябинске и внутригородских районах, по форме согласно приложению к названному Порядку, в виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей (осуществлений полномочий), которая приводит или может привести к конфликту интересов (пункт 5). Комиссия рассматривает уведомление в порядке и сроки, установленные Положением о комиссии, утвержденным решением Челябинской городской Думы (пункт 6).
Из личного дела "данные изъяты" (племянницы Гутовой Н.В.) следует, что она имеет высшее образование, окончила ФГОУ ВПО "Челябинский государственный агроинженерный университет" специальность "Механизация переработки сельскохозяйственной продукции", квалификация инженер, с июня 2020 г. по июнь 2021 г. была трудоустроена старшим экономистом отдела управления муниципальных закупок администрации г. Челябинска.
На вышеуказанную должность, не отнесенную к должностям муниципальной службы, Пыхтина Т.А. принята на основании приказа начальника управления муниципальных закупок администрации г. Челябинска Гутовой Н.В. N 62/к от 11 июня 2020 г.
29 октября 2020 г. Гутова Н.В. уволена с должности начальника управления муниципальных закупок администрации г. Челябинска в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника на основании распоряжения главы г. Челябинска.
В соответствии со служебной запиской главного бухгалтера - начальника отдела Контрольно-счетной палаты г. Челябинска Мухамедьжановой Л.Б. от 25 июня 2021 г. о рассмотрении кандидатуры на должность главного специалиста в финансовый отдел, последняя просит внести председателю предложение по кандидатуре "данные изъяты" на должность главного специалиста в непосредственное подчинение начальника отдела - главного бухгалтера в целях исполнения следующих обязанностей: осуществлять сбор и направление информации согласно моим поручениям, заполнять формы отчетности, знакомить работников с локальными актами под роспись, технически сопровождать деятельность комиссий Контрольно-счетной палаты, участвовать в разработке локальных актов по охране труда и технике безопасности, оформлять запросы в различные государственные и муниципальные органы, учреждения, а также выполнять в пределах полномочий иные поручения начальника отдела - главного бухгалтера.
На основании распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска Гутовой Н.В. N 55-лс "данные изъяты" назначена на должность муниципальной службы главного специалиста с 1 июля 2021 г. без испытательного срока.
Из плана работы Контрольно-счетной палаты г. Челябинска на 1 квартал 2022 г, утверждённого распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска 23 марта 2022 г. N 42, следует, что ответственным лицом за мероприятия "Составление и предоставление в установленные сроки бюджетной и иной отчетности", "Контроль за соблюдением законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции сотрудниками КСП", "Организация и проведение мероприятий по повышению квалификаций и компетенций сотрудников", "Подготовка и утверждение организационно-распорядительных и технических документов по защите персональных данных", "Подготовка и проведение конкурса на включение в кадровый резерв КСП" указана "данные изъяты"
Из плана работы контрольно-счетной палаты г. Челябинска на 2 квартал 2022 г, утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска 10 июня 2022 г. N 84, следует, что ответственным лицом за мероприятия "Организация и проведение мероприятий по повышению квалификаций и компетенций сотрудников", "Подготовка и утверждение организационно-распорядительных и технических документов по защите персональных данных", "Проведение обучения и оценка знаний сотрудников КСП по охране труда, противопожарной безопасности" указана "данные изъяты"
Распоряжением исполняющего обязанности председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска N 91-лс от 12 августа 2022 г. действие трудового договора с "данные изъяты" прекращено, она уволена с 15 августа 2022 г. по соглашению сторон.
Решением Челябинской городской Думы от 25 декабря 2018 г. N 48/27 утверждено Положение о Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности в г. Челябинске и внутригородских районах (далее - комиссия).
Согласно подпункту 9 пункта 3 данного Положения комиссия является органом, уполномоченным Челябинской городской Думой, Советами депутатов внутригородских районов, главами внутригородских районов, Контрольно-счетной палатой г. Челябинска на осуществление приема и рассмотрения уведомлений Главы г. Челябинска о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска Гутовой Н.В. от 14 октября 2022 г. N 60-к последняя на основании статьи 201 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" убыла в ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 12 календарных дней с 17 октября 2022 г. по 28 октября 2022 г. за рабочий период с 31 октября 2022 г. по 30 октября 2023 г.
17 октября 2022 г. на имя исполняющего обязанности председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска "данные изъяты" председателем комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности в г. Челябинске и внутригородских районах, "данные изъяты" было направлено уведомление, содержащее просьбу рассмотреть вопрос об отзыве из отпуска председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска Гутовой Н.В. на 18 октября 2022 г. либо изыскать возможность представить пояснения на заседании комиссии в период отпуска.
17 октября 2022 г. на имя председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска Гутовой Н.В. председателем комиссии "данные изъяты" также было направлено уведомление, содержащее сведения о том, что 18 октября 2022 г. в 10:00 состоится заседание комиссии, на котором будет рассматриваться представление прокурора г. Челябинска, а также разъяснено право давать пояснения по факту неисполнения обязанности, предусмотренной частью 41 статьи 121 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", о возникновении личной заинтересованности в связи с замещением должности главного специалиста Контрольно-счетной палаты г. Челябинска "данные изъяты" что приводит или может привести к конфликту интересов.
К уведомлению приложена копия представления прокурора г. Челябинска от 7 октября 2022 г. N 21-2022 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
18 октября 2022 г. Гутовой Н.В. на имя председателя комиссии в соответствии с полученным уведомлением от 17 октября 2022 г. даны письменные пояснения, в том числе по обстоятельствам возникновения личной заинтересованности в связи с замещением должности главного специалиста Контрольно-счетной палаты г. Челябинска "данные изъяты" что может приводить к конфликту интересов.
На заседании, состоявшемся 18 октября 2022 г, комиссия, исследовав представление прокурора г. Челябинска от 7 октября 2022 г. N 21-2022 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, письменные пояснения Гутовой Н.В, копии документов, представленных в Челябинскую городскую Думу в качестве приложений к предложению о кандидатуре на должность председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска, информацию, полученную из открытых источников, пришла к выводу о том, что факт нарушения председателем Контрольно-счетной палаты г. Челябинска Гутовой Н.В. положений части 41 статьи 121 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", изложенный в представлении прокурора г. Челябинска, подтвержден. В связи с этим комиссия приняла решение рекомендовать Челябинской городской Думе исполнить представление прокурора г. Челябинска в части привлечения председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска Гутовой Н.В. к ответственности, предусмотренной пунктом 8 части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2021 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
О принятом комиссией решении, а также о том, что рассмотрение представления прокурора г. Челябинска от 7 октября 2022 г. N 21-2022 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции состоится на заседании Челябинской городской Думы 25 октября 2022 г. в 11:00, Гутова Н.В. извещена уведомлением от 20 октября 2022 г.
На заседании комиссии по местному самоуправлению и межмуниципальному сотрудничеству Челябинской городской Думы, состоявшемся 19 октября 2022 г. с участием Гутовой Н.В, принято решение N 34/1 рекомендовать Челябинской городской Думе исполнить представление прокурора г. Челябинска от 7 октября 2022 г. N 21-2022 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в части привлечения председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска Гутовой Н.В. к ответственности, предусмотренной пунктом 8 части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2021 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Как следует из выписки из протокола тридцать пятого заседания Президиума Челябинской городской Думы от 24 октября 2022 г, на заседании было решено включить в проект повестки заседания Челябинской городской Думы проект решения Челябинской городской Думы "О досрочном освобождении от замещаемой муниципальной должности председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска Гутовой Н.В. на основании представления прокурора города Челябинска от 7 октября 2022 г. N 21-2022 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции" для рассмотрения на заседании в представленной редакции.
24 октября 2022 г. председателем Контрольно-счетной палаты г. Челябинска Гутовой Н.В. на имя председателя Челябинской городской Думы "данные изъяты" а также в Президиум Челябинской городской Думы были направлены уведомления о снятии с повестки заседания Челябинской городской Думы 25 октября 2022 г. вопроса о рассмотрении представления прокурора г. Челябинска от 7 октября 2022 г. N 21-2022 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в части привлечения её к ответственности, предусмотренной пунктом 8 части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2021 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", на которые даны мотивированные ответы.
Как следует из выписки из протокола тридцать третьего заседания Челябинской городской Думы от 25 октября 2022 г, на заседании с участием Гутовой Н.В. принято решение о досрочном освобождении от замещаемой муниципальной должности председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска Гутовой Н.В. на основании представления прокурора г. Челябинска от 7 октября 2022 г. N 21-2022 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Решением Челябинской городской Думы от 25 октября 2022 г. N 33/3 Гутова Н.В. освобождена досрочно от замещаемой должности председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска на основании пункта 8 части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2021 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" 25 октября 2022 г.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Челябинской городской Думы от 25 октября 2022 года N 33/3, восстановлении в должности председателя Контрольно-счетной палаты г..Челябинска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 7 февраля 2021 г..N 6-ФЗ "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федерального закона от 25 декабря 2008 г..N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 17 января 1992 г..N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходил из того, что решение Челябинской городской Думы от 25 октября 2021 г..N 33/3, которым Гутова Н.В. освобождена досрочно от замещаемой должности председателя Контрольно-счетной палаты г..Челябинска на основании пункта 8 части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2021 г..N 6-ФЗ "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" 25 октября 2022 г..в связи с неисполнением обязанности, предусмотренной частью 41 статьи 121 Федерального закона от 25 декабря 2008 г..N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", принято законно и обоснованно, с учетом полномочий данного органа, с соблюдением установленного порядка, в правомочном составе. Порядок рассмотрения представления прокурора г..Челябинска от 7 октября 2022 г..N 21-2022 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, вынесенного в рамках предоставленных прокурору полномочий и основанного на положениях действующего законодательства (статьи 24, 28 Федерального закона от 17 января 1992 г..N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"), а также права и законные интересы истца при принятии решения не нарушены.
Возможность реализации права на защиту истцу была предоставлена (она приглашена на заседание комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности в г..Челябинске и внутригородских районах, участвовала на заседании постоянной комиссии по местному самоуправлению и заседании Челябинской городской Думы по рассматриваемого вопросу, давала письменные пояснения, имела возможность привлечь защитника. Основания для досрочного прекращения полномочий председателя Контрольно-счетной палаты г..Челябинска Гутовой Н.В. имелись, поскольку ею подписано распоряжение от 1 июля 2021 г..N 55-лс о назначении на должность муниципальной службы главного специалиста Контрольно-счетной палаты г..Челябинска "данные изъяты" которая является её племянницей, что свидетельствует о наличии личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение Пыхтиной Т.А. и Гутовой Н.В. должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), что может приводить к конфликту интересов. При этом истцом не направлено в Челябинскую городскую Думу уведомление о возникновении конфликта интересов до момента выявления данного нарушения прокурорской проверкой.
Не установив нарушений ответчиками прав истца принятием решения о досрочном прекращении полномочий, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для восстановления Гутовой Н.В. в должности председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска, взыскания денежного вознаграждения за период с 26 октября 2022 г. до момента восстановления в должности, компенсации морального вреда в размере 100 000 руб, судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 60 000 руб.
Отклоняя доводы истца о нарушении ее трудовых прав, суд указал на то, что они основаны на неверном толковании истцом норм материального права. Председатель Контрольно-счетной палаты г. Челябинска имеет публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что, принимая во внимание, что Гутова Н.В. занимала муниципальную должность председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска, нормы Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Трудового кодекса Российской Федерации, к спорным правоотношениям неприменимы, полномочия должностного лица контрольно-счетного органа, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность, могут быть прекращены досрочно только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
То обстоятельство, что Гутова Н.В. освобождена досрочно от замещаемой должности председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска на основании пункта 8 части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2021 г. ФЗ-6 "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в период нахождения в ежегодном основном оплачиваемом отпуске, который предоставила себе распоряжением от 14 октября 2022 г. N 60-к, на законность принятого Челябинской городской Думой решения от 25 октября 2022 г. N 33/3 не влияет, поскольку нормы части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", которыми установлен исчерпывающий перечень случаев досрочного освобождения от должности на основании решения законодательного (представительного) органа в отношении должностного лица контрольно-счетного органа, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность, не содержит запрета на досрочное освобождение должностного лица от занимаемой должности, находящегося в ежегодном оплачиваемом отпуске, а нормы Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Трудового кодекса Российской Федерации, на должностных лиц контрольно-счетного органа, замещающих государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность, не распространяется.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленными судами судебными актами и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
В кассационной жалобе истец приводит доводы о том, что приказ о ее увольнении Контрольно-счетной палатой г..Челябинска не издавался. Фактически срочный трудовой договор, заключенный между ней и Контрольно-счетной палатой г..Челябинска, был прекращен оспариваемым решением Челябинской городской Думы. Согласно пункту 3 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2014 г, разъясняя, что в определении от 14 января 2014 г..N 75-О "По запросу Правительства Республики Карелия о проверке конституционности положения пункта 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия", Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что публично-правовой статус лиц, замещающих государственные должности, предполагает особое правовое регулирование их назначения на должность и освобождения от должности, которое существенно отличается от положений трудового законодательства и законодательства о государственной службе, касающихся приема на работу (службу) и увольнения с работы (со службы), при этом требования о наличии оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные нормами Трудового кодекса Российской Федерации, неприменимы. В связи с чем заявитель полагает, что в решении Челябинской городской Думы, а затем и в принятом во исполнение решения приказе Контрольно-счетной палаты г..Челябинска об увольнении должно быть указано иное основание увольнения, чем предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации. В решении Челябинской городской Думы N 33/3 от 25 октября 2022 г..основанием увольнения указан пункт 8 части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г..N 6-ФЗ "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Данная норма является альтернативной и содержит два основания: должностное лицо освобождается от должности либо за нарушение требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на него должностных полномочий, либо за злоупотребление должностными полномочиями. Из решения не усматривается, за что именно она уволена, не указано, какой из трех законов, определенных пунктом 8 части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2021 г..N 6-ФЗ "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", ею нарушен, не указана дата, с которой она освобождается от должности.
Также приводит доводы о том, что Контрольно-счетной палатой г. Челябинска сделана запись в трудовой книжке, предусматривающая основание увольнения "Освободить досрочно от занимаемой муниципальной должности"; основания увольнения (норма права, ссылки на конкретную статью, часть, пункт закона) не указаны, в графе "номер и дата документа, на основании которого внесена запись" указано: "решение Челябинской городской Думы от 25 октября 2022 г. N 33/3". В соответствии со статьей 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
Судебная коллегия полагает, что приведенные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и не опровергают выводы судов о законности оспариваемого истцом решения Челябинской городской Думы N 33/3 от 25 октября 2022 г. о досрочном прекращении ее полномочий.
В соответствии с пунктом 8 части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2021 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" должностное лицо контрольно-счетного органа, замещающее государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность, досрочно освобождается от должности на основании решения законодательного (представительного) органа в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Как установлено судами и следует из материалов дела, решение о досрочном прекращении полномочий истца как председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска принято по результатам рассмотрения представления прокурора г. Челябинска от 7 октября 2022 г. N 21-2022, в котором указано, что в ходе прокурорской проверки выявлено нарушение Гутовой Н.В. части 1 статьи 10, части 41 статьи 121 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", которое выразилось в несообщении в установленном порядке о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также непринятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, в связи с принятием на работу племянницы "данные изъяты" Именно по данному факту истцу предлагалось дать письменные пояснения комиссии, предварительно рассматривавшей представление прокурора.
Предусмотренное законом основание для досрочного прекращения полномочий (пункт 8 части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2021 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"), а также дата прекращения полномочий (25 октября 2022 г.) в решении указаны. Заверенная надлежащим образом копия данного решения выдана истцу и приложена ею к исковому заявлению (л.д. 15 т.1).
С учетом изложенного, отсутствие в решении Челябинской городской Думы ссылки на нормы Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", нарушение которых вменяется в вину истцу основанием для признания оспариваемого решения незаконным не является.
Отсутствие приказа об увольнении, неверное, по мнению истца, оформление записи в ее трудовой книжке также свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения Челябинской городской Думы. Срочный трудовой договор между Челябинской городской Думой и истцом не заключался и не был прекращен оспариваемым решением Челябинской городской Думы. В рамках рассматриваемого спора истец не просила суд обязать ответчика внести изменения в ее трудовую книжку в части основания увольнения.
Кроме того, заявитель в кассационной жалобе приводит доводы о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г..N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, муниципального образования относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" от 17 марта 2004 г..N 2, статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации запрещает ограничивать кого-либо в трудовых правах и свободах в зависимости от должностного положения. Учитывая, что увольнение председателя Контрольно-счетной палаты г..Челябинска в связи с принятием представительным органом решения о досрочном прекращении трудового договора по существу является увольнением по инициативе работодателя, при этом специальные нормы права, регулирующие особенности труда муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, не содержат норм, лишающих этих лиц гарантии, установленной частью шестой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в виде запрета на увольнение работника по инициативе работодателя в период пребывания в отпуске, трудовой договор с руководителем Контрольно-счетной палаты не может быть прекращен в период пребывания в отпуске. Фактическое положение лиц, замещающих муниципальные должности при исполнении ими своих обязанностей по срочному трудовому договору (контракту), не может быть хуже положения обычных работников.
Согласно пункту 10 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2016 г, на основании части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Истец в момент увольнения (досрочной отставки) находилась в отпуске, в связи с этим не смогла присутствовать на заседании комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с результатами проверки ознакомлена не была, однако, суд первой и второй инстанции не дали оценки данному обстоятельству, не применили положения статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации о том, что работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.
Судебная коллегия полагает, что приведенные доводы жалобы основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права, регламентирующих спорные правоотношения, и о незаконности судебных постановлений не свидетельствуют.
В силу положений статьи 38 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования (часть 1).
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2).
Согласно абзацу 20 части 1 статьи 2 указанного Закона в редакции, действовавшей на дату назначения Гутовой Н.В. на должность председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска (27 октября 2020 г.), лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе. Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 225-ФЗ указанный абзац Закона изложен в новой редакции, согласно которой лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования.
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований" правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 2).
Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (часть 2 статьи 3).
Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 6 статьи 3 в редакции от 27 декабря 2018 г.).
Частью 3 статьи 5 указанного Закона в редакции, действовавшей на дату назначения Гутовой Н.В. на должность председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска (27 октября 2020 г.), предусматривалось, что должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могут быть отнесены соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 225-ФЗ часть 3 статьи 5 Закона изложена в новой редакции, согласно которой должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, муниципального образования относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям.
По смыслу приведенных положений федерального законодательства, Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 225-ФЗ установлена императивная норма об отнесении должностей председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа к государственным должностям субъекта Российской Федерации и муниципальным должностям.
С 30 сентября 2021 г. (дня вступления в силу Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 255-ФЗ) правовых оснований для замещения названных должностей государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации (далее - гражданские служащие) и муниципальными служащими не имеется.
Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа, замещающие государственные должности субъекта Российской Федерации или муниципальные должности, имеют публично-правовой статус и с ними не должен заключаться трудовой договор, поскольку данные лица осуществляют свою деятельность в сфере регулирования публично-правовых, а не трудовых отношений.
Исполнение председателем контрольно-счетного органа муниципального образования полномочий по муниципальной должности не влечет возникновения трудовых правоотношений.
До вступления в силу изменений относительно правового статуса должностей председателей контрольно-счетных органов муниципальных образований, внесенных Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 225-ФЗ в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ, должность председателя контрольно-счетных палат муниципальных образований могла быть отнесена к муниципальной должности в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В случае если должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации не были отнесены к муниципальным должностям, то такие лица наделялись статусом муниципальных служащих, и их должности относились к должностям муниципальной службы, должность председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования могла замещаться на условиях срочного служебного контракта или срочного трудового договора. Соответственно, на таких лиц должно распространяться действие трудового законодательства, законодательства о муниципальной службе.
Поскольку нормы Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 225-ФЗ (в качестве переходных положений) и Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ (в качестве основных положений) не предусматривают основания для досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа, назначенных на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и муниципальный службы, до вступления в силу Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 225-ФЗ, а также возможность их перевода на государственные должности субъекта Российской Федерации и муниципальные должности, данные лица осуществляют деятельность до истечения срока своих полномочий в качестве соответственно государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и муниципальных служащих в соответствии с условиями, установленными трудовым договором.
Аналогичная правовая позиция изложена в письмах Минтруда России от 27 августа 2021 г. N 28-7/10/П-6439, от 9 января 2023 г. N 28-5/В-5 (л.д. 121-123 т.3), разъяснениях Комитета Государственной Думы Российской Федерации по региональной политике и местному самоуправлению о порядке, условиях и сроке прекращения полномочий лиц, назначенных на должности муниципальной службы в контрольно-счетных органах муниципальных образований до 30 сентября 2021 г, а также возможности их перевода на муниципальные должности (опубликованы на официальном сайте http://www.komitet4.km.duma.gov.ru в разделе Вопрос-ответ //Комитет Госдумы по ФУиВМС:. 2021. URL: (дата обращения: 29 сентября 2021 г.), и согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в определении от 14 января 2014 г. N 75-О, в постановлении от 27 июня 2013 г. N 15-П, постановлении от 2 апреля 2002 г. N 7-П.
Решением Челябинской городской Думы от 27 сентября 2011 г. N 27/13 утверждены Положения о Контрольно-счетной палате г. Челябинска, ее структуре и штатной численности, Положение об установлении мер по материальному и социальному обеспечению лиц, замещающих муниципальные должности в Контрольно-счетной палате г. Челябинска.
Частью 1 статьи 1 Положения о Контрольно-счетной палате г. Челябинска в редакции, действовавшей на дату назначения истца на должность председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска (27 октября 2020 г.), предусмотрено, что правовое регулирование организации и деятельности Контрольно-счетной палаты г. Челябинска основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности Контрольно-счетной палаты г. Челябинска осуществляется также законами Челябинской области.
В соответствии с частью 1 статьи 2 данного Положения Контрольно-счетная палата г. Челябинска входит в структуру органов местного самоуправления г. Челябинска и является контрольно-счетным органом г. Челябинска.
Должность председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска относится к муниципальной должности (часть 2 статьи 3 в редакции, действовавшей на 27 октября 2020 г. - дату назначения Гутовой Н.В. на должность).
Учитывая изложенное, Гутова Н.В. с даты назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска и до досрочного прекращения ее полномочий 25 октября 2022 г. занимала муниципальную должность, в связи с чем с ней не должен заключаться трудовой договор, поскольку она осуществляла свою деятельность в сфере регулирования публично-правовых, а не трудовых отношений.
Досрочное прекращение полномочий истца осуществлено на основании специального закона, а не по нормам Трудового кодекса Российской Федерации. Следовательно, при принятии такого решения Челябинской городской Думой не должны были приниматься во внимание положения статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие запрет на увольнение работников по инициативе работодателя в период пребывания в отпуске.
В судебном заседании суда кассационной инстанции истец ссылалась на то, что заключила трудовой договор, подписав его и от имени работодателя, и от имени работника, о заключении такого договора есть отметка в личной карточке формы Т-2.
Судебная коллегия полагает, что данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о работе истца на условиях трудового договора, поскольку данный договор оформлен истцом в отсутствие законных оснований.
Ссылки истца на пункт 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" от 17 марта 2004 г. N 2, Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2016 г. основаны на ошибочном отождествлении истцом понятий "муниципальная должность" и "должность муниципальной службы".
Между тем данные понятия не тождественны.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ) под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Нормы статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ предусматривают, что должностью муниципальной службы является должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 16 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Законом Челябинской области от 28 июня 2007 г. N 153-ЗО утвержден Реестр должностей муниципальной службы в Челябинской области. В Перечне 5 данного реестра в редакции, действовавшей на 27 октября 2020 г, а также в последующих редакциях, должность председателя органа муниципального финансового контроля г. Челябинска (председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска) не значилась и не значится. Следовательно, истец не могла занимать и не занимала в период с 27 октября 2020 г. по 25 октября 2022 г. должность муниципальной службы на условиях трудового договора (контракта).
Вопреки доводам жалобы, положения части 9 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6 ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", в которой указано, что права, обязанности и ответственность работников контрольно-счетных органов определяются настоящим Федеральным законом, законодательством о государственной гражданской службе, законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, на истца не распространяются, а относятся к иным работникам Контрольно-счетной палаты г. Челябинска, которые замещают должности муниципальной службы, указанные в вышеприведенном Реестре должностей.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что пребывание истца в отпуске не повлекло нарушение ее прав при принятии оспариваемого решения о досрочном прекращении полномочий, поскольку из материалов дела следует, что истец заблаговременно получила для ознакомления представление прокурора, реализовала свое право на дачу объяснений относительно поставленного в представлении вопроса, была приглашена на заседание комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, участвовала на заседании постоянной комиссии по местному самоуправлению и заседании Думы по рассматриваемого вопросу. Истец находилась в отпуске с 14 октября 2022 г. (после поступления в Челябинскую городскую думу представления прокурора по результатам проверки), который был предоставлен на 12 календарных дней собственным распоряжением за неотработанный рабочий период с 31 октября 2022 г. по 30 октября 2023 г. (л.д. 18 т.1).
Доводы кассационной жалобы о нарушении Челябинской городской Думой порядка принятия оспариваемого решения, поскольку в нарушение пунктов 9, 10 статьи 28 Регламента Челябинской городской Думы от 20 января 2015 г. N 5/1 представление прокурора Думой не рассматривалось и решение по нему принято не было, судебной коллегией также отклоняется, как необоснованное.
В соответствии с пунктом 9 статьи 28 Регламента Челябинской городской Думы от 20 января 2015 г. N 5/1 в редакции, действовавшей на 25 октября 2022 г, проекты решений городской Думы о рассмотрении актов прокурорского реагирования вносятся в качестве внеплановых вопросов в повестку очередного заседания городской Думы.
Согласно пункту 10 той же статьи по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования городская Дума принимает одно из следующих решений городской Думы: 1) удовлетворить акт прокурорского реагирования полностью или частично; 2) отклонить акт прокурорского реагирования.
Как следует из выписки из протокола тридцать третьего заседания Челябинской городской Думы от 25 октября 2022 г, на заседании с участием Гутовой Н.В. принято решение о досрочном освобождении от замещаемой муниципальной должности председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска Гутовой Н.В. на основании представления прокурора г. Челябинска от 7 октября 2022 г. N 21-2022 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Таким образом, из протокола следует, что Челябинской городской Думой представление прокурора г. Челябинска от 7 октября 2022 г. N 21-2022 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции рассмотрено. В представлении прокурора содержалось требование рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности должностных лиц, допустивших нарушения (Гутову Н.В.), в том числе о досрочном освобождении от должности. Челябинская городская Дума по результатам рассмотрения представления приняла решение о досрочном освобождении Гутовой Н.В. от должности, тем самым удовлетворила представление прокурора.
Из приведенных положений Регламента, вопреки доводам жалобы, не следует, что Челябинская городская Дума не могла принять такое решение на одном заседании.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов о доказанности наличия конфликта интересов в связи с принятием истцом на работу в Контрольно-счетную палату г. Челябинска племянницы Пыхтиной Т.А, которая, по мнению заявителя, в силу положений статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" не состоит с ней ни в близком родстве, ни в свойстве, напрямую ей не подчиняется, судебная коллегия также полагает необоснованными.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1).
В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2).
По смыслу приведенных нормативных положений под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и гражданами, с которыми лица, состоящие в близком родстве или свойстве с лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
К такому гражданину относится "данные изъяты" - дочь (близкий родственник) "данные изъяты" являющегося лицом, состоящим в близком родстве с Гутовой Н.В. (ее братом).
Согласно методическим рекомендациям по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, данным в письме Минтруда России от 26 октября 2018 г. N 18-0/10/П-5146, исходя из предусмотренного нормативного определения конфликта интересов для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, первоначально необходимо достоверно установить, а в последующем изложить в докладе о результатах проверки одновременное наличие следующих обстоятельств:
1) наличие личной заинтересованности.
Личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым относятся:
а) его близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей);
б) граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) его близкие родственники или свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Личная заинтересованность должностного лица обусловлена возможностью получения доходов (включая доходы, полученные в виде имущественной выгоды), а также иных выгод.
К доходам, в частности, относится получение: а) денег (в наличной и безналичной форме); б) иного имущества, под которым понимаются вещи (недвижимость, транспортные средства, драгоценности, документарные ценные бумаги и т.д.), бездокументарные ценные бумаги и имущественные права (право требования кредитора и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, предполагающие возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться имуществом, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.); в) услуг имущественного характера; г) результатов выполненных работ; д) имущественных выгод, в том числе освобождение от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).
Определение конфликта интересов, используемое для целей противодействия коррупции, основывается на понятии "коррупция", установленном в статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", и подразумевает извлечение (возможность извлечения) из ситуации конфликта интереса выгоды имущественного характера (материального преимущества).
Для целей настоящих методических рекомендаций под иными выгодами понимаются выгоды имущественного характера (материальное преимущество).
К иным выгодам, в частности, относятся: а) получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.; в) продвижение на вышестоящую должность или предоставление более престижного места службы (работы), содействие в получении поощрений и наград, научной степени и т.д. В ряде случаев выгода может быть опосредована.
Получение (возможность получения) доходов или выгод, как правило, возникает в результате принятия (возможности принятия) должностным лицом решений в отношении самого себя или лиц, с которыми связана его личная заинтересованность. Однако необходимо учитывать, что личная заинтересованность может реализовываться также путем совершения должностным лицом действий (бездействия) в отношении третьих лиц в целях создания преимуществ и получения выгод для себя и лиц, с которыми связана личная заинтересованность, в частности путем ограничения конкуренции, исключения равных условий для получения доходов и выгод;
2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности. Должностное лицо обладает необходимыми для исполнения должностных обязанностей полномочиями, которые, в частности, выражаются в его праве принимать управленческие решения или участвовать в принятии таких решений, в том числе участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов, локальных актов организаций и т.д.
В рамках реализации своих полномочий должностное лицо может: а) самостоятельно совершить действия (бездействие) для реализации личной заинтересованности; б) давать поручение или оказать иное влияние на подчиненных или подконтрольных ему лиц, в компетенцию которых входит непосредственное совершение действия (бездействие), которые приводят (могут привести) к получению доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность.
Для подтверждения данного обстоятельства необходимо проанализировать нормативные правовые акты, локальные акты и иные документы (должностной регламент, должностная инструкция, положение о государственном органе, органе местного самоуправления, о структурном подразделении органа или организации и т.д.), определяющие круг полномочий и должностных обязанностей должностного лица, а в случае отсутствия таких актов и документов - проанализировать фактически осуществляемые полномочия и обязанности, в том числе конкретные решения должностного лица, которые могут выражаться в виде резолюций, поручений, распоряжений, протоколов совещаний и пр.;
3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
Вопреки доводам жалобы, решение о досрочном прекращении полномочий в отношении истца принято с соблюдением вышеприведенных методических рекомендаций, факт наличия у истца конфликта интересов в виде личной заинтересованности, которая может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение Гутовой Н.В. и "данные изъяты" должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), нашел подтверждение в ходе проведенной прокурорской проверки, в ходе рассмотрения представления прокурора на заседаниях комиссий и Челябинской городской Думы, а также в ходе судебного разбирательства по настоящему гражданскому делу.
Предметом оценки суда являлись, в том числе, материалы прокурорской проверки, в которых имеются документы из личных дел "данные изъяты" из управления муниципальных закупок администрации г. Челябинска, Контрольно-счетной палаты г. Челябинска, личного дела Гутовой Н.В. из управления муниципальных закупок администрации г. Челябинска (л.д. 133-199 т.1), материалы личного дела Гутовой Н.В. из Контрольно-счетной палаты г. Челябинска (л.д. 200-250 т.1, л.д. 1-76 т.2), утвержденные Гутовой Н.В. Планы работы Контрольно-счетной палаты г. Челябинска на 1, 2 кварталы 2022 г. (л.д. 167-185 т.2), подписанные Гутовой Н.В. распоряжения о премировании "данные изъяты" в числе других сотрудников от 24 декабря 2021 г. N 145-лс, от 24 февраля 2022 г. N 5-лс, от 8 сентября 2021 г. N 85-лс, от 8 апреля 2022 г. N 17-лс (л.д. 180-181, 188-189, 191-192, 194-195 т.3).
Из данных документов усматривается и не отрицается истцом, что "данные изъяты" "данные изъяты" г. рождения, приходится братом Гутовой Н.В. и отцом "данные изъяты"
Согласно Приложению N 2 к решению Челябинской городской Думы от 27 сентября 2011 г. N 27/13 "Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате г. Челябинска" аппарат палаты находится в подчинении председателя палаты.
Гутова Н.В, занимая должность начальника управления муниципальных закупок администрации г. Челябинска, подписала приказ от 11 июня 2020 г. N 62/к о приеме своей племянницы Пыхтиной Т.А, имеющей специальность "Механизация переработки сельскохозяйственной продукции", квалификацию инженера, на работу в данное управление без испытательного срока старшим экономистом отдела юридической и кадровой службы с 11 июня 2020 г. Затем, после своего увольнения из управления и назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска, Гутова Н.В. подписала распоряжение от 1 июля 2021 г. N 55-лс о назначении "данные изъяты" на должность муниципальной службы главного специалиста Контрольно-счетной палаты г. Челябинска также без испытательного срока, без опыта работы в должностях муниципальной службы, и соглашение о расторжении заключенного с "данные изъяты" трудового договора от 5 августа 2022 г.
Реализуя полномочия руководителя, Гутова Н.В. принимала в отношении подчиненной ей Пыхтиной Т.А. решения о даче поручений, в том числе по составлению и предоставлению в установленные сроки бюджетной и иной отчетности, контролю за соблюдением законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции сотрудниками палаты, организация и проведение мероприятий по повышению квалификаций и компетенций сотрудников, подготовке и утверждению организационно-распорядительных и технических документов по защите персональных данных, подготовке и проведению конкурса на включение в кадровый резерв палаты. Кроме того, принимала решения о премировании в числе других работников палаты.
Таким образом, Гутовой Н.В. путем использования своих должностных полномочий председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска осуществлено трудоустройство на должность муниципальной службы (находящейся в ее подчинении) дочери своего родного брата, для которой создана выгода в виде получения без испытательного срока, в отсутствие опыта работы на должностях муниципальной службы, профильного образования, соответствующей должности, карьерного роста, получение стабильного дохода, тем самым создана ситуация конфликта интересов, при которой личная заинтересованность как истца, так и "данные изъяты" обусловленная родственными связями, может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление ими своих полномочий, что влечет обязанность Гутовой Н.В. принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Однако данную обязанность истец не выполнила, соответствующее уведомление в комиссию Челябинской городской Думы не подала, что и послужило основанием для досрочного прекращения полномочий.
Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что профильной комиссией Челябинской городской Думы не принималось решение о проведении проверки по фактам, изложенным в представлении прокурора, не свидетельствует о незаконности принятого решения о досрочном прекращении полномочий истца как председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска.
Отклоняя аналогичные доводы апелляционной жалобы истца о том, что ответчиком Челябинской городской Думой нарушен порядок ее досрочного освобождения от занимаемой должности, поскольку изложенная в представлении прокурора г. Челябинска от 7 октября 2022 г. N 21-2022 информация подлежала рассмотрению комиссией Челябинской городской Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности в г. Челябинске и внутригородских районах, в рамках отдельной проверки, чего сделано не было, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Решением Челябинской городской Думы от 25 декабря 2018 г. N 48/27 утверждено Положение о комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности в г. Челябинске и внутригородских районах (далее - комиссия).
Согласно подпункту 9 пункта 3 данного Положения комиссия является органом, уполномоченным Челябинской городской Думой, Советами депутатов внутригородских районов, главами внутригородских районов, Контрольно-счетной палатой г. Челябинска на осуществление приема и рассмотрения уведомлений Главы г. Челябинска о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Пунктом 49 Положения (раздел 7. Порядок работы комиссии при проведении проверки соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов при поступлении информации) предусмотрено, что комиссия проводит проверку соблюдения, в том числе, лицами, замещающими муниципальные должности в Контрольно-счетной палате г. Челябинска, в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, предусмотренной названным разделом, ограничений, запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, установленных законодательством Российской Федерации.
Проверка, указанная в пункте 49 Положения, осуществляется по решению комиссии. Решение принимается отдельно в отношении каждого лица, указанного в пункте 49 Положения, оформляется в письменном виде (пункт 50 Положения).
В соответствии с пунктом 51 Положения основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 49 Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде, в том числе, правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Анализ вышеприведенных пунктов 49, 50, 51 Положения не позволяет сделать вывод об обязательном принятии комиссией решения о назначении и проведении проверки соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов при поступлении информации. Положением не предусмотрена обязанность комиссии принимать решение по назначению и проведению проверки соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов при поступлении информации.
В данном случае комиссия на заседании, состоявшемся 18 октября 2022 г, исследовав представление прокурора г. Челябинска от 7 октября 2022 г. N 21-2022 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, письменные пояснения председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска Гутовой Н.В, копии документов, представленных в Челябинскую городскую Думу в качестве приложений к предложению о кандидатуре на должность председателя Контрольно-счетной палаты г. Челябинска, информацию, полученную из открытых источников, пришла к выводу о том, что факт нарушения председателем Контрольно-счетной палаты г. Челябинска Гутовой Н.В. положений части 41 статьи 121 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", изложенный в представлении прокурора г. Челябинска от 7 октября 2022 г. N21- 2022, подтвержден, в связи с чем предусмотренных Положением оснований для принятия решения о назначении и проведении проверки соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов при поступлении информации не имелось.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, основанными на надлежащей оценке совокупности представленных по делу доказательств и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Вопреки доводам жалобы, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, в том числе при распределении бремени доказывания между сторонами спора, судами при рассмотрении дела не допущено. Доказательства законности принятия оспариваемого истцом решения Челябинской городской Думы представляли ответчики по делу.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Челябинска от 11 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гутовой Натальи Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.